Статья на тему "Литературное краеведение. Из опыта работы".
статья по русскому языку

В работе представлен  материал по литературному краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА РАБОТЫ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                     ПОДГОТОВИЛА  ГРУШИНА И.Е.

  1. Актуальность опыта.

   Литературное краеведение – это то направление, посредством которого учитель-словесник может реализовать в учебной практике так называемый региональный компонент.

   «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена,» - утверждал академик Д.С. Лихачёв.

   Тульский край, его природа, героическая история всегда были неисчерпаемыми источниками вдохновения многих художников слова. Актуальность опыта заключается в том, что сегодня необходимо сформировать у молодого  поколения понимание сопричастности ко всему, что происходит на родной земле: это послужит становлению личности, зарождению чувства долга за судьбу малой родины, даст стране сынов Отечества.

  1. Главная идея опыта.

   Главная идея опыта состоит в том, что, повышая общий уровень культуры учащихся, школа поможет обществу в целом преодолеть притяжение отрицательной энергии негатива дня. Альтернативой бешеной гонке за дармовым «миллионом» может послужить личная скромность графа Льва Толстого. А будущий губернатор области постарается пополнять фонд социальной защиты населения так же исправно, как свой личный счёт в банке; не забудет вовремя подумать о сети теплоснабжения, ибо его ещё ребёнком поразил в самое сердце факт из жизни великих людей: Л. Толстой не только давал деньги крестьянам на покупку коровы, но и пешком ходил в Тулу, чтобы на свои деньги купить сруб для погорельцев. И при этом ему было невыносимо стыдно, оттого что он не в силах был помочь всем нуждающимся.

  1. Педагогические концепции, которые лежат в основе опыта.

   В основе работы по литературному краеведению лежит сбор и обработка дидактического материала, который должен послужить в дальнейшем осуществлению учебных задач, очерченных обязательным минимумом содержания образования:

   - осмысление «всечеловечности» русской литературы, истоков её гуманизма и народности;

   - видение соотношения жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

   Литературное краеведение поможет учащимся понять нравственную, социальную, мировоззренческую, историко-культурную проблематику русской литературы в целом:

   - человек в его отношении к обществу, природе;

   - преемственность поколений;

   - человек и время, человек и нация;

   - духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

4.  Результат работы учителя.

   Конкретным результатом работы с дидактическим материалом, содержащим региональный компонент, станет сформированный навык идейно-содержательного анализа текста, что послужит успешной сдаче экзамена по предмету. Чтобы написать итоговое сочинение, мало обладать хорошей памятью, орфографическими и пунктуационными навыками, нужно уметь выстраивать логическое высказывание. Системная работа над   текстом – предпосылки успеха.

   Итак, актуальность опыта продиктована не только воспитательными мотивами, но и требованиями школьной программы. А если выпускник средней школы в письменное сочинение по литературе добавит к шаблонным оценкам критики свою собственную, - учитель будет вознаграждён сторицей.

5.Характеристика основных элементов данной педагогической системы.

1) Особенности организации содержания обучения:

   - использование текстов местных авторов;

   - дифференциация содержания ( по уровням сложности и объёму): для среднего звена – тексты для подробных изложений повествовательного характера с элементами описания, диктанты с текстами местных авторов; для старшего – изложение текста публицистического характера, комплексный анализ текста, сопоставительный анализ художественных образов, выразительных средств языка;

   - расширение, углубление содержания (краеведческая направленность тем: «Тульский край в современной поэзии», «Штрихи к портрету писателя-земляка», внеклассного мероприятия – топоигры «Музею-усадьбе «Ясная Поляна» - …лет»).

2) Особенности организации учебно- познавательной деятельности школьников:

   - нетрадиционная форма урока (урок-конференция «Изучение языка тульского телевидения, радио и прессы», Урок памяти В. Астафьева (посещение писателем Ясной Поляны), типологический и стилистический анализ текста «Имя Толстого свято»;

   - оригинальные методы, приёмы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся. ( Доклад «Наблюдение за лексическим богатством языка произведений Л. Толстого»; лингвистический анализ языка местных авторов-публицистов; сочинение на тему «Судьба родного края в судьбе людей», «Мой замечательный земляк» и др. );

   - новые правила, алгоритмы учебной деятельности (при выполнении заданий самостоятельной и контрольной работ, требующих иллюстраций собственными примерами, использовать местный материал; в сочинениях по драматическим произведениям упоминать, была ли постановка пьесы на сцене тульского театра, как её встретили зрители; в докладах «Язык и культура» приводить образцы высокого художественного слова поэтов-классиков, Л. Толстого, И. Тургенева, а также отображать негативные явления в местном говоре, искажающие литературную норму; при характеристике эпохи Ивана Грозного ссылаться на зарисовку образа М.Ю. Лермонтовым и эпической поэзией Тульской губернии (Собрание народных песен П.В. Киреевского); соотносить И.А. Крылова с иносказаниями в коротких рассказах Л. Толстого).

   6. Заключение.

Перспектива развития данной системы – стимулирование поисково- исследовательской активности учащихся, ведение дневниковых записей вот время экскурсий, оформление прозаических этюдов (эссе), составление тестовых заданий на основе литературно-краеведческих знаний, сбор интересного местного материала, усиление прикладного аспекта (привлечение к работе юных художников, фотографов-любителей), использование во внеклассных мероприятиях поэтических находок юных поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Статья. Тематический контроль знаний. Из опыта работы.

В статье описывается значение контроля знаний, способы контроля знаний и приведены примеры контрольных заданий по курсу "Человек", составленные автором....

Статья "Учимся говорить красиво" (из опыта работы)

Учитель делится опытом работы, как сделать речь учащихся яркой, точной, выразительной....

Статья по краеведению "Из опыта работы учителя".

Методика работы по краеведению....

Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения (из опыта работы)

География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Научить ребенка видеть красоту родн...