опыт подготовки к ОГЭ (русский язык)
статья по русскому языку (9 класс)

Костюченко Евгений Николаевич

доклад на городском совещании по итогам ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_podgotovki_uchashchihsya_k_oge.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт подготовки учащихся к ОГЭ-2018 по русскому языку

Доклад на совещании-семинаре 12.12.2018

Позвольте мне начать примерно такими же словами, с какими я обращаюсь к своим ученикам на самом первом занятии. Итак, 1 сентября прошлого года к занятиям в четырех девятых классах нашего колледжа приступили 100 учеников. Они пришли к нам из разных образовательных учреждений, и подготовка у них была, естественно, различная. По результатам анкетирования установлено, что примерно 30 из них проходили предварительную, ознакомительную подготовку к ОГЭ в 8-м классе: решали тесты, написали с десяток изложений, представляли, как построить сочинение-рассуждение. Остальные 70 знали об экзамене только то, что им никогда его не сдать. Результаты входного контроля по материалу 5-8 классов оказались удручающими: больше половины работ получили неудовлетворительную оценку. Такой была ситуация в сентябре. 29 мая, в день экзамена по русскому языку, ситуация изменилась. «Двойки» получили только шесть участников экзамена, причем четверо из них набрали по 14 баллов – а «тройка» начиналась с 15. Этот заветный рубеж перешагнули с первой же попытки 88 ребят, и 26 из них получили «четверку». В целом же после пересдачи оказалось, что экзамен успешно прошли 93 учащихся из 94-х допущенных. Таким образом, страшные буквы ОГЭ оказались не такими и страшными.

 Впрочем, страх перед экзаменом возникает не на пустом месте. Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся девятых классов при подготовке к ОГЭ, из года в год одни и те же. Пробелы, если не сказать провалы, в знаниях материала школьной программы; ограниченность речи и мышления; бедный словарный запас; низкий уровень общекультурного развития. В сочетании с психологическими проблемами – такими как неуверенность в себе, неспособность к концентрации внимания, быстрая утомляемость – эти трудности превращаются в непробиваемую стену. И чтобы ее преодолеть, необходима интенсивная, напряженная работа.

Начальный этап этой работы – диагностика и мотивация. Учащиеся с первого же занятия знакомятся с тем, как будет проходить экзамен. До них доводятся требования к изложению и сочинению, демонстрируются примеры решения тестовых заданий – и на ближайших занятиях предлагается пройти упрощенный вариант экзамена. Оценка за работу принципиально не выставляется, производится лишь подсчет набранных баллов. Этот принцип – работа без оценок, с подсчетом набранных баллов (за правильные ответы, за решенные тестовые задания, за активность на уроке) сохраняется достаточно долго, иногда - все первое полугодие. На данном этапе решаются как методические, так и мотивационные задачи. С одной стороны, учитель получает возможность определить темы из материала 5-8 классов, которые нуждаются в особо тщательной проработке. С другой, ученики выходят из-под прессинга неудовлетворительных отметок. Каждая «двойка» отбрасывает ребенка назад, а каждый заработанный балл – шаг вперед. Так постепенно возникает уверенность в своих силах.

Основное внимание на этом этапе уделяется навыку прохождения тестов. Прежде всего, следует добиться того, чтобы ученик правильно понимал смысл задания. На первых занятиях многие дети не могут ни повторить прочитанное, не передать его содержание своими словами.  В этом случае полезно обратить внимание ученика на подсказки, которые иногда скрыты в формулировке задания. Скажем, требуется найти причастие, подчиняющееся правилу об удвоенном Н. При этом среди указанного отрезка текста есть только одно-единственное слово с двумя Н.  Найдя его, ученик заметно приободряется, и в следующий раз уже сам напрягает внимание, чтобы найти в задании подсказку.

Чтобы избежать технических ошибок на экзамене с самых первых занятий при решении тестов ученики пользуются стандартными бланками, заполняют их строго по правилам ОГЭ. Привычка писать в формате экзамена, правда, иногда заходит слишком далеко – это выясняется, когда наступает этап работы над изложением и сочинением, и кое-кто не успевает написать свои заветные семьдесят слов – потому что пишет, по привычке, печатными буквами.

Для многих учеников изложение представляет особую трудность. Ведь здесь требуется комбинированное усилие – не отвлекаться, слушать, запоминать и записывать. В разных школах по-разному подходят к обучению навыкам изложения – и мы не пытаемся переучивать ребят. Мы знакомим их с основными способами выполнения этой работы, сохраняя главные, общие моменты, какими, на наш взгляд, являются ключевые слова и абзацное членение. А технику написания каждый выбирает по своему вкусу.  Главное – научить распознаванию сути исходного текста.

Но вот при подготовке к сочинению никакого либерализма не будет. Наши ученики готовятся писать задание 15.3, и точка. Они заучивают наизусть несколько универсальных фраз-клише, которыми будут начинаться четыре абзаца. Полная свобода предоставляется в попытке дать определение 15 понятий из списка ФИПИ.  А когда такие попытки будут сделаны, ученики знакомятся с тем, как эти же понятия определяются в разных источниках.

Надо отметить, что подростки наиболее охотно пишут сочинения на такие темы, как любовь, счастье, дружба, взаимовыручка. При этом приводят примеры из собственного жизненного опыта, который у многих уже достаточно богат, особенно в области любви.

Важный ресурс при отработке навыка письма – уроки литературы. По возможности каждая пройденная тема завершается небольшой письменной работой. Называем мы ее солидно – «эссе». Это не сочинение в традиционном понимании, и не ответы на вопросы учебника. В своих коротких, на 40-50 слов, работах ученики пытаются описать впечатления от изученного материала.

Начиная с марта, за три месяца до экзамена, при выполнении каждой из письменных работ ученик сдает три бланка: черновик, обработанный черновик, чистовик. Редактированию и самоанализу придается особо важное значение.

Ученики анализируют неудачные работы учащихся из других групп (анонимные!), указывают на их недочеты. При этом решается и психологическая задача – даже такая, виртуальная, помощь более слабому повышает самооценку подростка.

На завершающем этапе подготовки отрабатывается контроль времени и распределение усилий. Разумная тактика учитывает неизбежность некоторых потерь. Скажем, трезво оценивая свои знания, ученик не будет полчаса пытаться вспомнить, что такое «последовательное подчинение придаточных». Если он уверен, что смог правильно ответить хотя бы на шесть вопросов части 2, то может смело переходить к третьей части, к сочинению. Наконец, прежде чем сдать работу, ученик еще раз вчитывается в каждую строку изложения и сочинения, расставляя забытые запятые.

Все перечисленные навыки помогают ученику обрести уверенность и душевное равновесие, столь необходимые для преодоления экзаменационного барьера.

Хочется завершить свой анализ именно на психологической составляющей подготовки к экзамену. Важнейший приоритет в работе учителя – это не средний балл и не процент успеваемости. Нет ничего важнее жизни и здоровья ребенка. Здоровья как физического, так и душевного. Подготовка к экзамену должна стать для подростка не пыткой, а тренировкой. Он должен видеть, как растут его интеллектуальные мускулы. Даже микроскопический успех должен быть отмечен учителем на каждом занятии. Это трудно, да. Но результат того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.

Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе....

Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК

О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А.

Опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МБОУ Запрудновской СШ Кстовского района Доронькина А.А....

Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках русского языка и литературы

выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы...