Материал к уроку. Тема "Синонимы"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Боброва Елена Владимировна

Данный материал можно использовать на уроках изучения лексики русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Материал к уроку.  Тема «Синонимы»

Задание 1.Вставьте вместо точек нужный синоним. Объясните свой выбор. Посмотрите значение слова в словаре.

Высота, вышина.

  1. Ночь пришла. Небо чернело над чумом. Золотые звезды дрожали в….
  2. Одно за другим  засветились в небесной...

3.  Кавказ подо мною.  Один в … стою над снегами у края стремнины. 

Верхушка, вершина. 

  1. Падая, самолет задел… сосен.
  2. Альпинисты достигли … горы.
  3. Орел, с отдаленной поднявшись…, парит неподвижно со мной наравне.

Откровенный, открытый.

  1. Нам понравился его честный,… взгляд.
  2. Вечером у меня произошел… разговор.
  3. Я как - то слишком была… и чистосердечна.

Сильный, крепкий.

  1. Мне не хотелось нарушать его… сон.
  2. К утру поднялся… ветер.
  3. Городок славился грозами

         

Задание 3. Выберите наиболее точное, по вашему мнению, слово

из скобок. Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель

выбрал именно эти эпитеты?

Ветра нет, и нет ни солнца, ни тени, ни движения, ни шума; в (осеннем,

холодном, свежем, мягком) воздухе разлит ( осенний, приятный, ароматный,терпкий) запах, подобный запаху вина; (густой, тонкий, сплошной, плотный) туман стоит вдали над (пустыми, желтыми, голыми, обнаженными) полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет ( тихое, голубое, осеннее, неподвижное) небо; кое- где на липах висят последние (бурые, сухие ,золотые, желтые) листья.

Ответ: мягком, осенний, тонкий, желтыми, неподвижное ,золотые. 

Задание 4. Выберите из скобок самое удачное, на ваш взгляд,

слово. Посмотрите, какое слово предпочел автор. Почему писатель

выбрал именно этот синоним?

Около полудня обыкновенно появляются  множество круглых высоких

облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, (разбросанным, расположенным ,раскиданным, разметанным) по бесконечно (разлившейся, вышедшей из берегов) реке, (окаймляющей, обтекающей, опоясывающей)их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь ( проникнуты, пронизаны, пронзены ) светом и теплотой.

Ответ: разбросанным, разлившейся, обтекающей, проникнуты.                     

   Задание 5.

  Выгонять вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков. ( Восседая, сидя, устроившись, посиживая) без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, (болтая, размахивая, качая) руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут (напрягая, навострив, приподняв) уши; впереди всех, (задравши, приподняв, поднявши ) хвост и беспрестанно (изменяя, меняя ,перемежая ) ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве.

Ответ: сидя, болтая, навострив, задравши, меняя.

    Задание 6. Вставьте в текст пропущенные слова. Сравните свой вариант с авторским. Посмотрите значение слов, подобранных вами, и слов, которые использовал автор, в толковом словаре. Объясните разницу в значении и употреблении слов.

  Дверь… растворилась, и я увидал женщину лет двадцати, высокую и стройную, с цыганским… лицом, изжелта- карими глазами и черною как… косою; большие белые зубы так и… из- под полных и красивых губ. На ней было белое платье; голубая шаль, заколотая у самого горла золотой булавкой, прикрывала до половины ее тонкие,… руки. Она шагнула раза два с… неловкостью дикарки, остановилась и….Очень она мне нравилась. Тоненький…нос с открытыми полупрозрачными ноздрями,…очерк высоких бровей, бледные, чуть- чуть впалые щеки - все черты ее лица выражали своенравную страсть и беззаботную…. Из - под закрученной

косы вниз по широкой шее…две прядки блестящих волосиков - признак крови и силы.         

Ответ: тихонько, смуглым, смоль, сверкали, породистые, застенчивой, потупилась, орлиный, смелый, удаль, шли.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»

Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...

Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе

Недалеко от города Нестеров  Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...