Урок русского языка в 5 классе "Типы речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе 1. 5 класс (УМК С.И. Львовой). 2. Количество учащихся – 27, количество присутствующих – 4. 3. Тема урока: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». 4. Цель урока – познакомить учащихся с понятием «типы речи»; научиться различать тексты, относящиеся к разным типам речи 5. Задачи урока: обучающая – обучить учащихся определять тип речи в тексте, анализу текста; формирование умения сопоставлять три типа речи (описание, повествование, рассуждение). развивающая – развивать память и внимание учащихся, их словарный запас и кругозор; воспитывающая – воспитывать чувство любви и уважения к родному языку; воспитывать чувство уважения к собеседнику. 6. Тип урока – урок-открытие. 7. Оборудование: учебник, доска, мультимедиа, презентация «Типы речи: описание, повествование, рассуждение», листы-помощники, карточки с заданиями. Перед уроком учащиеся делятся на 3 группы: «Художники слова», «Сказители», «Мыслители». Каждому ученику раздаётся Лист-помощник (со словарем урока на оборотной стороне).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание на 3 балла.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, -    

 <...>

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка…

Назовите произведение, из которого взят данный отрывок (1).

Кто автор этих строк (1)? Определите тип речи (1).

Задание на 4 балла.

Вокруг нее летал К… в своих обычных синих штанах, клетчатой рубашке и полосатых носках…

- Кто этот К…, который живет на крыше? - задыхаясь, спросила фрекен Бок.

К… поклонился:

 - Красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Представьте себе, это я.

Назовите имя того, кто описывается в данном отрывке (1).

Кто автор этих строк (2)? Определите тип речи (1).

Задание на 5 баллов

"…Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Напишите название картины (1) и фамилию художника (2).

Из какой сказки взят данный отрывок (1)? Определите тип речи (1).


Задание на 3 балла.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

        

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Назовите произведение, из которого взят данный отрывок (1).

Кто автор этих строк (1)? Определите тип речи (1).

Задание на 4 балла.

Бен перестал грызть яблоко. Том с упоением художника водил кистью взад и вперед, отступал на несколько шагов, чтобы полюбоваться эффектом, там и сям добавлял штришок и снова критически осматривал сделанное.

Назовите произведение, из которого взят данный отрывок (1).

Кто автор этих строк (2)? Определите тип речи (1).


Задание на 5 баллов.

Ежедневно защитникам Б… приходилось отбивать 7-8 атак; 29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть штабом Цитадели. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41».

Его везли из крепости, из Б...
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Как называлась крепость, в которой проходили данные события (2)?

В каком году это  случилось(1)?

Назовите фамилию автора поэтических строк(1).  Определите тип речи (1).


Задание на 3 балла

…Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Которой бы вертел очаг кругом жаркова?»

Назовите произведение, из которого взят данный отрывок (1).

Кто автор этих строк (1)? Определите тип речи (1).

Задание на 4 балла.

Ход моих мыслей был таков: "Этот человек  по типу - врач, но выправка у него военная. Значит, военный врач…

        …  Где  же  под  тропиками военный врач-англичанин мог натер- петься лишений и получить  рану?  Конечно же, в Афганистане".

Назовите героя, о котором идёт речь в данном отрывке (1).

Кто автор этих строк (2)? Определите тип речи (1).

Задание на 5 баллов.

И спросил Владимир: "Где примем крещение?"…

Они же сказали: «… пришли мы в Греческую землю,… пребывает там Бог с людьми».

Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".

Назовите произведение, из которого взят данный отрывок (2).

О каком историческом событии идёт речь (2)?

Определите тип речи (1).

Подсказка: отрывок взят из того же произведения, что и «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка по развитию речи

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...