Конспект урока по теме "Правописание не и ни с разными частями речи" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Терентьева Татьяна Витальевна

Данная презентация включает в себя конспект урока по теме "Правописание НЕ и НИ с разными частями речи"
Предметная область: Русский язык
Участники: учащиеся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_i_ni.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Правописание не и ни с разными частями речи» Предметная область: Русский язык Участники : учащиеся 7 класса Автор работы: Терентьева Т. В.

Слайд 2

Цели урока: – обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни с разными частями речи; – развивающая – развивать умение осмысливать значение приставок не и ни , развивать логическое мышление ; – воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.

Слайд 3

Задачи урока: – создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства ; – сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.

Слайд 4

Оборудование: 1) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint ; 2 ) компьютер учителя ; 3) мультимедийный проектор.

Слайд 5

План урока: I. Объяснение темы. 1. Правописание не . 2. Правописание ни . II. Закрепление темы.

Слайд 6

I . Объяснение темы . 1. Правописание не .

Слайд 7

Слитное и раздельное написание не – не пишется слитно, если слово без не не употребляется ( не годовать ); – не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно ( не пришёл, не скрывая ); – глаголы с приставкой недо - пишутся слитно ( недо сыпать, недо глядеть ).

Слайд 8

Не с существительными, прилагательными и наречиями: С литно

Слайд 9

Раздельно

Слайд 10

Не с причастиями Слитно Раздельно

Слайд 11

Не с отрицательными местоимениями Слитно: Если нет предлога: некто, нечто Раздельно: При наличии предлога: не у кого, не за что

Слайд 12

В остальных случаях не пишется раздельно: с числительными ( не восемь книг ); с местоимениями ( не этот ); с о словами категории состояния ( не надо, не нужно ); со сравнительной степенью ( не старше, не глубже ); с о словами дефисного написания ( не ярко-красный, не по-старому ); в вопросительных предложениях ( Не правда ли? )

Слайд 13

I. Объяснение темы. 2. Правописание ни .

Слайд 14

Слитное и раздельное написание ни Слитно Раздельно 1) В отрицательных местоимениях без предлога: никто, ничто 2) В наречиях: никогда, ниоткуда, никуда Во всех остальных случаях

Слайд 15

Различение частиц не и ни Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: Откуда ни возьмись Как ни в чём не бывало Во что бы то ни стало Ни рыба ни мясо Ни жив ни мёртв Ни два ни полтора Ни то ни сё Ни дать ни взять

Слайд 16

Следует различать сочетания Ни один ( никто ) – не один ( много ) Ни разу ( никогда ) – не раз ( много раз )

Слайд 17

II. Закрепление темы . Тестовые задания

Слайд 18

1. В каком ряду предложение не со словами пишется раздельно ? Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки. Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не) лепое положение Мы вошли в (не)большую светлую комнату. С (не) доумением он посмотрел на собеседника. Мот через речку (не)построен. (Не)готов отвечать. 4

Слайд 19

2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно ? Говорил он (не)громко и отчетливо. (Не)кому доверить свой секрет . Дальше тянулись (не)яркие, мигающие огни деревни. Собеседние (не) ожиданно рассмеялся . Эта комната (не)большая, а очень маленькая. Он ничуть (не)огорчен . Время (не) умолимо идет вперед. Его (не) долюбливали . 3

Слайд 20

3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно ? Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать. Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница. Трудно обладать (не)дюжинной силой. Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Портрет, казалось, был (не)окончен . ( Не)откуда ему ждать помощи. В молчании добро должно твориться, но(не) чего об этом толковать. 3

Слайд 21

4.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно ? Публика (не) доуменно смотрела на приготовления артистов. Радуга (не) ожиданно показалась над городом. Река тянулась вдоль (не)высокого травянистого берега. Воздух (не)подвижен и чист. Мы бредем по тем дорогам, где (не)кошена трава. Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она. Когда его усадили и напоили чаем, он (не)сколько успокоился. (Не)смотря на то, что ветер яростно носился над морем, тучи как будто замерли. 3

Слайд 22

5.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно ? Они были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды. Он был (не)брит, измучен, с глазами, красными от бессонницы. В комнате сыро, холодно и ( не)уютно. Этот роман, (не)сочиненный, а пережитый им, был прекраснее всех вымыслов. Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на свои тридцать пять лет. 3

Слайд 23

6.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно ? Новая статья о творчестве этого режиссера еще (не)напечатана. Письмо моему однокласснику ( не)отправлено. Гаврин , как и другие посетители выставки, долго стоял (не)подвижно возле грандиозного полотна художника. Долгий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына. Прослыть (не)вежею позорно. В хорошо отреставрированном здании чувствовалось что-то (не)уловимо новое. Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. К нам прибыл новый жилец—(не)кто Кузнецов. 1

Слайд 24

Домашнее задание: Из художественных произведений выбрать предложения (8 – 10) с разными частями речи, объяснить почему употреблено не или ни .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкально- ритмическим занятиям "Музыка бывает разная", для 2 класса,

В этой теме затрагиваются понятия : классическая музыка и народная музыка. Это один из этапов подведения детей к осознанию своей национальности, толерантности, на основе национальной культуры( в частн...

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи"

Конспект урока по русскому языку на тему "Частица как часть речи" 7 класс...

Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Пра...

Конспект урока-зачета по теме: "Повторение о причастии как части речи. Орфограммы в причастиях" для 7 класса

Цели урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;  обращение  внимания  на различие действительных и страдательных причастий, их глагол...