Мотивация на уроках русского языка в средней школе
статья по русскому языку

В данной статье содержатся конкретные предложения и упражнения по мотивации учащихся к изучению русского языка на уроках в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Мотивация на уроках русского языка.

                   Очень часто приходит на ум часто цитируемая, но очень точная по своей сути фраза: «Насильно счастливым сделать нельзя».  Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Правда, пока особых успехов нет. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды, презентации, различные игры и тому подобное. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Данная статья не решит всех проблем заинтересованности школьников изучением русского языка, но она поможет учителям помнить об этих проблемах, держать их в поле зрения, работать в этом направлении.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность» (Немов Р. Психология. М.: Просвещение, 1995). Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становиться то или иное поведение.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для различных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит, определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником. Особенно это актуально при изучении русского языка.

Всеми силами следует заботиться о создании, о восстановлении (если он утрачен) положительного эмоционального климата. Особенно в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю, а то и к школе, порождающая постоянную тревожность и беспокойство. Давайте задумаемся вот над чем: мы провозгласили личностно-ориентированную, гуманистическую пародигму. Но отказались ли от привычной угрозы «двойкой», вызовом родителей и т.д.? А ведь мы знаем, какие отрицательные эмоции вызывают подобные наши действия. Как часто у школьника возникает сознание: лучше ничего не делать, чем быть «плохим учеником», у которого ничего не получается. Поэтому будем всемерно заботиться о преобладании положительных эмоций на каждом нашем уроке. Право же, это и учителям полезно.

Известно, что мотивация в различных возрастных группах школьников проявляется по-разному. Чтобы понять возрастную специфику мотивов в каждом школьном периоде, надо соотнести их с особенностями возраста.

                Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех её показателей) считаю целесообразным проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Нами разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

                   Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами. Формулировки вопросов в анкетах для различных возрастов в большинстве совпадают, однако пилотажное исследование и апробация методик позволили выявить различия в формулировках ответов у учащихся различных возрастов, что мы и считали необходимым отразить при составлении анкет.

Если сделать этот мониторинг постоянным, школа может отслеживать, расчет или уменьшается число ребят с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации. Без такой положительной динамики вряд ли можно вести речь о высоком качестве образования в этой школе. К источнику знаний учителя ребят позвали. Но вот захотят ли они припасть к этому источнику и черпать из него – вот вопрос…

                 Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать на уроках филологического цикла, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

1. “Линия времени”.

            Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю  самые важные периоды, требующие от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал по принципу от общего к частному.

2. Метафоры.

               С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют   глубинные структуры психики.

             Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.

                Например, такая. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.

3. Свойства памяти.

Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума.

4. Один из вариантов рефлексии по предмету:

 

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/103873/img1.gif

5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

В. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

– Чего не случится, если я буду писать грамотно?

– Чего не случится , если я не буду писать грамотно?

– Что случится, если я буду писать грамотно?

– Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники провожу в начале или в конце триместра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

6. Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

7. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

8. В старших классах практиковала “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

9. Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

10. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

11. Образовательная стратегия.

– Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

– Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

12. Закрепление правил в игре с мячом.

Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

Упражнения типа:

– Что ты видел, слышал, чувствовал,

когда ехал в школу;

во время прогулки по осеннему парку;

когда выполнял домашнее задание по русскому языку;

на берегу моря.

и т.д.

14. В начале урока:

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

(Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.)

–  Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 15. “Да-нетка”

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

16. “Оратор”.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

17. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

18. “Фантазёр”.

На доске записана тема урока.

– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

– Вот видите, как важно…..

19. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

20. “Кумир”

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

21. “Профи”

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

22. “Суд”.

Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

СЛОВАРНАЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ) РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Задачи преподавания русского языка в школе заключаются в том, чтобы научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме , для чег...

Ролевая игра как средство мотивации на уроках иностранного языка в средней школе.

Значение игры в обучении английскому языку отмечается всеми ведущими педагогами и психологами. Особенно трудно переоценить применение ролевой игры в процессе развития универсальных учебных действий на...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...

Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе.

В данной работе предложены приемы, способствующие повышению мотивации при обучении русскому языку в средней школе....