Конспект урока по рассказу В.Солоухина "Мститель"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока по творчеству В.Солоухина "Мститель"(для учащихся 5-6кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Г.Курмаша Параньгинского района Республики Марий Эл
План-конспект урока внеклассного чтения на тему: «Мстить или простить?»
(по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»
6 класс)
Разработан Гилязовой А.Ф.,
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории
2017год.
Тема: Мстить или простить? (по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).
Цели:
Подвести учащихся к пониманию того, что месть чаще всего не может способствовать положительному разрешению конфликта, а зачастую обостряет и затягивает его; порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказаться от нее; дать представление о внутреннем монологе;
Формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями художественного произведения, передающего иронию автора; развитие речи учащихся;
Воспитывать чувство доброты, милосердия, терпимость по отношению к окружающим.
Оборудование: книга «Вокруг тебя мир», презентация,рисунки учащихся, плакаты, доска.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, мы с вами живем в очень непростое время. Порой приходится сталкиваться с несправедливостью, невежеством, даже с хамством. Так что же делать, если тебя оскорбили, обидели, нахамили? Дать отпор или нет? Мстить или не мстить? Простить или не простить? Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох и времен. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Вот как раз об этом, о мести, к каким результатам она приводит, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
Так что же делать? Мстить или простить? Именно эти вопросы оказались в центре внимания в рассказе В.А. Солоухина «Мститель». Героем рассказа является мальчик, ваш ровесник, который оказался перед ситуацией выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Автор, Владимир Солоухин, ярко и образно описывает то, что происходит в душе обиженного человека. Кстати говоря, с творчеством В. Солоухина мы еще поближе познакомимся в старших классах. Прочитаем такие интереснейшие произведения, как «Владимирские проселки», «Олепинские пруды», «Подворотни» и др.
- А теперь запишем тему в тетрадях: «Мстить или простить?» (по рассказу В. Солоухина «Мститель»).
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были прочитать рассказ. Давайте, вспомним, какая история, какой случай описывается в рассказе (очень коротко).
- Хорошо. Вот мы говорим «мстить», «отмстить», а как вы понимаете слово «месть», что оно означает?
- А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».
(Записывают в тетрадях).
- А теперь подумайте и ответьте, знакомо ли вам то чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?
- Хотелось ли вам когда-нибудь отомстить?
- Скажите, были ли в вашей жизни такие ситуации? И чем они закончились?
- Все ясно. А сейчас я хочу зачитать вам выдержки, отрывки из сочинений учащихся других классов. Вот что они пишут. (читаются отрывки из сочинений учащихся)
- Как видите, ребята, многие наши старшеклассники не следуют выражению «око за око, зуб за зуб». Когда я готовилась к этому уроку, я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовало 76 человек. Были предложены следующие вопросы:
- Вы мстительный человек?
Да Нет Не знаю
9 55 12
2) Если вас обидели, сможете ли простить?
Да Нет Не сразу
21 13 42
Эти результаты тоже говорят о том, что наши дети не мстительны.
III. Работа с текстом.
А теперь поработаем с текстом.
- Давайте сравним, какие краски, какие эпитеты автор использует при описании природы до случая с Витькой и после.
- Найдите в тексте место, где описывается состояние обиженного человека.
- Ребята, автор называет этот случай «маленьким происшествием». Согласны ли вы с ним?
- Вспомните, в каких произведениях, фильмах «маленькое происшествие» привело к плачевным результатам, серьезным последствиям?
- От чьего лица ведется повествование? О чем он думает про себя? Сколько возможностей было у него отомстить?
- Он внутри себя рассуждает, думает сначала, как мстить, потом повременить эту месть, потом отказаться от нее. Вот все, что происходит в его голове, все его мысли, размышления называются внутренним монологом.
- Почему герой изменил свой план в лесу?
- Да, если б он был плохим, мстительным, он бы отомстил сразу.
- Можно ли мальчика назвать мстительным?
- Как вы относитесь к финалу, концовке рассказа? Вас он устраивает? Давайте зачитаем концовку рассказа.
- Хорошо, ребята. Мы поговорили о рассказе.
IV. Вы дома должны были нарисовать «портрет», «лик», «лицо» мести. С чем вы ее сравниваете? Какие ассоциации возникают у вас при слове «месть».
(Ребята представляют свои рисунки).
- Да ребята, портрет мести страшен. Но подумайте и скажите мне, как вы поступите, если обидят ваших близких? Вы отомстите за них?
- По-вашему, это справедливая месть, да?
- Как одним словом можно назвать «справедливую месть»?
- Возмездие. Давайте запишем в тетрадях, какое толкование этого слова дает словарь С.И. Ожегова: «Возмездие – это отплата, кара за совершенное зло».
Можно назвать слова «месть» и «возмездие» синонимами?
Но есть отличие в оттенках значений этих слов. Возмездие предполагает участие справедливых, каких-то сил свыше, которые в конфликте не участвуют.
При подготовке к уроку я долго думала, может ли месть быть справедливой? Честно говоря, ответа на этот вопрос у меня не было. А вы как думаете?
………………….
V. Игра «Утешьте смайлика!» А теперь мы с вами поиграем.
Кто изображен на рисунке?
Как его назовем?
Как вы думаете, что с ним случилось? (Его обидели)
- Опишите. Как выглядит обиженный человек. (2 мин.)
- А теперь утешьте смайлика, чтоб он перестал плакать и улыбнулся
- Вот видите, как на него подействовали хорошие слова. Он улыбнулся!
VI. Рефлексия
- Ну а теперь обобщим все сказанное на этом уроке, сделаем выводы.
1. Когда возникает чувство мести? Из-за чего? (Из-за обиды, значит, нельзя обижать, оскорблять других людей).
2. Если ты оказался в ситуации выбора: что лучше мстить или нет? – Нужно простить.
3. Месть во благо – это хорошо или плохо? (Нужно уметь сдержать себя)
VII. Домашнее задание.
- Вспомнить и записать в тетрадях пословицы и поговорки о мести (можно на родном языке)
- Подготовить пересказ текста от имени Вити Агафонова.
VIII. Подведение итогов.
Итак, ребята, мы поговорили с вами о мести, о ее результатах и сделали выводы. Я надеюсь, сегодня вы получили хороший жизненный урок для себя. Не забывайте об этом никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123579-1350060709.jpg)
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...