Конспект урока "Гласные в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Афанасьева Наталия Николаевна

Конспект урока русского языка в 5 классе. Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_v_kornyah_s_cheredovaniem.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -лаг- – -лож-, -раст- (-paщ-) – -рос-.

Тип урока: урок обобщения.

Цель: формирование у обучающихся языковой, лингвистической, коммуникативной  компетенций учащихся.

      Предметные:

а)        познавательные: повторить правописание чередующихся гласных в корнях  -лаг- – -лож-, -рос- – -                раст- (-paщ-), повторить морфемный состав слова;

б)        практические: формировать умение выбирать букву a-о в корнях с чередованием, учить работать с орфографическим словарем, совершенствовать пунктуационную и орфографическую зоркость.

Метапредметные: 

а) познавательные: уметь анализировать изучаемую орфограмму;

б) регулятивные: формировать умение работы в парах, планировать последовательности действий, осуществлять навыки контроля, самоконтроля, самооценки;

в) коммуникативные: уметь строить связную устную монологическую речь, уметь слушать и слышать других, уметь корректировать ответ;

г) личностные: формировать логического мышления, памяти, внимания, осознавать русского языка как явления культуры, воспитывать интерес к языку, пополнять словарный запас языка.

Планируемые результаты:

предметные: научиться правильно писать слова с изученной орфограммой.

личностные: воспитание интереса к изучению русского языка; формирование логического мышления, памяти, внимания, пополнение словарного запаса языка учащихся.

метапредметные: находить информацию, анализировать изучаемую орфограмму; определять проблему урока и вопросы, требующие решения.

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под ред. Н.М. Шанского, опорный конспект «Правописание чередующихся гласных a-о в корнях», раздаточный материал (карточки), ТСО.

   Место урока в системе уроков по данной теме: 3 урок

Ход урока.

Цель деятельности учителя: создать  условия для систематизации и  закрепления умения безошибочно писать слова с чередующимися гласными в корнях слов; развивать умения сопоставлять изучаемые явления, обобщать и делать выводы.

I. Орг. момент: Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                            

- Добрый день, ребята! Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и не сомневаюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

– Для учета знаний вы будете пользоваться Оценочными листами. Подпишите их, пожалуйста. 

II. Введение в тему.

– На какие 3 группы распределяются все безударные гласные в корнях слов?

– Распределите устно слова  на 3 группы: далеко, помидор, заросли, грибы, предложение, собака.

– Сформулируйте  тему нашего урока. (Правописание чередующихся гласных а – о в корнях -лаг-

-лож-, раст-(-ращ-) -рос-.                                                                                                                                                 – Запишем в тетрадях красиво, аккуратно  дату, тему урока.                                                                              – Ребята, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Чему мы должны научиться?

(Цель: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; закрепить умение отличать чередующиеся гласные от безударных гласных, проверяемых ударением; безошибочно писать слова с изученными орфограммами).                                                                                                                                   – А зачем нам это нужно? (Чтобы сформировать грамотную устную и письменную речь, успешно сдать

– Вспомним правило.

– Что нужно знать, чтобы безошибочно выбирать гласную в корнях с чередованием? (Дети отвечают, что нужно знать условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием)

– Что нельзя делать с чередующимися гласными?

III. Диктант на замену. «Замените развернутые определения одним словом с орфограммой чередующиеся гласные в корне слова. Написание объясните». 

  • Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).
  • Синоним слова пересказ, вид творческой работы по русскому языку (изложение).
  • Количество лет птицы, животного, человека (возраст).
  • Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).
  • Отдельная область производства, науки (отрасль).
  • Сделать задание более сложным (усложнить).

– На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).

– Самопроверка. Поставьте себе 3 балла  в оценочный лист, если нет ошибок, 2 балла, если одна ошибка, 1 балл, если две ошибки.

– Написание какого слова является исключением из правила? (отрасль)

– Какое слово является лишним? Почему? Добавьте себе за него 1 балл. 

IV. Работа с текстом. Распечатан текст.

        У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

–  Прочитайте текст.

– Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.

–  Теперь прочитайте текст вслух.

–  Определите основную мысль текста.

 – Объясните, что хотел сказать нам автор? 

–  Чему учит нас этот текст?

–  А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?

V. Физ.минутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Раз – вверх руки, потянуться.

Два – влево, вправо повернуться.

Три – в ладоши два хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Синтаксический разбор предложения.

           Я добрался до пихтовой заросли (синонимичное словосочетание) и расположился2 на крохотной (стилистически нейтральный синоним) полянке.

VII. Предупредительный диктант. Исключение из правила. Работа в парах

В  Р…стове  живёт р…стовщик Р…стислав. Он любит наблюдать, как из небольшого р…сточка, развивается  большое р…стение.

  • Какое слово лишнее?
  • Какого слова не хватает? (отрасль)

VIII. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Зачем возр…стаю?—

Снегурка спросила меня:

Я знаю, что скоро р..стаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Р…стаю, по камням звеня…

                                                       (Ф. Сологуб)

  • В выделенных словах выделите корень.
  • Сделай вывод: являются ли эти слова однокоренными? 

IX. Культура речи.

ПОложить  ВЫложить  ПЕРЕложить  Сложить ОТложить  НАложить  ПОДложить

КЛАСТЬ  ЛОЖИТЬСЯ

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Поведение за столом (по рядам)

  1. Не ложи локти на стол.
  2. Положь нож справа, а вилку слева от тарелки.
  3. Нельзя ложить много еды на тарелку сразу.

X. Самостоятельная работа.  Орфограмму выделить, выбор объяснить. Разноуровневые  задания.

  1. Распределить словосочетания в 2 столбика: с А и с О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лаг-, лож-.

Р…стёт и крепнет дружба. Людям любого возр…ста полезны морские водор…сли. Надо беречь молодую пор…сль. Ум не в возр..сте, а в голове. От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. Сложное предл…жение предпол…гает знание синтаксиса и частей речи: прил…гательного и прочих.

  1. Задание: вставьте пропущенные буквы в слова.

Выр…щу,  выр…сла, отр…сль, р…стение, р…сток, выр…сти,  предпол…жение,  водор…сли в реке, предл…гать р…стовские арбузы

XI. Рефлексия. (У каждого ребенка на столе карточка)

– Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

– Ребята, какую цель мы ставили на уроке?  Дети отвечают.

– Да, мы повторили  изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов,  закрепили на практике умение писать слова с изученными орфограммами. Это значительно повысит уровень нашей грамотности, поможет успешно написать проверочную работу на следующем уроке и в будущем – ГИА.

– Как вы считаете, достигли ли мы ее?

– Оцените свою деятельность на уроке.

?

Научился выбирать гласную в корне  -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-;  -ЛАГ-, -ЛОЖ-, но остался вопрос по теме урока. Мне ещё надо работать. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять гласную в корне -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-;  -ЛАГ-, -ЛОЖ-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от безударных гласных,  проверяемых ударением. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

! ! !

Научился выбирать гласную в корне -РАСТ-, РАЩ-, -РОС-;  -ЛАГ-, -ЛОЖ-  и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!!!»

– Оцените свою работу. Критерии оценивания:      б. – “5”          б.– “4”             б.– “3”            б.– “2”

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

XII. Домашнее задание (на выбор). 

  1. Сочинить сказку «Ох, уж эти исключения».
  2. Сочинить рассказ «В походе».
  3. Подобрать 4 пословицы или загадки, где есть корни с чередованием.
  4. Параграф     , упражнение      .

                                                            СПАСИБО ЗА УРОК!

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

Оценочный лист         Фамилия, имя _______________________________

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

итог

отметка

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

–  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.

–  Теперь прочитайте текст вслух.

–  Определите основную мысль текста.

 – Объясните, что хотел сказать нам автор? 

–  Чему учит нас этот текст?

–  А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?

        У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

–  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.

–  Теперь прочитайте текст вслух.

–  Определите основную мысль текста.

 – Объясните, что хотел сказать нам автор? 

–  Чему учит нас этот текст?

–  А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?

        У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

–  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.

–  Теперь прочитайте текст вслух.

–  Определите основную мысль текста.

 – Объясните, что хотел сказать нам автор? 

–  Чему учит нас этот текст?

–  А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?

        У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это д…леко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

–  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, написание объясните.

–  Теперь прочитайте текст вслух.

–  Определите основную мысль текста.

 – Объясните, что хотел сказать нам автор? 

–  Чему учит нас этот текст?

–  А чтобы стать грамотным человеком, много надо приложить усилий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...