Практическая работа по теме "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Князева Елена Игоревна

Практическая работа со словарями по теме "Лексика" (5 класс) с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_teme.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Лексика. Фразеология»

(работа со словарями)

  1. класс
  1. Какие из перечисленных слов являются однозначными? Проверьте по словарю С.И.Ожегова.

I вариант

II вариант

     Вздох, лоскут, завоевание, размыв, синька, тефтели, хвоя, тест

    Вздор, ломака, промозглый, рыцарь, тёрка, хамский, утеплитель, анаконда

  1. Какие слова являются омонимами? Запишите их значение.

     Дробь, крюк, мемориал, подкова, устав

     Завещание, лава, окно, смекалка, тендер

 

  1. Имеют ли данные слова переносное значение? Запишите переносное значение данных слов.

     Циркулировать –

     делянка –

     минор –

     Этажерка –

     квашня –

     набросок –

  1. Запишите синонимы

     К слову «жара» –

     К слову «луна» –

  1. Укажите, из каких языков заимствованы данные слова

Дезертир –

саранча –

хоккей –

гладиолус –

анаконда –

Прокурор –

факт –

чемпион –

гранат –

капсула –

  1. Определите значение данных фразеологизмов

     Наступать на мозоль –

     Хоть шаром покати –

     Есть ещё порох в пороховницах –

     Сидеть на пороховой бочке –  

     Яблоко раздора –

     Бесплатный сыр –

  1. Запишите к данным словам антонимы

     Грубость –

     плавный –

     согревать –

     мажорный –

     Накопитель –

     восторг –

     фронт –

     край –

Практическая работа по теме «Лексика. Фразеология»

(работа со словарями)

5 класс

Ответы

  1. Какие из перечисленных слов являются однозначными? Проверьте по словарю С.И.Ожегова.

I вариант

II вариант

     Вздох, лоскут, завоевание, размыв, синька, тефтели, хвоя, тест

    Вздор, ломака, промозглый, рыцарь, тёрка, хамский, утеплитель, анаконда

  1. Какие слова являются омонимами? Запишите их значение.

     Дробь1 – мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья.

Дробь2 – число, являющееся частью единицы.

Дробь3 – частые прерывистые звуки.

 

 крюк, мемориал, подкова,

Устав1 – свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности, исполнения чего-нибудь.

Устав2 – крупный почерк древнегреческих и славяно-русских рукописей, отличающийся тщательно выведенными буквами.

     Завещание,

Лава1 – расплавленная минеральная масса, выбрасываемая вулканом на земную поверхность при извержении.

Лава2 – казачья атака – охват противника в конном рассыпном строю.

Лава3 – в шахте: забой со сплошной системой разработки угольного пласта.

 окно, смекалка,

Тендер1 – специальный вагон для топлива, воды, сцепленный с паровозом, или задняя часть паровоза, приспособленная для хранения топлива, воды.

Тендер2 – конкурентные торги, конкурсная форма размещения заказа.

  1. Имеют ли данные слова переносное значение? Запишите.

     Циркулировать – ходить, двигаться взад и вперёд;

делянка –

минор – грустное, подавленное настроение

     Этажерка – небольшой биплан простой конструкции с двумя плоскостями, расположенными одна над другой;

квашня – о вялом и толстом, неповоротливом человеке;

набросок –

  1. Запишите синонимы

     К слову «жара» – зной, пекло, жарища, жарынь

     К слову «луна» – месяц, селена, небесная лампада, колесница ночи, диана

  1. Укажите, из каких языков заимствованы данные слова

Дезертир – нем.,

саранча – тюрк.,

хоккей – англ.,

гладиолус – лат.,

анаконда – испан.

Прокурор – фран.,

факт – польск.,

чемпион – англ.,

гранат – нем.,

капсула – лат.

  1. Определите значение данных фразеологизмов

     Наступать на мозоль – затрагивать то, что сильно волнует кого-либо.

     Хоть шаром покати – совсем пусто, ничего нет.

     Есть ещё порох в пороховницах – кто-либо полон энергии, сил для того, чтобы что-либо сделать.

     Сидеть на пороховой бочке – быть, находиться в рискованном положении, в ожидании неприятностей.

     Яблоко раздора – повод, причина конфликта.

     Бесплатный сыр – приманка, заманивающая в ловушку.

  1. Запишите к данным словам антонимы

     Грубость – нежность,

     плавный – порывистый,

     согревать – остужать,

     мажорный – минорный

     Накопитель – расточитель,

     восторг – негодование,

     фронт – тыл,

     край – середина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...