Самоанализ учителя - предметника
статья по русскому языку

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Самоанализ учителя - предметника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uchitelya-predmetnika.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя - предметника

Повышение эффективности и качества обучения является для каждого учителя одним из важнейших показателей успешности учебного процесса, что определяет уровень успеваемости обучающихся.

В МОБУ «Центр образования» поступают обучающиеся с 14 лет по направлению УО ОА г. Якутска. В основном это дети, которые имеют перерыв в обучении, оставленные на повторный курс обучения, имеющие низкую мотивацию к обучению, это дети и взрослые оказавшиеся в трудной жизненный ситуации, которые привлекались к уголовной и  /или/ административной ответственности, имеют детей, неофициальных супругов, работают, получают дополнительное образование. Именно по этой причине для нашего контингента учителем используются максимальные усилия для оптимизации учебного процесса, формирования стойкой положительной мотивации к изучению учебного предмета и активизации умственной деятельности  на уроках, различные методы, приемы, технологии: приемы игрового метода, проблемный метод, информационно - компьютерные технологии, тестовые технологии, ресурсы сети Интернет, мультимедийные технологии т.д.

Данные таблиц были составлены на основе годовых отчетов.

Из диаграммы видна положительная динамика качественной составляющей общего образования в целом. По итогам данных об успеваемости, обучающиеся демонстрируют сформированность предметных навыков и умений, а также универсальных учебных действий. Так, наиболее высокими процентами качества обучения стали 100% в 9 классе. Это обусловлено способностями обучающихся, которых можно отнести к категории высокомотивированных.

Полученные показатели свидетельствуют об эффективности использования  современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.

На основе анализа работы по качеству знаний вытекают следующие задачи:

- повышение профессиональной квалификации;

- усиление работы с низкомотивированными и высокомотивированными обучающимися через индивидуализацию процесса обучения.

  1. Используемые виды диагностики уровня знаний обучающихся.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) недостаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов.

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов для 9 класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). В диктантах для 9 классов должно быть— не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок;  6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Оценка сочинений и изложений.

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 9 классах проводятся в соответствии с критериями написания сочинений и изложений ОГЭ. Примерный объём текста для подробного изложения: в 9 классе — 100— 150 слов. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, использования языковых средств в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.  При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5»: 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. Оценка «4»: 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки Оценка «3»: 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов  при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «2»: 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок.

За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

        Мониторинг результатов обучения.

Успеваемость по предмету «Русский язык» очная форма обучения

Учебный год

Класс

Предмет

Успеваемость

Качество знаний

2016/2017

7

Русский язык

100 %

10 %

2016/2017

8

Русский язык

88

12%

2016/2017

11

Русский язык

100%

30%

2016/2017

Итого

Русский язык

95%

16%

2017/2018

9

Русский язык

100 %

40%

2018-2019

/1полугодие/

9

Русский язык

96%

18%

2018-2019

/1полугодие/

10

Русский язык

85%

10%

2018-2019

/1полугодие/

Итого

Русский язык

90%

14%

Успеваемость по предмету «Литература» очная форма обучения

Учебный год

Класс

Предмет

Успеваемость

Качество знаний

2016/2017

7

Литература

100 %

 20%

2016/2017

8

Литература

88%

39%

2016/2017

Итого

Литература

93%

19%

2017/2018

9

Литература

100 %

21%

2018-2019

/1полугодие/

9

Литература

98%

27%

2018-2019

/1полугодие/

10

Литература

85%

23%

2018-2019

/1полугодие/

Итого

Литература

91%

25%

Успеваемость по предмету «Литература»  очно – зочная форма обучения.

УКП при исправительных колониях всегда  составляли особенное звено системы вечернего образования. УФСИН РФ устанавливает обязательное получение  основного общего образования осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в УКП  в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика осужденных - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  

Учебный год

УКП

Класс

Предмет

Успеваемость

Качество знаний

2018/2019

/1 полугодие/

КП-2

10,11,12

Литература

100 %

 0%

2018/2019 /1полугодие/

СИЗО-1

9,10,11

Литература

100 %

 0%

Результаты  ЕГЭ

Период

Предмет

Класс

Количество

% успев.

%

качества

Наивысш балл.

2017-

2018

Русский язык

12 заочное отделение

41

95%

13%

76

Результаты ОГЭ

Период

Предмет

Класс

Количество

% успев.

%

качества

2017-

2018

Русский язык

9 очное отделение

52

98%

26%

Результаты итогового собеседования

Период

Предмет

Класс

Количество

% успев.

%

качества

2018-2019

Русский язык (итоговое собеседование)

9 очное отделение

53

94%

зачет

                                       

Результаты участия в конкурсах:

ФИ участника

Класс

Название мероприятия

Уровень

Дата участия

Результат

Игнатьева Галина

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2017

1 место

Васильева Альма

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2017

2 место

Федченко Карина

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2017

3 место

Степанов Иван

12 (з/о)

Олимпиада среди вечерних школ

республиканский

2018

6 место

Хабаров Даниил

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2018

1 место

Михайлова Ирина

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2018

2 место

Зуев Максим

9

Олимпиада среди 9 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2018

2 место

Малютина Ирина

10

Олимпиада среди 10-11 классов МОБУ «Центр образования»

школьный

2018

3место

Кондрюков Артем

9

конкурс по русскому языку «Кириллица»

международный

2018

1 место

Березовская Елена

9

НПК среди вечерних школ

республиканский

2019

Участие

Насырова Вероника

10

Олимпиада среди вечерних школ

республиканский

2019

3 место

Гасымова Светлана

10

Олимпиада  « Я- Лингвист!»

всероссийский

2019

2место

Леонтьева Наина

10

Олимпиада « Я- Лингвист!»

всероссийский

2019

3 место


Организация проектной и исследовательской работы:

Тема творческой работы

Ф.И. ученика

Особенности русского языка в сети интернет

Семинар среди вечерних школ «Гуманизация оббразования» 2019

Березовская Елена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Система работы учителя предметника в интерактивной информационной среде Moodle" учителя химии ГБОУ ЦО "Школа здоровья" №1941 Шушляпиной Юлии Петровны

Для повышения интереса к предмету и развития познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время в Центре образования №1941 широко используются различные формы обуч...

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Форма для самоанализа для аттестации учителя-предметника 2014 г.

Форма, удобная для использования при написании самоанализа работы к аттестации учителя-предметника средней школы....

Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчетучителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык

Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Английский язык, Отчет учителя-предметника 2020-2021 Суховой Т.Л. Немецкий язык...

Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»

Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие  учителя физической культуры иучителей предметников»...