Конспект урока по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шумкова Мария Юрьевна

Конспект урока .

По теме: «Глагол как часть речи» (5 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием глагола, как частью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._trofimova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

        По теме: «Глагол как часть речи» (5 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием глагола, как частью речи

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с понятием глагола и основными морфологическими признаками;

- повторить систематизировать представления о фонетическом разборе;

- вспомнить и закрепить разбор слова по составу;

- совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся с помощью выполнения заданий и упражнений.

развивающие:

- формировать интерес пятиклассников к изучению русского языка;

- формировать память,  внимание, мышление учащихся при помощи выполнения заданий и упражнений.

воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Список использованной литературы:

1.Крамаренко, Н.О. Русский язык. 5 класс: поурочное планирование по учебнику М.М. Разумовской и др. [Текст]/ Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007.- 331с.

2.Ладыженская, Т.А. Русский язык: учебник 5 класс [Текст]/ Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2003.- 303с.

3.Соколова, А.В. Русский язык. 5 класс: поурочное планирование по программе В.В. Бабайцевой [Текст]/ А.В. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 217с.

4.Хлебенская, Г.Ф. Русский язык 5-11 классы [Текст]/ Г.Ф. Хлебенская. – М.: Мир и Образование, 2008.- 272с.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.Орг.момент.

2.Изучение новой темы.

3.Д./з.

4.Итог урока.

Метод: слово учителя.

Прием: вводное слово.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы познакомимся с темой: «Глагол как часть речи».

Метод: слово учителя.

Прием: сопроводительный

монолог.

1. Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что  делать? что сделать?

2.  Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего времени, отвечают на вопрос (Что делаю? говорю, смотрю), прошедшего времени, отвечают на вопрос (Что делал? Что сделал? говорил, смотрел)  и в форме будущего времени, отвечают на вопрос (Что сделаю? Что буду делать? посмотрю, буду говорить). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.

3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово; инструктирующее слово.

Ребята, откройте учебник на с на ст.229 давайте выполним упражнение 608. Прочитай задание. Разберем первое предложение вместе. А затем к доске пойдут два человека выполнять упражнение дальше.

Остальные выполняют упражнение в тетради.

Метод: беседа.

Прием: репродуктивная беседа.

Ребята, давайте вспомним правописание гласных И – Ы после Ц.

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово.

Выполним задание. К доске пойдет один ученик выполнять задание, остальные пишут в тетрадях, а потом мы сверим.

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово.

Сейчас к доске пойдут два человека разбирать слова: ЛЮБЛЮ, СМОТРЮ фонетически, остальные выполняют задание в тетради, а потом мы сверим.  

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово.

Разберем слова по составу или морфемный разбор слова: ягодка, охотники, ежик, кленовые, травка, шарики, звездный, походный.

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово.

Сейчас к доске пойдут два человека остальные выполняем в тетради, а потом мы сверим.  

Метод: слово учителя.

Прием: ведущее слово.

Ребята, откройте учебник на с на ст.230 давайте выполним упражнение 610. Прочитай задание. Выполняем по цепочке. Записываем словосочетания  и объясняем.  Остальные пишем, слушаем и помогаем.

Метод: слово учителя.

Прием:комментирующее слово.

Запишите домашнее задание ст. 230 упр. 611. В данном упражнении вы должны выписать однокоренные существительные и глаголы в два столбика. Найти в тексте одно сложное предложение и одно предложение с однородными членами и выписать их.

Метод: слово учителя.

Прием: обобщающее слово, репродуктивная беседа.

Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Глагол как часть речи». Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднение? На что еще надо обратить внимание на следующем уроке?

Слушание: глобальное, нерефлексивное, неоценочное.

Слушание: глобальное, нерефлексивное, неоценочное.

1.Дали голубеют – наст. вр, согл. в числе. 2. Небеса засинели - прош. вр., согл. в  роде и числе. 3.Солнце  золотило - прош. вр., согл. в роде и числе. Степи, рощи и леса зазеленеют - буд. вр., согл. в числе. 5. Цветы пестреют - наст, вр., согл. в числе. 6. Стволы розовеют – наст. вр., согл в числе. 7. Проталины темнеют - наст, вр., согл. в числе.      

Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ция.

Пример: Цифра, лекция.

Буква Ы после Ц пишется:

1) в окончаниях и суффиксах;

Пример: с улицы, сестрицын.

2) в корнях слов-исключений: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Цирк, синицын, овцы, дикция, на цыпочках, акация, цинга, цыпленок, циркуль.

Ягодка, охотники, ежик, кленовые, травка, шарики, звездный, походный.

У глагола «ШУМИТ» и существительного «ШУМ» общий корень и общее лексическое значение, а грамматическое значение разное, т.к это разные части речи, эти слова имеют разные морфологические признаки.

Тростинка малая (ж.р., ед.ч., И.п.), высокий клен (м.р., ед.ч., И.п.), зеленый шум (м.р., ед.ч., И.п.), весенний шум (м.р., ед.ч., И.п.).

Записать на доске число, тему урока:

Десятое марта.

Классная работа.

Глагол как часть речи.

Записать на доске дали голубеют.

Записать на доске слова:

Ц…рк, синиц…н, овц…, дикц…я, на ц…почках, акац…я, ц…нга, ц…пленок, ц…ркуль.

Записать на доске слова:

Люблю, смотрю.

Записать на доске слова:

Ягодка, охотники, ежик, кленовые, травка, шарики, звездный, походный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...