Библейские сюжеты на уроках русского языка
статья по русскому языку

Желялетдинова Нелли Иосифовна

Главной задачей воспитания учащихся является нравственное. Об этом учитель должен помнить на каждом уроке. Я считаю, что уроки русского языка и литературы имеют самую благодатную почву для этого. Нравственности нужно учить, как учат химии, математике. Получая знания по предметам, ученик порой остаётся в неведении о себе, об этических нормах, о поведении в той или иной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_dlya_opublikovaniya.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.    Библейские сюжеты на уроках русского языка.

                                     Сейте разумное,

                                     Доброе, вечное…

                                              А.Некрасов

                                                                                                         

   Главной задачей воспитания учащихся является нравственное. Об этом учитель должен помнить на каждом уроке. Я считаю, что уроки русского языка и литературы имеют самую благодатную почву для этого. Нравственности нужно учить, как учат химии, математике. Получая знания по предметам, ученик порой остаётся в неведении о себе, об этических нормах, о поведении в той или иной ситуации.

Я работала над методической темой: "Библейские сюжеты на уроках русского языка. Нравственный смысл библейских сюжетов". Основой воспитания нравственно грамотного человека, формирования у него нравственных идеалов является Библия.  

   Особенность библейской этики заключается в том, что она даёт представления о библейских стандартах морали, но не имеет советов по исправлению ошибок. Учащиеся должны сами выбрать правильное решение. Может создаться впечатление, что Библия создаёт идеальных героев. Нет, она показывает человека с его недостатками и слабостями. Страницы этого Священного писания повествуют нам и об обмане Иакова, и об идолопоклонстве Соломона, и о предательстве Петра. Это как раз и даёт возможность задуматься над такими поступками.

Библия даёт читателю правдивую картину жизни личности, и не только личности, но и всего человечества. Когда мы обращаемся к библейским текстам, размышляем над ними, мы учимся бережно относиться друг к другу, различать добро и зло, правду и ложь.

Благодатной почвой для работы на уроках являются притчи. Выбрать можно те, нравственный смысл которых будет понятен детям любого возраста: притча о блудном сыне, о добром самарянине, о жестоком рабе, о работниках в винограднике, притчи Соломона. Для конкретной работы на уроках русского языка надо брать тексты из Библии в современном переводе. Но детям нужно дать представление о том, что есть Синодальное издание Библии.

Притча - это связный текст, поэтому по нему можно делать комплексный анализ текста.

Приведу пример. Сын мой, ты подчиняться должен поучениям твоего отца и следовать наставлениям матери твоей. Слова отца и матери будут тебе венком, украшающим голову, их поучения - прекрасным ожерельем для шеи твоей (Пр.1:8). На примере этого небольшого текста можно выполнить ряд заданий:

- провести наблюдение над рядом фонетических явлений (подчиняться, твоего, ожерельем и др.)

- рассмотреть проявление лексических категорий (наставлениям, поучениям, наставлениям)

- исследовать состав слов и способ их образования (украшающим, прекрасным)

-проанализировать морфологические характеристики слов (украшающим)

-определить значение и строение словосочетаний (следовать наставлениям, слова отца и матери, украшающим голову,

-выполнить грамматические разборы всех видов, поработать над орфографическими и пунктуационными правилами)

-отметить особенности стилистической окраски текста (слова - венок, украшающий голову; поучения - прекрасное ожерелье для шеи).

На уроках развития речи можно использовать евангельские сюжеты.

Задание. Опишите ситуацию, в которое может быть введено одно из изречений царя Соломона. Включите его в свой рассказ.

          Упорный труд ведёт к изобилию, излишняя разговорчивость - к убытку.

         Дела добрых людей - это древо жизни, мудрый даёт людям новую жизнь.

         Добрые новости издалека - как прохладная вода в жаркий день.

                                                   

 

   Тексты можно оформить на карточки, которые удобно использовать на уроках.

                                                         Орфография и пунктуация.

Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните лексическое значение выделенного слова.

1.Дающий щедро получит прибыль и помогая другим ты больше получиш…  сам. 2. Разумные мудры они обдумывают свои  поступки глупые (не)разумны они считают что можно прожить обманом. 3. Родители искренне любящие своего ребёнка не воздерживают..ся от наказания его любящие родители тут(же) наказывают его. 3. Когда возможно делай добро людям нуждающ..мся в помощи. 4. Если твой ближний просит тебя о чём(то) дай ему это сразу не говори ему приди завтра.

                                                                    Текст.

Задание. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его. Назовите виды и средства связи предложений в тексте. Запишите текст, передавая его содержание своими словами.

    Ленивый, ты должен уподобиться муравью. Смотри, что делает муравей. учись у него. У муравья нет начальника или предводителя, но в летнее время он собирает себе пищу, складывает её и зимой не страдает от голода.

      Ленивец, как долго ты будешь лежать, когда же ты пробудишься от своего сна? Ленивый человек отвечает: "Мне нужно немного поспать, я полежу здесь недолго". Но он спит и спит, и становится всё бедней и бедней. Скоро у него ничего не останется, словно вор придёт и всё утащит.

Надо учить детей думать не только об уроках, но и о жизни, о взаимоотношениях между людьми. Один из методов научиться думать – читать притчи.

Евангельские притчи - это обращение к совести человека. Задумайся, человек, что происходит с тобой!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"

подробный конспект урока  русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...