Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" .
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Конспект урока элективного курса "Написание сочинения" в 10 классе на тему "Средства выразительности и их роль" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок33.71 КБ
Файл приложение 35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Элективный курс «Написание сочинения»

Класс: 10

Урок №: 30

Тема: Средства выразительности, их роль. ( Подготовка к ЕГЭ по русскому языку)

Цель урока:

Дидактическая цель:  научиться выявлять авторскую позицию в тексте через средства выразительности языка.

Задачи: 

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить материал  по композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию  сочинения.

Развивающие:

-  развивать  коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно  излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие  речевой  культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к  учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Методическое обеспечение:

- презентация,

-распечатанные задания для каждого ученика.

- справочные материалы-памятки

Оборудование: компьютер, сеть Интернет,  презентация,  карточки для индивидуальной работы, текст.

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-индивидуальная

-парная.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (1 мин.)

-Здравствуйте, уважаемые десятиклассники. Сегодня на уроке мы с вами вновь прикоснемся к самому удивительному созданию человека  - к языку. Ведь без него не было бы у нас возможности узнавать о чем-то новом из текстов.

  1. Актуализация знаний (5 мин.)

- Сегодня на нашем уроке речь пойдет о том, без чего не состоится ни один текст, о том, что присуще любому тексту, о том, что помогает понять автора и раскрыть его замысел и отношение к тому, о чем он пишет. Итак, речь пойдет, конечно же, о позиции автора.

-Давайте вспомним, что это такое?

-Перед вами на столе лежит опорный кластер, при помощи которого можно легко вспомнить все, что мы знаем об авторской позиции (прилож. 1)

-Ознакомьтесь с предложенной информацией.

-Обратите внимание: на ваших опорных конспектах выделена некая фраза. Сформулируйте основной тезис нашего урока. (АП может выражаться косвенно через средства выразительности).

3. Повторение и обобщение ранее изученного (3 мин.)

-Что такое средства выразительности?

-Для чего они нужны авторам текстов?

-Какие средства выразительности вы знаете?

-Какую роль могут сыграть некоторые из них? Каковы их основные функции?

-Как они могут повлиять на авторскую позицию? Предположите.

4. Закрепление знаний (25 мин.)

Задание 1.

(Чтение текста – 2 мин., 2 мин на задание) – 4 мин.

-Чтобы убедиться в том, что средства выразительности играют важную роль в понимании текста, мы проведем работу с текстом. Вам нужно прочесть  текст № 1, выявить в нем средства выразительности и затем соотнести их с ролью в тексте.

1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой» — возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно. (Л. Петрановская)

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

«С помощью такого синтаксического приёма, как (А)____ (предложения 15–16), автор приглашает читателя к совместному размышлению над проблемой. Этой же цели служат (Б)____ («дар» — «проклятие» в предложении 15). Выразительность тексту придают (В)___ (предложения 2, 5, 11), а также (Г)____ («сходит с рук», «покоряют сердца» в предложении 8)»

Список терминов:

анафора

гипербола

вопросно-ответная форма изложения

олицетворение

парцелляция

фразеологизмы

восклицательное предложение

ряды однородных членов

 -Сделайте вывод.

Задание 2 (6 мин.)

-Сегодня мы  также рассмотрим то, как авторская позиция будет связана с использованными автором средствами выразительности.

Работа по тексту.

  1. О чем этот текст? (о красоте)
  2. Какой у текста стиль? (публицистический)
  3. Какова (каковы) проблема (ы) текста?

1. Проблема подлинной красоты. (В чём заключается подлинная красота человека?)

1. Подлинная красота человека заключена в его мыслях, делах и поступках. Со временем внутренняя красота или уродство отражаются и на внешности человека, обнажая его сущность.

2. Проблема взаимосвязи внешности и внутреннего мира человека. (Как связаны внешность и внутренний мир человека?)

2. С годами внутренний мир человека, сумма мыслей и чувств накладывает отпечаток на его лицо. Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот.

3. Проблема человеческих взаимоотношений. (Как влияет внешность на взаимоотношения людей?)

3. Многие красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием, часто оказываются неспособны понимать и чувствовать другого, и потому часто остаются одиноки. Люди, не рассчитывающие только на свою внешность, успешнее осваивают науку человеческих взаимоотношений.

  1. Найдите еще в тексте средства выразительности, обозначьте их роль.
  2. Как эти средства могут помочь выявить авторскую позицию?
  3. Почему важно и в публицистическом тексте использовать средства выразительности?

Задание 3 (10 мин.)

-Ребята, мы продолжаем нашу работу. И приступаем к работе с текстом № 2. Работать вы будете в парах. Ваша задача – выявить роль средств выразительности, опираясь на текст С. Довлатова, чтобы понять отношение автора к основным вопросам, которые он рассматривал в тексте.

(11)Ты ехал не за джинсами и не за подержанной автомашиной. (12)Ты ехал – рассказывать. (13)Так помни же о нас...

(14)Говорят, вы стали американцами, свободными, раскованными, динамичными. (15)Почти такими же стремительными, как ваши автомобили. (16)Почти такими же содержательными, как ваши холодильники… (17)Мы смеемся над этими разговорами. (18)Смеемся и не верим. (19)Да какие же вы американцы?! (20)Не бывать тебе американцем. (21)И не уйти от своего прошлого. (22)Это кажется, что тебя окружают небоскребы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. (25)Еще раз говорю – помни о нас…»

(26) Я много раздумывал над этим письмом.

(27)Есть свойство, по которому можно раз и навсегда отличить благородного человека. (28)Благородный человек воспринимает любое несчастье как расплату за собственные грехи. (29)Он винит лишь себя, какое бы горе его ни постигло.

(30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был невнимателен и груб. (31)Подавлял ее индивидуальность. (32)Не замечал ее проблем. (33)Оскорблял ее чувства. (34)Я сам толкнул ее на этот шаг».

(35)Если Друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции. (38)Я сам вынудил его к предательству...»

(39)А если произошло что-то самое дикое и нелепое? (40)Если родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала наши интересы?

(43) Тогда благородный человек говорит: «Матерей не выбирают. (44)Это моя единственная родина. (45)Я люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке, но родина моя далеко. (46)Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»

(48)Березы, оказывается, растут повсюду. (49)Но разве от этого легче?

(50)Родина – это мы сами. (51)Наши первые игрушки. (52)Перешитые курточки старших братьев. (53)Бутерброды, завернутые в газету. (54)Девочки в строгих коричневых юбках. (55)Экзамены, шпаргалки... (56)Нелепые, ужасающие стихи... (57)Армейская махорка... (58)Косо перечеркнутые строки... (59)Рукописи, милиция, ОВИР...

(60) Все, что с нами было, – родина! (61)И все, что было, – останется навсегда...

– Найдите средства выразительности, используемые С. Довлатовым для выражения авторской позиции, выявите их роль.

Средства выразительности

Примеры

Роль

1. Синтаксический параллелизм

(30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «(34)Я сам толкнул ее на этот шаг».

(35)Если Друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции. (38)Я сам вынудил его к предательству...»

• даёт возможность читателю понять, каким должен быть истинно благородный человек;

• позволяет увидеть рассуждения благородного человека в таких сложных ситуациях, как предательство друга и измена любимой;

• передаёт ситуацию, позволяющую увидеть подлинное благородство не только в поступках, но и в помыслах и т. д.

2. Парцелляция

(30)«Я был невнимателен и груб. (31)Подавлял ее индивидуальность. (32)Не замечал ее проблем. (33)Оскорблял ее чувства».

«(35)Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции».

• позволяет увидеть причины предательства друга и измены любимой;

• заостряет внимание читателя на тех ситуациях, которые могут привести к потере друга и любимой.

3. Контекстные синонимы

(39) «дикое и нелепое»

• подчёркивают отношение автора к тому, что вынудило его эмигрировать.

4. Парцелляция

«(40)Если родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала наши интересы?»

• воссоздаёт ситуацию, которая вынудила автора покинуть Родину;

• позволяет увидеть причины, заставившие автора расстаться с Родиной.

5. Повторы

«(45) … люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке».

• передают благодарное отношение автора к стране, которая дала ему приют, возможность чувствовать себя свободным человеком.

6. Инверсия

«(45)… родина моя далеко».

• подчёркивает нежность и любовь автора к своей стране, его любовь и тоску.

7. Вопросительное предложение и риторический вопрос

«(46)Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»

• передаёт попытку автора оправдать Родину, которая безжалостно вынудила уехать из страны многих поистине талантливых людей.

8. Риторический вопрос

«(49)Но разве от этого легче?»

• передаёт трагедию человека, вынужденного покинуть родные места.

9. Назывные предложения

«(51)Наши первые игрушки. (52)Перешитые курточки старших братьев. (53)Бутерброды, завернутые в газету. (54)Девочки в строгих коричневых юбках. (55)Экзамены, шпаргалки... (56)Нелепые, ужасающие стихи... (57)Армейская махорка... (58)Косо перечеркнутые строки... (59)Рукописи, милиция, ОВИР...»

• не только воссоздают те картины и детали, из которых складывается понятие Родина, но и позволяют увидеть некоторые фрагменты биографии автора.

-Сделайте вывод по предложенному заданию и проделанной вами работе.

Задание 4.

-Ребята, пришло время поработать самостоятельно. Прочитай следующие фрагменты из рассказа  Н. Гумилева «Скрипка Страдивари». Укажи, какие художественные средства позволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назови самое основное).

Текст

Художественные  средства

1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для  скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога  нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие  и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули  гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей... Беспомощно-неловкий, при своем высоком росте и  худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.

...И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.  Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились  в темных углах.

2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда,  смеялась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до рокового предела, останавливалась, как  кровный арабский конь, сдержанный легким  движением удил. И, казалось, что она ласкается  к своему другу, моля простить ее за непослушание. Тяжелые томы гордых древних поэтов  чернели по стенам, сочувствовали скрипке и  как будто напоминали о священной" преемственности во имя искусства…

3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула  страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошел до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать,  совершенствоваться? Но он слишком стар для  этого, а молитва помогает только при создании  вещей простых и благочестивых.

5. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

-Обобщим сказанное ранее.

Продолжите фразу:

-Мне было трудно…

-Больше всего мне запомнилось…

-Мне понравилось работать с…

-В своем сочинении я буду применять…

Оценки за урок.

6. Домашнее задание  (1 мин.)

Написать сочинение, выявив авторскую позицию, обозначенную при помощи  средств выразительности.



Предварительный просмотр:

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.

(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно».

(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (З0)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».

(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!(По Н. Лебедеву)

Сведения об авторе:Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».

Основные проблемы:

1.Роль чтения в формировании положительных нравственных качеств человека (Связана ли нравственность человека с его стремлением к чтению?)

2. Чтение и сохранение культурных традиций России (Будут ли следующие поколения читать Пушкина?)

3. Проблема вытеснения художественной литературы другими видами искусства (К чему ведёт снижение роли художественной литературы в обществе?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Хорошая книга - не только «источник знания», но и средство нравственного воспитания и развития человека.

2. Россияне всегда были читающим народом, но сейчас культура чтения под угрозой.

3. Вытеснение литературы кинофильмами и телепередачами опасно тем, что ведёт к ослаблению способности осмысливать информацию, заложенную в художественном произведении, способности сопереживать.

Приложение 1.

Авторская позиция – то итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

! Если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем видит автор решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора тесно связаны: проблема и позиция должны соотноситься как вопросно-ответное единство.  

! Если этого не происходит, в тексте нарушена логика изложения мысли.

АП проявляется в отношении автора к явлениям, событиям, героям и их поступкам.

АП может быть выражена прямо (в отдельных предложения, обращениях к читателю), а иногда автор выражает ее косвенно (в поступках, в мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Средства выражения позиции автора через: 

-слова – маркеры (главное, самое важное, надо, нужно, не нужно и т.д)

-оценочная лексика («великое благо», «агрессивно и наступательно»)

-вводные слова (к несчастью, ко всеобщей радости, к сожалению, к счастью и др.)

-побудительные предложения

-средства выразительности (ирония,  (иногда доходящая до сарказма), риторические восклицания или вопросы, метафора, разговорная или эмоционально окрашенная лексика, градация, парцелляция, эпитеты и др.)

! Обращай внимание на ЯЗЫКОВЫЕ средства, в которых можно найти АП.

Средства изобразительности и их роль в тексте

Риторические вопросы, восклицания

Создают эмоциональный пафос текста, предают взволнованность речи автора, различные его чувства.

Синтаксический параллелизм

Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чём он пишет.

Лексические повторы

Акцентирует внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях.

Инверсия

Помогает выделить главное слово или понятие, наиболее значимое для автора; средство создания эмоциональности речи.

Антитеза

Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. п.

Оксюморон

Подчёркивает внутренний конфликт или противоречие.

Бессоюзие

Придаёт впечатление быстрой смены событий или картин.

Многосоюзие

Усиливает выразительность речи.

Авторская пунктуация (чаще всего тире)

Тире особо выделяет вторую после знака часть, которая содержит важную мысль автора. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Олицетворение

Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Обособленные определения

Создают описательный образ предмета или явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.

Оценочная лексика

Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому.

Неполные предложения (парцелляция)

Усиливают смысловые или эмоциональные оттенки чувств, событий.

Гипербола

Средство авторского видения образа или явления. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.

Эпитеты, метафоры, олицетворения

С их помощью автор даёт художественную характеристику предмету, образно, ярко описывает его. Читатель зримо представляет картину, изображённую в тесте.

Эпитет

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Метафоры

В художественной речи употребляются автором для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Сравнение

Помогает конкретизировать описание предмета, дать его более точную характеристику, помочь читателю яснее представить описываемое явление или предмет.

Строчная буква после вопросительного или восклицательного знака

Служит для обозначения эмоциональности речи.

Антонимы

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.

Индивидуально-авторские неологизмы

Благодаря своей новизне позволяют создавать определённые художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы.

Перифраз(а)

Используется для украшения речи, замены повтора.

Пословицы и поговорки

Делают речь образной, меткой, выразительной.

Фразеологизмы

Важное экспрессивное средство языка, используемые писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.

Восклицательные частицы

Выражают эмоциональный настрой автора, создают эмоциональный пафос текста.

Присоединительные конструкции

Средство создания эмоционального пафоса текста.

Односоставные, неполные предложения

Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста.

Односоставные предложения с обобщённо-личным значением

Как бы приобщают читателя к действию, делают его участником повествования.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложнённых разнообразными оборотами предложений

Помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

Назывные предложения

Не отражают динамику событий, а служат для описания. С помощью них автор рисует картины природы и передаёт состояние внутреннего мира лирического героя.

Вопросно-ответная форма - способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.

Языковые средства выразительности могут

отражать

• позицию автора;

• авторское отношение к чему-либо;

• авторское чувство(гнев, радость, горечь, восхищение, презрение и т. д.);

• авторскую попытку разобраться в сути происходящего;

• реальную картину происходящего;

передавать

• эмоциональное состояние автора;

• глубокую заинтересованность автора рассматриваемыми проблемами;

• красоту (безобразие) мира (поступков, суждений, мыслей и т. п.);

• глубину проблем (авторской мысли, чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.)

• отношение автора к теме или проблемам текста;

• ощущение радости жизни (тревоги автора, боль автора и т. п.);

делать

• авторскую мысль более точной (полной, верной, убедительной, наглядной и т. п.);

• авторскую мысль яркой, осязаемой;

• текст динамичным, выразительным;

• убедительными выводы (умозаключения);

• авторскую речь живой, раскованной;

подчёркивать

• открытость чувств автора;

• контрастность изображаемых явлений, событий, характеров, поведения и т. п.;

• остроту философской (общественно-политической, культурной, нравственной) проблемы;

• открытость авторской позиции;

• мировоззрение автора (героя);

• актуальность рассматриваемых проблем (явлений);

• ту или иную проблему;

• положительное или отрицательное отношение автора к чему-либо;

• парадоксальность происходящего;

• трепетное чувство автора к герою (событию, явлению, Родине);

• принципиальную позицию автора по отношению к … ;

• глубокую заинтересованность (озабоченность) автора данной темой;

• трагизм происходящего;

• типичность подобных явлений;

• особое отношение автора к герою (теме, проблеме и т. п.);

• основную мысль;

придавать

тексту

• торжественную интонацию;

• яркий (трагический, комический, иронический и т. д.) пафос;

давать

• меткую характеристику героям (событиям, явлениям);

• точную оценку сообщаемому;

• возможность автору показать читателю своё видение проблемы;

• ключ к пониманию темы (проблемы, характера героя и т. п.);

• возможность эмоционально (ярко, убедительно) рассказать о герое (теме, проблеме, явлении, событии);

Позволять читателю

увидеть

• гармонию (дисгармонию) мира (человеческих отношений) и т. п.;

• глубину рассматриваемой темы;

• авторское отношение к теме, проблемам, героям и т. д.;

• то, что для автора является несомненной ценностью (образцом для подражания, отрицательным примером и т. п.);

• глубокую заинтересованность автора данной темой;

а также

• лучше понять авторский замысел, идею текста;

Помочь автору

• полемически заострять тему (проблему);

• эмоционально воздействовать на читателя;

• делать читателя своим союзником;

• образно воссоздавать картину происходящего (изображаемого);

• точнее характеризовать мысль;

• выделять ключевые проблемы (мысли, слова, мотивы);

• образно представить суть проблемы, которая его волнует;

• усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо;

• предать глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т. п.);

• раскрывать сущность поставленных проблем;

• характеризовать сущность раскрываемых проблем;

• точно формулировать (выражать) мысль;

• заставлять читателя задуматься над проблемами (темой, идеей, авторским отношением к чему-либо и т. п.);

• показать злободневность рассматриваемой им темы (проблемы);

Помочь читателю

• лучше понять авторский замысел, идею текста.

(1) И думать нечего: он совершенно чужой мне человек...

(2) Когда я смотрю на фотографии, я едва могу представить себе, какой он сейчас, как говорит, смеётся, как держит на руках свою маленькую дочь. (З)Кажется, её зовут Марина... (4)Впрочем, всё это ни к чему. (5)Мы уже давно совершенно чужие люди...

(6)Мама рассталась с отцом лет десять назад. (7)И хотя она уверяет меня, что я не могу ничего помнить, так как была слишком мала, я помню. (8)Разве это можно забыть?.. (9)Эти натянутые ночные разговоры на кухне, когда они вдруг стали официально называть друг друга по имени-отчеству: «Георгий Иванович, Маргарита Петровна...». (10)Им казалось, они говорят тихо, а для меня вокруг словно грохотали взрывы, раздирающие маленький уютный мир в клочья. (11)Я прятала голову под подушку, но даже там невозможно было спрятаться от этой страшной канонады...

(12)Нет... (13)Правильно мама говорит: не нужно вспоминать. (14)Мы уже давно совершенно чужие люди. (15)Прошло столько лет. (16)Да, было больно и страшно, но постепенно всё улеглось, забылось... (17)Разве только иногда неожиданно всплывает в памяти тот снежно-солнечный зимний день, когда он, раскрасневшийся, уставший, но такой счастливый, вёз нас с мамой на санках, а потом мы пили обжигающе горячий чай из термоса - неповторимый вкус детства... (18)Или то летнее утро, когда, катаясь на велосипеде, я упала и сломала ногу. (19)Отец нёс меня на руках до самой больницы, и я чувствовала силу и тепло его рук... (20)Или...

(21)Нет! (22)Никаких «или». (23)Не нужно вспоминать. (24)Мы уже давно совершенно чужие люди. (25)Между нами пропасть, десять лет, когда каждый жил своей жизнью. (26)И хорошо, что так получилось. (27)Я привыкла свободное время проводить одна или с друзьями, быстро повзрослела, стала самостоятельной. (28)Иногда мне даже кажется, что в моей жизни, кроме мамы, никого никогда не было...

(29) А недавно от него пришло письмо: он приехал, вернулся из-за границы, где работал несколько лет, и хочет со мной встретиться. (З0)Зачем?.. (31)Мы уже давно совершенно...

(32)Кто там?! (ЗЗ)Такой знакомый силуэт у нашей калитки... (34)«Папочка!» - на бегу кричу я, а густо исписанные листы бумаги сыплются из моего дневника и, подхваченные ветром, летят прочь.

 

(по Г. И. Андрееву*)

*Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель, публицист.

Средства выразительности

Примеры

Роль

1. Синтаксический параллелизм

(30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «(34)Я сам толкнул ее на этот шаг».

(35)Если Друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции. (38)Я сам вынудил его к предательству...»

 

2. Парцелляция

(30)«Я был невнимателен и груб. (31)Подавлял ее индивидуальность. (32)Не замечал ее проблем. (33)Оскорблял ее чувства».

«(35)Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции».

3. Контекстные синонимы

(39) «дикое и нелепое»

4. Парцелляция

«(40)Если родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала наши интересы?»

5. Повторы

«(45) … люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке».

6. Инверсия

«(45)… родина моя далеко».

7. Вопросительное предложение и риторический вопрос

«(46)Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»

8. Риторический вопрос

«(49)Но разве от этого легче?»

9. Назывные предложения

«(51)Наши первые игрушки. (52)Перешитые курточки старших братьев. (53)Бутерброды, завернутые в газету. (54)Девочки в строгих коричневых юбках. (55)Экзамены, шпаргалки... (56)Нелепые, ужасающие стихи... (57)Армейская махорка... (58)Косо перечеркнутые строки... (59)Рукописи, милиция, ОВИР...»

Текст № 2

(11)Ты ехал не за джинсами и не за подержанной автомашиной. (12)Ты ехал – рассказывать. (13)Так помни же о нас...

(14)Говорят, вы стали американцами, свободными, раскованными, динамичными. (15)Почти такими же стремительными, как ваши автомобили. (16)Почти такими же содержательными, как ваши холодильники… (17)Мы смеемся над этими разговорами. (18)Смеемся и не верим. (19)Да какие же вы американцы?! (20)Не бывать тебе американцем. (21)И не уйти от своего прошлого. (22)Это кажется, что тебя окружают небоскребы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. (25)Еще раз говорю – помни о нас…»

(26) Я много раздумывал над этим письмом.

(27)Есть свойство, по которому можно раз и навсегда отличить благородного человека. (28)Благородный человек воспринимает любое несчастье как расплату за собственные грехи. (29)Он винит лишь себя, какое бы горе его ни постигло.

(30)Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был невнимателен и груб. (31)Подавлял ее индивидуальность. (32)Не замечал ее проблем. (33)Оскорблял ее чувства. (34)Я сам толкнул ее на этот шаг».

(35)Если Друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством. (36)Высмеивал его недостатки. (37)Задевал его амбиции. (38)Я сам вынудил его к предательству...»

(39)А если произошло что-то самое дикое и нелепое? (40)Если родина отвергла нашу любовь? (41)Унизила и замучила нас? (42)Предала наши интересы?

(43) Тогда благородный человек говорит: «Матерей не выбирают. (44)Это моя единственная родина. (45)Я люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке, но родина моя далеко. (46)Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей! (47)Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»

(48)Березы, оказывается, растут повсюду. (49)Но разве от этого легче?

(50)Родина – это мы сами. (51)Наши первые игрушки. (52)Перешитые курточки старших братьев. (53)Бутерброды, завернутые в газету. (54)Девочки в строгих коричневых юбках. (55)Экзамены, шпаргалки... (56)Нелепые, ужасающие стихи... (57)Армейская махорка... (58)Косо перечеркнутые строки... (59)Рукописи, милиция, ОВИР...

(60) Все, что с нами было, – родина! (61)И все, что было, – останется навсегда... (С. Довлатов)

1)Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. (2)Жизнь таких известных красавиц, как Елены — царицы Спарты — и Клеопатры, Мэрилин Монро и принцессы Дианы, счастливой не назовёшь. (3)Древние объясняли это ревностью и завистью богов. (4)У многих народов считалось, что, щедро одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. (5)Отсюда распространённое убеждение, будто красивая женщина не может быть умной, а красивый мужчина изнежен, ненадёжен и тоже, скорее всего, глуповат.

(6)С точки зрения психологии некоторые основания для этого есть. (7)Красивые люди, с детства избалованные всеобщим вниманием и привыкшие легко добиваться своего, часто оказываются совершенно неспособны тонко понимать и чувствовать другого. (8)Когда они молоды и неотразимы, им сходит с рук чёрствость, эгоизм, высокомерие, они без труда покоряют сердца и имеют множество поклонников. (9)Но мало у кого достанет сил и желания терпеть такого человека рядом с собой всю жизнь. (10)Впрочем, далеко не всегда за неспособностью внешне привлекательного человека строить прочные отношения стоит злой нрав и нелюбовь к людям. (11)Это может быть просто некая «неотёсанность», неразвитость столь необходимых в общении качеств, как такт, чуткость, гибкость. (12)Ведь мы по-настоящему эффективно учимся лишь тому, что нам действительно требуется. (13)Естественно, что человек, который не надеется наладить контакты с окружающими, полагаясь только на свою внешность, будет усерднее и успешнее осваивать тонкую науку межличностных взаимоотношений. (14)Именно здесь следует искать причины многократно обыгранной в литературе и кинематографе ситуации: некогда без памяти влюблённый в красивую стерву мужчина уходит от неё к невзрачной, но понимающей его «серой мышке», или девушка предпочитает самодовольному красавцу не наделённого яркой внешностью, но душевно близкого ей человека.

(15)Что же такое красота — дар или проклятие? (16)Это зависит и от культуры общества, и от самого человека. (17)Ведь давно замечено, что одни люди с годами становятся красивее, а другие теряют свою привлекательность. (18)На лицо накладывает отпечаток жизненный опыт, сумма всех чувств, мыслей и нравственных решений человека. (19)Если они были светлыми и достойными, лицо хорошеет, если злыми и мелочными — наоборот. (20)Многим кажется, что именно красоты им не хватает для счастья. (21)«Не родись красивой, а родись счастливой» — возражает народная мудрость. (22)Но похоже, что и то и другое — преувеличение и на самом деле взаимосвязь между счастьем и красотой нельзя определить однозначно. (Л. Петрановская)

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

«С помощью такого синтаксического приёма, как (А)____ (предложения 15–16), автор приглашает читателя к совместному размышлению над проблемой. Этой же цели служат (Б)____ («дар» — «проклятие» в предложении 15). Выразительность тексту придают (В)___ (предложения 2, 5, 11), а также (Г)____ («сходит с рук», «покоряют сердца» в предложении 8)»

Список терминов:

анафора

гипербола

вопросно-ответная форма изложения

олицетворение

парцелляция

фразеологизмы

восклицательное предложение

ряды однородных членов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественно-выразительные средства языка. Эпитет" с мультимедийной презентацией

Личностно-ориентированный  урок по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет». Тип урока – комбинированный, форма урока – творческая мастерская. Включает изучение нового, закреп...

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».

Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта"....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....