Урок русского языка в 6 классе "Юный корректор"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пушкина Наталья Евгеньевна

Урок русского языка построен в форме ролевой игры и нацелен на совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_koorektor.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Юный корректор»,  урок русского языка в 6 классе.

Тема урока:                  «Юный корректор».

Тип урока:     ролевая игра.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Цели урока:   воспитать у учеников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки, развивать нормы правильной литературной речи.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выделять основные виды орфограмм, пунктограмм, конструировать небольшие тексты, объяснять языковые явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает получить новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, самостоятельно предполагает, какая информация нужна  для решения предметной учебной задачи, читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, аргументирует её, учится подтверждать аргументы фактами.

Оборудование:   слайды презентации, ПК, орфографические и  толко-

вые словари, карточки.  

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учителя.

  1. Мотивация учащихся. Создание проблемной ситуации.

Учитель:

Ребята, вы  заметили, как много новых магазинов и красочных рекламных щитов  появилось вокруг. И все они предлагают нам  широкий выбор товаров и услуг. Как-то на днях я заглянула в магазин «Сладкий домик» и купила там вкусное печенье. Посмотрев на ценник, я очень расстроилась, но не из-за стоимости, а из-за того, как было написано название этого печенья «Ночька». А через дорогу от магазина  рекламный щит зазывал на «мойку машын». И тогда я подумала, почему  так много

ошибок появилось вокруг нас и есть ли тот, кто может вести борьбу с ними?  Да!  Профессия этого человека – корректор.

Объявление темы и целей урока (слайды 1и 2).

 Слайд 3: Определите по толковому словарю значение слов корректор,  корректировать и составьте с ними словосочетания.

(Заслушиваются ответы учащихся).

Молодцы, вы правильно определили назначение этой профессии.

Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложное вычисление, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными для других людей, сохранить их для будущих поколений. И горько думать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств. Посмотрите ,пожалуйста, на доску и прочитайте слова Олега Рисса – корректора по профессии.

Слайд 4: « До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство- точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность». Олег Рисс.

- Каждый из вас будет выполнять в течение урока обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор?

(Кроме хорошего знания языка, нужно быть внимательным и аккуратным, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью).

3. Движение темы.

Задание 1. Выпишите из загадки слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте их количество.

Цель работы – проверка орфографической зоркости.

Слайд 5.   На окне стоит горшок,

                  А в горшке растет цветок.

                  Посмотреть – не разберешь:

                  Не растение, а ёж.  

- Какие виды орфограмм вы отметили?

Ученики: В загадке  выделяются следующие орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова, корни с чередованием гласных, правописание согласных в корне слова, раздельное написание предлогов со словами,  раздельное написание частицы не с глаголами и существительными.

Учитель: Умники! Как много орфограмм  вы смогли  увидеть в этом небольшом тексте!

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта В. Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки.  Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Слайд 6.                                    Жалоба.

Дядя ,прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А  сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его,дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

1.Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

2. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

- Будет ли  исполнена просьба Оли?  Почему?

 ( Ответы учеников).

Задание  3.  Наличие ошибок – это примета не только нашего времени. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.А. Куприн посмотрел меню и заказал:

-  Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим,- сказал официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,- сказал Куприн и зачитал злополучное меню. Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню. Пользуйтесь словарём.

Слайд 7.         1. Бу…он  кури…ый  с  фрикадельками.

                        2. Ра..ольник  с  к…лбасой.

                        3. Котлеты сви…ные.

                        4. П…льмени.

                         5. К…мпот  груш…вый.

                        6. Коври…ка  ржа…ая.

                        7.Пиро…ки с печ…нкой.          

Учитель: Какое же меню у вас получилось? Молодцы, вы великолепно справились с этой работой.  

- Предлагаю вам сбросить накопившуюся усталость и провести  физкультминутку.

Задание 4. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку. Он сказал Прусту:

- Представляю вам право выбора оружия.

- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведем орфографическую дуэль, в которой победит самый грамотный. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой. Работа в парах.

Собираться в лес, располагаться в горах, прилечь отдохнуть, прислушаться к шороху, надежный дружок, далеко не красивый поступок.

-Кто же стал самым метким стрелком и не допустил ни одной ошибки?

Задание 5.  Выполните самостоятельно следующую работу: расставьте знаки препинания (работа по карточкам, которые содержат предложения без знаков препинания). Сдайте работу в конце урока.

1 вариант (слабая группа).

Не видал ли где на свете ты царевны молодой      Ветер далее побежал

Ах, ты мерзкое стекло          

2 вариант (сильная группа)

Алеша помоги мне поймать курицу  кричала кухарка   Наконец приехал директор и вошел в зал      Куда подевалась Чернушка подумал Алёша

 Задание 6. Проверьте работу Ошибкина Пети, помогите ему получить пятерку. Посмотрите в  карточки, найдите допущенные ошибки, устно ответьте и обоснуйте свой ответ.

Ученик выразительно читает текст.

Слайд 8. Светло и ярко солнце светит,

                Но загрустил Ошибкин Петя

                Глядит мечтательно в тетрадь:

                -Вот если б получить мне «пять».      

Карточка для слабых учащихся.

1.В слове дуб три звука: д,у,бэ

2. (на ) желтых (листьях) – прил., нач.,форма – желтый, относит., употреблено в род. пад., мн.ч., м.р.

Карточка для сильных учащихся.

Фрагмент сочинения.

«Я участвовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу».

Учитель: Послушаем, что же у вас получилось.

Ответы учащихся из слабой и сильной групп.

4.Итог урока.

Заключительное слово учителя:

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и одержали замечательную победу над ошибками.

 - Вам понравилось?

 - Что понравилось больше всего?

- Какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили?

- Какими качествами должен обладать корректор?

- Как вы думаете, как мы можем сформировать у себя орфографическую и пунктуационную грамотность?

Всем участникам хочется пожелать быть очень внимательными, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационные правила! И тогда вас всех можно назвать юными корректорами!

5. Домашнее задание. Для сильной группы – подготовить связный текст из   5-7предложений  с орфограммой: корни с чередованием гласных,  для слабой- словарная диктовка из 15 слов на разные виды орфограмм.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Дидактический материал к урокам русского языка "Поработай корректором"

Дидактический материал к урокам русского языка "Поработай корректором"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...