Урок русского языка в 6 классе "Все о числительном"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Лебедева Наталья Сергеевна

Открытый урок русского языка "Все о числительном" является обобщающим в теме "Числительное" и соответсвует всем требованиям ФГОС. На уроке используются разные виды деятельности, проводится групповая работа с учащимися. Весь материал для заданий подобран к 70-летию Великой Отечественной войны, с привлечением краеведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне. Сем ь десят- числительное

Слайд 3

Круглые десятки от 50 до 80 Круглые сотни от 500 до 900 После первого корня пишется ь

Слайд 4

Тема: «Все об имени числительном» Цель: Обобщить и систематизировать знания о числительном. Отработать навыки правописания числительного. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины.

Слайд 5

Морфологический разбор Девятое мая- числительное. 1. К дате (какой ?) Девятое мая. 2. Пост.- прост., порядк.; непост.- ед. ч., ср. р., д.п. 3. (определение).

Слайд 6

Склонение числительных Числительные 40, 90, 100 И., В. сорок, девяност о , ст о Р.,Д.,Т.,П. сорок а , девяност а , ст а У сложных числительных от 50 до 80 от 200 до 900 склоняются обе части

Слайд 7

Особенности склонения составных числительных У составного количественного числительного склоняются все части . Шесть ю десять ю пять ю (тысячами) В составных порядковых числительных склоняется последнее слово В тысяча девятьсот сорок пят ом году

Слайд 8

Бурятия в годы Великой Отечественной войны

Слайд 9

Функция числительного: Используется в текстах разных стилей. В большем количестве в научном стиле. Называет цифры и даты, передает точную информацию.

Слайд 10

Исторические даты: Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года С июля тысяча девятьсот сорок второго по февраль тысяча девятьсот сорок третьего года С пятого июля по двадцать третье августа тысяча девятьсот сорок третьего года С сентября тысяча девятьсот сорок первого года по январь тысяча девятьсот сорок четвертого года Девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года

Слайд 11

Самооценка Поставь  , если согласен с утверждением: Я работал вместе со всеми. Я активно принимал участие в обсуждении. Я понимал, о чем шла речь в обсуждении. Я дополнял ответы других. Я излагал материал последовательно и не путался. Я отвечал грамотно и правильно использовал термины. Я обобщал, делал выводы и сравнивал . Если ты набрал 6-7  , тогда твоя оценка «5», 4-5 – «4», 3 – «3»

Слайд 12

Тест по теме «Имя числительное» 1 В- 4 2 2 2 2 2 2 В- 3 4 3 4 2 3 Система оценивания : 5-6- «5» 4- «4» 3- «3»

Слайд 13

Рефлексия Достигнута ли цель урока ? Довольны ли вы результатами ? Самым большим достижением на уроке было _________________________ Я научился _____________________

Слайд 14

Домашнее задание Собрать материал об участниках ВОВ из Бурятии. Подготовить сообщение с использованием числительных. Написать сочинение о своем прадедушке- участнике ВОВ.



Предварительный просмотр:

Лебедева Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 48»

 г. Улан-Удэ

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Все о числительном»

Тип урока: урок обобщения и систематизации умений и навыков.

Цели урока:

 обобщить и систематизировать знания о числительном.

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить основные сведения о числительном как части речи,

- повторить грамматические признаки числительного,

- определить назначение использования наречия в разных стилях речи.

Развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся,

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,

- развивать творческие, речевые способности учащихся

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку,

- воспитывать ценностное отношение к слову,

- развивать коммуникативные УУД,

- создать благоприятную атмосферу взаимодействия и сотрудничества,

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, листы самооценки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Отгремела война, свой кровавый

Собрав урожай,

Сколько лет пронеслось,

Сколько новых забот пережито

Время мчится вперед,

Время к новым спешит рубежам,

Но никто не забыт, и навеки

Ничто не забыто.

(М. Ножкин)

Народ силен памятью о своем историческом прошлом, о своих предках, о героях, их подвигах. Многие из наших земляков вписали яркие страницы в историю нашей страны, проявили героизм и мужество в боях за Победу.

- Какой исторической дате посвящен наш урок?

70 лет Победы в Великой Отечественной войне. (1 слайд)

 2. Постановка целей и задач урока.

-Найдите числительное.

-К какому разряду относится?

-Какое по составу?

-Перечислите морфологические признаки.

 -Запишите дату прописью.

-Какая орфограмма?

-О чем будем говорить на уроке?

Тема записывается на доске.

Какова цель урока?

Дети предлагают цели (2 слайд)

 3. Актуализация знаний.

Имя числительное играет важную роль в нашей жизни.

-Какова основная функция числительного?

-В чем грамматическая особенность этой части речи?                  

Для того, чтобы ответить на эти вопросы создадим творческую лабораторию, куда войдут следующие группы:

-группа языковедов,

-группа исследователей,

-группа историков.

Раздаются инструкции с заданиями.

Группа языковедов.

 Задание:

1. Заполните пропуски.  Подготовьте устное высказывание об имени числительном как части речи, приводите примеры.

- Имя числительное- это___________________________

- Постоянные морфологические признаки_______________

имена числительные делятся на разряды_________________

количественные и порядковые числительные бывают ___________________

- Непостоянные морфологические признаки_______________________

- Синтаксическая функция числительного_________________

2.  Найдите в предложении числительное, сделайте его морфологический разбор.

К знаменательной дате 9 Мая ребята приготовили праздничный концерт.

3.  Расскажите об особенности склонения числительного.

Количественные числительные, называющие круглые десятки и сотни________

Составные числительные_________________________________

Порядковые числительные_________________________________

 (Проверка на 3 слайде)

Группа исследователей.

 Задания:

1. Подготовьте выразительное чтение текстов.

2. Сравните тексты. Какого они стиля?

3. Найдите числительные, определите их разряд и функцию в каждом тексте.

4. Сделайте вывод о том, какие числительные (разряд) чаще используются в речи и в каком стиле.

1 Текст

       В Великой Отечественной войне 1945 г. приняли участие более 120 тысяч сыновей и         дочерей республики Бурятия. Более 40 тысяч погибли, защищая Родину. Сотни тысяч жителей республики самоотверженно трудились в тылу. Многие из них вписали яркие страницы в историю нашей страны. Героями Советского Союза стали 39 из них, 11 полными кавалерами орденов Славы. В этом ряду – прославленные имена В.Б. Борсоева, И.В. Балдынова, Г.А. Гармаева, П.Т. Харитонова, С.Н. Орешкова, Б.Р. Ринчино, Г.Н. Москалева, И.М. Чертенкова. В битве под Сталинградом участвовало 20 сибирских дивизий, четыре из них были сформированы в Забайкальском военном округе. Доблестно сражались забайкальцы под Ленинградом в составе 114-й стрелковой дивизии. Свою страницу в летопись боевой славы они вписали и на Курской дуге. Мы можем гордиться тем, что наши прадеды внесли неоценимый вклад в победу над врагом

2 Текст

Привет из Сибири! Живу я в детском доме № 5. Учусь в 6 классе. Хлеба дают мало: 500 гр. в день, в столовой дают синенький суп. Все время хочется есть.

(Эмма Горбунова. 5 мая 1945 г.)

3 Текст

Памяти 13 миллионов детей, погибших во время второй мировой войны

Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтаном радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми

И в чем-то человечество отстанет,

И в чем-то обеднеет целый мир.

 (Проверка на 4 слайде)

Задания для группы историков:

  1. Замените числа порядковыми числительными.
  2.  Прочитайте, правильно выговаривая окончания числительных.
  3. Найдите количественное числительное, просклоняйте его письменно.

       22 июня 1941 года________________ фашистская Германия вероломно напала на СССР. С июля 1942 года по февраль 1943 года____________________ продолжалась самая страшная Сталинградская битва. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она длилась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 года ___________. Блокада Ленинграда продолжалась с сентября 1941года по  январь 1944 года _________________. Великая Отечественная война закончилась победой нашего народа 9 мая 1945года________________________________.

      (Проверка на 5 слайде)

4. Выступление групп.

Проводится самооценка результатов работы в группах.

Устные ответы учащихся оцениваются отдельно.

5. Применение знаний, умений, навыков.

Тестовые задания на 5 минут.

6. Контроль. Обсуждение.  (6 слайд)

7. Рефлексия.

   Работа учащихся по заполнению листа самооценки.

Групповая работа

Критерии оценки:

- сотрудничество - 1 б.

- активность – 1 б.

- глубина знаний по предмету – 2 б.

- устный связанный ответ -3 б.

Система оценивания:

6-7 б. – «5»

4-5 б. – «4»

3 б. – «3»

Тест

Система оценивания:

8-9 заданий – «5»

7 заданий – «4»

5-6 заданий – «3»

     Самым большим достижением на уроке было _________________________

     Я научился _____________________

Подведение итогов урока. (7 слайд)

Вывод:

Сегодня на уроке мы не только обобщили знания об имени числительном как части    речи, но и   вспомнили важные исторические даты Великой Отечественной войны 1945 года. Память о прошлом нельзя стереть, и мы никогда не забудем наших земляков, завоевавших для нас Победу.

 Домашнее задание.

 Собрать материал о своих родственниках, земляках - участниках ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя числительное"

В уроке показана коррекционная работа с обучающимися, использование числительного в деловом письме....

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

урок русского языка по теме "Имя числительное"

Уроки  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное": числительное как часть речи, простые и составные числительные....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка на тему: "Имя числительное"

Данная разработка представляет урок русского языка в 6 классе. Урок " Имя числительное" направлен на освоение новых знаний....

Урок русского языка в 6 классе. "Числительные, обозначающие целые числа. Урок закрепления".

Урок предназначен для учащихся 6 класса. На данном уроке закрепляем  знания о числительных, обозначающих целые числа, учимся отличать количественные числительные от порядковых. На уроке использую...