Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Программа по русскому языку составлена для индивидуального обучения на дому для обучающегося 8 «ВД» класса ………………... Программа составлена на 136 занятий(4 з. в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____Звонова И. В._________//

«__»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГКОУ ЦИО «Южный»

_____Бурлакина О.В.________//

Приказ № ___               от «__»__________20____г.

Адаптированная основная общеобразовательная  программа для детей с умственной отсталостью с учётом психофизических особенностей ребёнка с НОДА и нарушением зрения

по учебному курсу «Русский язык»

индивидуального обучения на дому учащегося

8 «ВД» класса Волгина Дмитрия

на 2019-2020 учебный год.

Учитель Павленко Л. Н.

Москва 2019 г.

                                                                     

Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки. Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 224с.,

2.Пояснительная  записка

«Русский язык»

Программа по русскому языку составлена для индивидуального обучения на дому для обучающегося 8 «ВД» класса ………………... Программа составлена на 136 занятий(4 з. в неделю)

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского  языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

              Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

            Программа по русскому языку и развитию речи направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

Цели курса: дать самые  элементарные сведения по грамматике, усвоение  которых  

важно  для выработки  у  детей  достаточно  осмысленного отношения к основным элементам языка.              

Задачи курса:

  • Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
  • Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

         Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

          Уделяется  внимание формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьника с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется   работа над развитием его фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию, подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу.

В этом же классе школьнику прививаются навыки делового письма.  Предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

 1.Звуки и буквы. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающийся  овладевает правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

2.Слово. С 5 класса началось систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающегося. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающемуся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

3.Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьника навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьника с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

         В этом же классе школьнику прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащийся получает образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). 

Психолого-педагогическая  характеристика  на обучающегося   Волгина Дмитрия

 У мальчика  тяжелые двигательные нарушения. Вследствие  частичной атрофии зрительного нерва  нарушена   зрительно-моторная координация.

Объем и концентрация внимания ниже возрастной нормы. Распределение и переключение внимания снижены. Процессы восприятия протекают замедленно. При выполнении заданий все инструкции необходимо повторять и разъяснять. Общий запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный. Пространственные и временные представления не соответствуют возрасту. Причинно-следственные связи самостоятельно не устанавливает.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью, познавательная активность снижена, учебная мотивация недостаточна. Работоспособность неравномерная, медленно включается в работу, темп деятельности низкий.

  У ребёнка  выявляются

текущие психические  проявления, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Ребёнок характеризуется выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Нарушены базовые психические функции, память и мышление.  У Ребёнка затруднено формирование  письменной речи.

  Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

3.Основные требования к уровню подготовки обучающегося:

Обучающийся  должен  уметь:

различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • разбирать слово по составу;
  • выделять имя существительное как часть речи;
  • строить простое распространённое предложение;
  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
  • пользоваться словарём
  • писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
  • составлять предложение по картинке;
  • подбирать по вопросам названия предметов и действий;
  • называть свой домашний адрес.
  • писать под диктовку текст, применяя правила написания слов;
  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;

Обучающийся  должен  знать:  

  • главные и второстепенные  (без конкретизации) члены предложения;
  • называть части речи, их значение;
  • наиболее распространенные правила правописания слов.

4. Содержание программы учебного курса.

Содержание курса.

1.Повторение. Предложение. Звуки и буквы. 

Повторение.  Связь слов в предложении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.   Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.

 2.Слово. Состав слова.  

Корень и однокоренные слова. Составление рассказа по вопросам. Окончание. Составление  рассказа по плану и рисункам. Приставка. Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Образование слов при  помощи приставок и суффиксов. Контрольная работа. Обобщение по теме «Состав слова». Правописание безударных гласных в корне слова.   Безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание  непроизносимых согласных в корне слова. Приставки и предлоги. Отличие приставок от предлогов. Записка.

Слово. Части речи.

Общее понятие о частях речи. Существительное, глагол, прилагательное. Различие частей речи по вопросам и значению. Понятие об имени существительном. Значение имени существительного в речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных. Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке. Имена существительные. Одушевленные и неодушевленные. Изменение  имен существительных по числам. Род имен существительных. Род имен существительных. Обобщение по теме «Род и число имен существительных». Адрес. Изменение имен существительных по падежам. Различие падежей по вопросам. Именительный падеж (кто? что?) Родительный падеж (кого? чего?) Дательный падеж (кому? чему?) Винительный падеж (кого? что?) Творительный падеж (кем? чем?) Предложный падеж (о ком? о чем?) Поздравительная открытка. 

Предложение. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Составление рассказа по опорным словам. Однородные члены предложения.

5. Учебно-методические средства обучения

 Литература:

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 4-е издание, М: Просвещение, 2011г.

Дидактический материал:

  1. Инструктивные карточки;
  2. Тематические таблицы;  
  3. Наборы  карточек с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку для  обучающегося с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ

Данная программа разработана для индивидуального обучения.   В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...