Статья на тему "Литературное краеведение. Из опыта работы".
статья по русскому языку
В работе представлен материал по литературному краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА РАБОТЫ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ПОДГОТОВИЛА ГРУШИНА И.Е.
- Актуальность опыта.
Литературное краеведение – это то направление, посредством которого учитель-словесник может реализовать в учебной практике так называемый региональный компонент.
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена,» - утверждал академик Д.С. Лихачёв.
Тульский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемыми источниками вдохновения многих художников слова. Актуальность опыта заключается в том, что сегодня необходимо сформировать у молодого поколения понимание сопричастности ко всему, что происходит на родной земле: это послужит становлению личности, зарождению чувства долга за судьбу малой родины, даст стране сынов Отечества.
- Главная идея опыта.
Главная идея опыта состоит в том, что, повышая общий уровень культуры учащихся, школа поможет обществу в целом преодолеть притяжение отрицательной энергии негатива дня. Альтернативой бешеной гонке за дармовым «миллионом» может послужить личная скромность графа Льва Толстого. А будущий губернатор области постарается пополнять фонд социальной защиты населения так же исправно, как свой личный счёт в банке; не забудет вовремя подумать о сети теплоснабжения, ибо его ещё ребёнком поразил в самое сердце факт из жизни великих людей: Л. Толстой не только давал деньги крестьянам на покупку коровы, но и пешком ходил в Тулу, чтобы на свои деньги купить сруб для погорельцев. И при этом ему было невыносимо стыдно, оттого что он не в силах был помочь всем нуждающимся.
- Педагогические концепции, которые лежат в основе опыта.
В основе работы по литературному краеведению лежит сбор и обработка дидактического материала, который должен послужить в дальнейшем осуществлению учебных задач, очерченных обязательным минимумом содержания образования:
- осмысление «всечеловечности» русской литературы, истоков её гуманизма и народности;
- видение соотношения жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Литературное краеведение поможет учащимся понять нравственную, социальную, мировоззренческую, историко-культурную проблематику русской литературы в целом:
- человек в его отношении к обществу, природе;
- преемственность поколений;
- человек и время, человек и нация;
- духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.
4. Результат работы учителя.
Конкретным результатом работы с дидактическим материалом, содержащим региональный компонент, станет сформированный навык идейно-содержательного анализа текста, что послужит успешной сдаче экзамена по предмету. Чтобы написать итоговое сочинение, мало обладать хорошей памятью, орфографическими и пунктуационными навыками, нужно уметь выстраивать логическое высказывание. Системная работа над текстом – предпосылки успеха.
Итак, актуальность опыта продиктована не только воспитательными мотивами, но и требованиями школьной программы. А если выпускник средней школы в письменное сочинение по литературе добавит к шаблонным оценкам критики свою собственную, - учитель будет вознаграждён сторицей.
5.Характеристика основных элементов данной педагогической системы.
1) Особенности организации содержания обучения:
- использование текстов местных авторов;
- дифференциация содержания ( по уровням сложности и объёму): для среднего звена – тексты для подробных изложений повествовательного характера с элементами описания, диктанты с текстами местных авторов; для старшего – изложение текста публицистического характера, комплексный анализ текста, сопоставительный анализ художественных образов, выразительных средств языка;
- расширение, углубление содержания (краеведческая направленность тем: «Тульский край в современной поэзии», «Штрихи к портрету писателя-земляка», внеклассного мероприятия – топоигры «Музею-усадьбе «Ясная Поляна» - …лет»).
2) Особенности организации учебно- познавательной деятельности школьников:
- нетрадиционная форма урока (урок-конференция «Изучение языка тульского телевидения, радио и прессы», Урок памяти В. Астафьева (посещение писателем Ясной Поляны), типологический и стилистический анализ текста «Имя Толстого свято»;
- оригинальные методы, приёмы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся. ( Доклад «Наблюдение за лексическим богатством языка произведений Л. Толстого»; лингвистический анализ языка местных авторов-публицистов; сочинение на тему «Судьба родного края в судьбе людей», «Мой замечательный земляк» и др. );
- новые правила, алгоритмы учебной деятельности (при выполнении заданий самостоятельной и контрольной работ, требующих иллюстраций собственными примерами, использовать местный материал; в сочинениях по драматическим произведениям упоминать, была ли постановка пьесы на сцене тульского театра, как её встретили зрители; в докладах «Язык и культура» приводить образцы высокого художественного слова поэтов-классиков, Л. Толстого, И. Тургенева, а также отображать негативные явления в местном говоре, искажающие литературную норму; при характеристике эпохи Ивана Грозного ссылаться на зарисовку образа М.Ю. Лермонтовым и эпической поэзией Тульской губернии (Собрание народных песен П.В. Киреевского); соотносить И.А. Крылова с иносказаниями в коротких рассказах Л. Толстого).
6. Заключение.
Перспектива развития данной системы – стимулирование поисково- исследовательской активности учащихся, ведение дневниковых записей вот время экскурсий, оформление прозаических этюдов (эссе), составление тестовых заданий на основе литературно-краеведческих знаний, сбор интересного местного материала, усиление прикладного аспекта (привлечение к работе юных художников, фотографов-любителей), использование во внеклассных мероприятиях поэтических находок юных поэтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-283884-1380035385.jpg)
Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"
В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-307111-1421169828.jpg)
Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».
В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-467859-1407332660.jpg)
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"
Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-571797-1422140418.jpg)
Статья. Тематический контроль знаний. Из опыта работы.
В статье описывается значение контроля знаний, способы контроля знаний и приведены примеры контрольных заданий по курсу "Человек", составленные автором....
Статья "Учимся говорить красиво" (из опыта работы)
Учитель делится опытом работы, как сделать речь учащихся яркой, точной, выразительной....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/17/picture-78260-1410946224.jpg)
Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения (из опыта работы)
География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Научить ребенка видеть красоту родн...