Календарно – тематическое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Календарно- тематическое планирование учебных занятий по литературе по учебному комплексу В.Я. Коровиной в учетом ФГОС (2 часа в неделю) - 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_8.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование на 2018-2019  учебный год

Литература

8 класс

№ урока

Тема урока

Основные виды деятельности

Дата

1*

Ведение. Урок-лекция

Литература и история

Лекция с элементами беседы

2.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темна...», «Вдоль по улице метелица метет...».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

Беседа, выразительное чтение, комментирование художественного текста

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни;

Исполнение песни «Моей семьи».

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Чтение, ответы на вопросы, сопоставление преданий и сказок

4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Чтение по ролям, комментирование текста

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.

5*.

Урок-рассуждение

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен.

6.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

Слово о писателе.

Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Чтение, ответы на вопросы, инсценирование

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

     7.

Урок-анализ

эпизода комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Комментирование текста, подбор реплик, характеризующих главных персонажей комедии

Знакомство с биографией Карамзина, комментированное чтение повести, словарная работа.

8.

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

(на примере 1—2 произведений).

Урок развития речи

Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа.

9.

И. А. Крылов. Слово о баснописце.

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Беседа, выразительное чтение

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию

10*

Урок-презентация

А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

11.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте.

Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Тема расширения русских земель.

Образ Ермака Тимофеевича.

Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой.

Урок-практикум

12.

А. С. Пушкин. Слово о поэте.

Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября».

Их основные темы и мотивы.

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворений

13.

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах).

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, сжатый пересказ

Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

14.

А. С. Пушкин; «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Беседа, пересказ статьи

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ.

15.

Гринев:  путь духовного становления героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Комментирование произведения, анализ художественного текста

Составление плана, пересказ, работа по тексту

16*.

Урок-портрет

Семья капитана Миронова.

Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

Чтение глав повести, комментирование художественного текста, анализ текста, сопоставление сцен

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы.

17.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Пересказ, близкий к тексту. «Калмыцкой сказки», выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

18*.

Урок-конференция

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

Участие в конференции, работа в команде

19.

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система обрезов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Комментирование художественного произведения

Выступления учащихся, работа по содержанию, творческая работа.

Урок-путешествие  в мир мистики.

20

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля

21.

М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

(с обобщением изученного в 6-7 классах).

Чтение статьи учебника

Выступления учащихся, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений.

22.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой; Воспитание в монастыре.

Романтически-условный историзм поэмы.

Выразительное чтение поэмы и комментирование текста

словарная работа.

23.

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

Роль описаний природы в поэме.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Пересказ эпизода, анализ эпизода (устный)

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах.

24.

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)».

Мцыри как романтический герой.

Природа и человек в поэме «Мцыри».

Анализ текста

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения

25.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе.

Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Исторические произведения в творчестве Гоголя

(с обобщением изученного в 5—7 классах).

Чтение статьи, заочная экскурсия

Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.

26*.

Урок-открытие

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки «Ревизор» в оценке современников

Чтение статьи, заочная экскурсия

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

27-28.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Чтение замечаний для господ актеров, ответы на вопросы, анализ текста пьесы

Работа над действием №3, составление таблицы, групповая работа.

29*

Урок-монолог

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

Хлестаковщина как нравственное явление.

Пересказ, устное словесное рисование

Работа над 4-м действием 4комедии.

30.

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Связный рассказ о городничем, комментирование художественного текста

Работа над 5-м действием комедии. Составление таблицы.

31

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Беседа, устное словесное рисование, заочная экскурсия

Ответы на предложенные вопросы и задания.

Урок-беседа

32*.

Урок-исследование

Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум, комментирование художественного текста

33.

М. Е. Салтыков-Шедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Обличение строя, основанного на бесправии народа.

Образы градоначальников.

Ирония, сатира.

Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя.

Анализ художественного произведения, ответы на вопросы

Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь».

34.

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»; Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи, Анализ 16 главы. Беседа. Работа с критической литературой.

35*

Урок-обсуждение

Н. С. Л е с к о в.  Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Развитие понятия о рассказе.

Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Чтение статьи учебника, рассказа, самостоятельное формулирование вопросов по тексту

36.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий.

Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Чтение статей учебника, ответы на вопросы, пересказ по плану

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов.

37.

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».

Особенности композиции.

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

07.03

10.03

38.

Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество».

39-40.

Р.Р. Поэзия родной природы в творчестве А, С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А, А. Фета, А. Н. Майкова.

14.03

41.

А. П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

Психологизм рассказа.

17.03

21.03

42.

И. А. Бунин. Слово о писателе.

Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство И. А. Бунина-прозаика.

03.04

43.

А.И. Куприн. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Представления о любви и счастье в семье.

Понятие о сюжете и фабуле.

Художественный пересказа фрагмента, комментированное чтение, составление таблицы-характеристики главных героев

44*.

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.

Урок развития речи

Работа в группах, дискуссия.

45.

А. А. Блок. Слово о поэте.

Историческая тема в его творчестве. «Россия».

Образ России и ее территории.

Обучение выразительному чтению.

Урок развития речи, чтение статьи учебника

аналитическая беседа, творческая работа.

46-47.

С. А Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев» — поэма на историческую тему.

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Анализ фрагментов поэмы, сопоставление спроизведениям Пушкина и народными песнями

48-49*.

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина.

Урок развития речи, устное словесное рисование

Подготовка к домашнему сочинению

50

И. С. Шмелев. Слово о писателе.

«Как я стал писателем» — воспоминаниео пути к творчеству.

Чтение статьи о писателе, пересказ, комментирование художественного текста

51-52

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки).

Сатирическое изображение исторических событий.

Ироническое повествование о прошлом и современности;

Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни».

Урок внеклассного чтения

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника.

53

М. А. Осоргин. Слово о писателе.

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Анализ художественного текста

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.

54

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина.

Урок контроля

55

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.

Поэма «Василий Теркин».

Картины фронтовой жизни в поэме.

Тема честного служения Родине.

Восприятие поэмы современниками.

Ответы на вопросы, сообщение о писателе

56

Василий Теркин — защитник родной страны.

Новаторский характер образа Василия Теркина.

Правда о войне в поэме Твардовского.

Выразительное чтение, комментирование художественного текста

57

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

Юмор. Фольклорные мотивы.

Авторские отступления.

Мастерство А. Т. Твардовского в поэме.

Выразительное чтение, составление характеристики героя

58

А. П. Платонов. Слово о писателе.

Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Урок внеклассного чтения, чтение, устное словесное рисование, анализ текста

59*

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского

(«Катюша», «Враги сожгли родную хату...»),

Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют.. ,»),

А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»).

Урок развития речи

60-61

В. П. Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе.

Развитие представлений о герое-повествователе.

Пересказ по плану, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

62

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).

Урок развития речи

63*

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Анализ стихотворений, выразительное чтение

64

У. Шекспир. Слово о писателе.

«Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Чтение, художественный пересказ, сообщение о Шекспире

65*

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...»,

«Увы, мой стих не блещет новизной ...».

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Выразительное чтение сонетов, ответы на вопросы

66-67

Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера.

Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Ответы на вопросы, сопоставление скомедиямД.И.Фонвизина

68

Дж. С в и ф т. Слово о писателе.

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Чтение статьи, ответы на вопросы

69

В. С к о т т. Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман.

Чтение статьи, сравнительный анализ «Айвенго» и «Капитанской дочки»

70*

Урок-викторина

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето.

Урок внеклассного чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....