Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Мостиева Тамара Георгиевна

Конспект урока русского языка, проведенного в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе.

Тема: « Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном

                                            предложении».

Цели:

  1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков анализа текста;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения

-развитие пунктуационной зоркости.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к чтению;

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, система голосования «Вердикт».

Ход урока:

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Сообщение темы и цели урока.                                              

                                                                                                                 Эпиграф.

                                                                   Знание только тогда знание, когда оно приобретено

                                                                                     усилиями своей мысли, а не памятью.                                                                                                                                                

                                                                                                                             Л.Н.Толстой

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

3.Закрепление знаний и способов действий.

  1. Устный опрос с использованием интерактивной доски.

-Заполните «слепую» таблицу.

   2. Тренинг по пунктуации.

-А теперь пора применить теоретические знания на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.

Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Не спится, няня _ здесь так душно.

Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.

Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.

Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.

Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.

Настанет утро _ двинемся в путь.

Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.

  3. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.

-Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.

2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от

двадцатипятилетнего человека.

3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.

4. Составление бессоюзных сложных предложений.

-Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.

2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.

3) Всё вокруг побелело.

5. Исследовательская работа.

    Лингвистическая задача.

-Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?

-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.

4.  Обобщение и систематизация знаний.

    1.Комплексный анализ текста.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

                               « Пол_жи своё сердце у чтения ».

    1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

    5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

-«Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

-Подберите синоним к слову страсти.

-Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

 -Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

-Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

-Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.

-Какова стилистическая принадлежность текста?

-Сколько микротем в этом тексте?

-Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.

-Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?

-Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные    сложные предложения?

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

   Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

6.Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.

-Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать бессоюзные сложные предложения и находить их в тексте.

-Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

        Оценка

1.Знание теоретического материала

 2.Умение определять смысловые отношения

   в БСП

 3.Умение конструировать БСП

 4.Умение находить БСП в тексте

 5.Умение решать нестандартные лингвис-

тические задачи  

Рефлексия.

-Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:

-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Урок учителя русского языка и литературы СОШ им.Т.Жарокова Жанибекского района ЗКО Кайдаровой Нургуль Жумабаевны...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе по учебному комплексу под редакцией Бабайцевой. Урок подготовлен и проведен  использованием интерактивной доски.Задания подобраны таким образом, чтобы учащиеся могл...

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

•Я знаю ? В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.•Служить бы рад ? Прислуживаться тошно.•Страшная мысль мелькнула в уме моём ? Я вообразил её в руках разбойников.•Неприятельское судно шло втро...

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении...

Разработка урока "Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Разработка урока пригодится учителям русского языка при ознакомлении обучающихся с бессоюзными сложными предложениями...