Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Прокопьева Лариса Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_5_klass.doc460.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1-Центр национального образования»

                                                                                Елабужского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_______          _/Л.А.Прокопьева/

Протокол №__1_от

«29» августа 2019г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР МБОУ

«Гимназия №1-Центр национального

образования»

_______              _     /Р.Н.Нигматуллова/

«29» августа 2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №1-Центр национального образования»

________               /Л.М.Сафиуллина/

Приказ № _____от

 «1» сентября 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ   «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 5 класса

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Прокопьевой Ларисы Александровны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 29 августа 2019 г.

г. Елабуга

2019-2020 учебный год


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Язык и общение.

Определять роль книги в жизни человека.

Расширять представление о русском языке, развивать эстетические чувства.

К: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П: уметь искать и выделять необходимую

информацию из учебника.

Формирование мотивации к обучению.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Применять алгоритм проведения всех видов разбора.

Корректировать и применять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками

Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества  

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе  исследования текста

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Распознавать единицы языка, определять, какую роль играют знаки препинания в предложении, формировать навыки лингвистического анализа.

Расставлять знаки препинания в предложениях.

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Р: формировать ситуацию саморегуляции, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения выявляемые в ходе исследования смысловой и грамматической связи в словосочетании, разбора словосочетания по алгоритму; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования отдельных предложений и предложений с разной эмоциональной окраской.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; навыков составления алгоритма выполнения задачи и анализа своей деятельности в составе группы.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Различать сильные и слабые позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования гласных и согласных звуков.  

Правильно осмысливать услышанную информацию, для передачи ее в дальнейшем на письме.

К:использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.

П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования системы гласных и согласных букв и звуков.

Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний, на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Лексика. Культура речи

Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения. Различать синонимы, омонимы и антонимы. Опознавать их, устанавливать смысловые и стилистические различия. Использовать в речи.

Подбирать для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи.

Обогатить свою речь изобразительно-выразительными средствами.

К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.

П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Разбираться в понятии «морфемика». Осознавать роль частей слова, выделять в слове морфемы, изменять слово (склонение, спряжение), графически обозначать морфемы, объяснять значение морфем; владеть алгоритмом определения морфем, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова; разграничивать морфемы словообразовательные и формообразующие. Овладеть сведениями о чередовании звуков в пределах одной морфемы.

Применять полученные знания о морфемах при выполнении практических заданий

К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.

П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфем в слове.

Формирование познавательного интереса к изучению нового, на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Морфология.

Имя существительное.

Определять грамматические признаки имён существительных.

Воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности.

К:формировать навыки в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р:проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Имя прилагательное.

Опознавать прилагательные в речи, выполнять частичный морфологический разбор прилагательных, употреблять их в речи.

Применять полученные знания о частях речи при выполнении практических заданий

К:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований прилагательных на постоянные и непостоянные признаки.

Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму. Самопроверки, взаимопроверки.

Глагол.

Наблюдать за употреблением глаголов в речи. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение.

Определять грамматические признаки глаголов.

Воспроизводить приобретенные знания , навыки в конкретной деятельности.

К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на данное правило.

Формирование познавательного процесса, навыков анализа, навыков конструирования по образцу.

Повторение и систематизация изученного в 5классе.

Применять алгоритм выполнения лингвистической задачи в практической деятельности.

Проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста

Формирование устойчивой мотивации к обучению, поэтапному самосовершенствованию

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Перечень и название раздела и тем курса

Краткое содержание учебной темы

Количество  часов

Язык и общение.

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог). Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи (рассказ). Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, идея. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Роль языка в жизни человека и общества. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

3

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Фонетика. Орфография. Культура речи

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

Морфология. Орфография. Культура речи Части речи.

Морфологические признаки глагола. Правописание личных окончаний глаголов.

Морфологические признаки имени существительного. Правописание падежных окончаний существительного.

Морфологические признаки имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний прилагательного.

Морфологические признаки местоимения.

22

Синтаксис. Пунктуация.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Предложения      простые      и      сложные.      Структурные      типы      простых      предложений

(распространенные        –        нераспространенные,        предложения        осложненной        и

неосложненной структуры). Однородные члены предложения; обращение.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого предложения.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы

употребления однородных членов в составе простого предложения)

Словосочетание. Предложение.

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений.

Главные и второстепенные члены предложения , способы их выражения.

Подлежащее. Сказуемое. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения.

Осложнённые предложения.

Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями. Простые и сложные предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Прямая речь. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог и его виды. Тире в начале реплик диалога. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

35

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо-и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;  ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

16

Лексика. Культура речи.

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

10

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

20

Морфология.

Имя существительное.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования

форм имен существительных, имен прилагательных).

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных.

Морфологический разбор имени существительного. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Обобщение и систематизация изученного об имени существительном

23

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи . Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. 

Обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном.

11

Глагол.

Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах.

Правописание гласных в корне глагола

Время глагола.. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.

I и II спряжение глагола. Правописание гласных в безударном личном окончании глагола.   Правописание глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.  Правописание чередующихся гласных в корне глагола.

Обобщение и систематизация изученного о глаголе

22

Повторение и систематизация изученного в 5классе.

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. Употребление ь и ъ. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Соблюдение основных орфографических норм. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.

13

Итого

175

                                                                                                        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.,  Русский язык в 2 частях, 5 класс. М.: Просвещение, 2015

№ п/п

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Календарные сроки

Примечание

Планируемые сроки

Фактические сроки

Язык и общение (3 часа)

 

  1. 1

Язык – важнейшее средство общения. Язык и человек. Язык и речь. Роль родного языка в жизни человека.

1

Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим материалом, лекция учителя, чтение стихотворений о русском языке.

03.09.

 

 

  1. 2

 Речевое общение. Виды речи(устная и письменная). Формы речи(монолог, диалог). Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи(рассказ).

1

Работа с теоретическим материалом, слово учителя, тренировочные упражнения.

04.09.

 

 

  1. 3

Р.Р. Стили речи.(8.3) Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема,

идея;

Функционально-смысловые     типы     текста     (повествование,     описание,     рассуждение).

Тексты смешанного типа. Роль языка в жизни человека и общества. Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

05.09.

 

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем (22часа)

 

  1. 4

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограммы. (1.1)

1

Объяснение учителя, беседа, повторение, комментированное письмо.

06.09.

 

 

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Работа с текстом, фронтальная беседа, тренировочные упражнения.

07.09.

 

 

6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Работа с текстом, фронтальная беседа, тренировочные упражнения.

10.09

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа.

11.09.

 

 

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа.

12.09.

 

 

9

Буквы И, У, А после шипящих. Правописание Ъ и Ь (6.2, 6.4)

1

Тренировочные упражнения по учебнику, словарная работа, проверочная работа.

13.09.

 

 

     10

Раздельное написание предлогов с другими словами. (6.14)

1

Работа по учебнику, выполнение упражнений по учебнику, словарная работа, проверочная работа.

14.09.

 

 

11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по остаточным знаниям «Гроза».

1

Диктант с грамматическим заданием.

17.09.

 

 

12

Анализ диктанта. Р.Р. Текст. Текст как речевое произведение.  (8.1)

1

Составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, фронтальная беседа, работа в парах.

18.09.

 

 

13

Р.Р. Сочинение – описание по картине А. Пластова «Летом».(3.5)

1

Написание сочинения по картине.

19.09.

 

 

14

Анализ ошибок. Части речи. Глагол.

1

Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, комплексный анализ текста.

20.09.

 

 

15

Морфологические признаки глагола.

Тся и –ться в глаголах.

1

Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, комплексный анализ текста.

21.09

16

Тема текста. Простой и сложный план текста.

1

Фронтальная беседа, работа в парах.

24.09.

 

 

17

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. (6.10, 6.11)

1

Тренировочные упражнения по учебнику, словарная работа, проверочная работа.

25.09.

 

 

18

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. (4.1) Прописная и строчная буквы. Перенос слов.

1

Повторение с использованием дидактического материала, комплексный анализ текста.

26.09.

 

 

19

Правописание падежных окончаний существительного.(4.1)

1

Самостоятельная работа с учебником, составление плана, фронтальная беседа, комментирование выставленных оценок.

27.09

20

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имени прилагательного. (4.1)

1

Самостоятельная работа с учебником, составление плана, фронтальная беседа, комментирование выставленных оценок.

28.09.

 

 

21

Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний прилагательного.(4.1)

1

Самостоятельная работа с учебником, составление плана, фронтальная беседа, комментирование выставленных оценок.

30.09

22

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. (4.1)

1

Фронтальная беседа, работа с учебником, распределительный диктант.

02.10.

 

 

23

Р.Р. Обучающее изложение «Хитрый заяц».(3.5)

1

Составление плана изложения фронтальная беседа, работа в парах.

03.10.

 

 

24

Анализ ошибок. Р.Р. Основная мысль текста.

1

Языковой анализ текста, фронтальная беседа, выполнение упражнений.

04.10.

 

 

25

Повторение по теме «Части речи».

1

Отработка полученных знаний, выполнение тренировочных упражнений, анализ текста.

05.10.

 

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (35часов)

 

26

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация как система правил правописания предложений.

1

Комментированное письмо, выполнение тренировочных упражнений.

08.10.

 

 

27

Словосочетание.(5.1)

1

Работа в парах, тренировочные упражнения.

09.10.

 

 

28

Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях.

1

Выполнение грамматических заданий фронтальная беседа, групповая работа по учебнику.

10.10.

 

 

29

Разбор словосочетания.

1

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа.

11.10.

 

 

30

Предложение как единица синтаксиса.

1

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений.

12.10.

 

 

31

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений. тренировочный диктант.

15.10.

 

 

32

Восклицательные предложения.

1

Фронтальная беседа, групповая работа по учебнику, тренировочные упражнения.

16.10.

 

 

33

Грамматическая основа предложения. Подлежащее. (5.2)

1

Работа с алгоритмами определения членов предложения.

17.10.

 

 

34

Грамматическая основа предложения. Сказуемое.(5.2)

1

Работа с алгоритмами определения членов предложения.

18.10

35

Тире между подлежащим и сказуемым (7.1)

1

Работа по материалу учебника выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме.

19.10.

 

 

36

Предложения      простые      и      сложные.      Структурные      типы      простых      предложений

(распространенные-нераспространенные,предложения осложненной        и неосложненной структуры (5.5)

1

Фронтальная беседа, работа с учебником, выполнение грамматических заданий, групповая работа по учебнику.

22.10

 

 

37

Главные и второстепенные члены, способы их выражения.  Дополнение.(5.3)

1

Тренировочные упражнения, фронтальная беседа, работа с учебником.

23.10

 

 

38

Определение как второстепенный член предложения. (5.3)

1

Тренировочные упражнения, работа в парах, фронтальная беседа, работа с учебником.

24.10

 

 

39

Обстоятельство. Составление предложений о родном городе. (5.3)

1

Фронтальная беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения.

25.10

 

 

40

Контрольный диктант с гр. заданием за 1 четверть.

1

Написание контрольного диктанта.

26.10

41

Анализ ошибок. Повторение «Второстепенные члены предложений».

1

Выполнение грамматических заданий. Работа с книгой, упражнения.

29.10

 

 

42

Однородные члены предложения; обращение. (5.7)

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения.

07.11

 

 

43

Р.Р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки».(3.5)

1

Написание сочинения-описания по картине.

08.11

 

 

44

Анализ ошибок. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Фронтальная беседа, работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения однородных членов.

09.11

 

 

45

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы

употребления однородных членов в составе простого предложения)

1

Работа с алгоритмами определения знаков препинания, обобщающего слова у однородных членов.

12.11

 

 

46

Предложения с обращениями

1

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме.

13.11

47

Р.Р. Письмо. В письме рассказать о родном городе. (3.1)

1

Алгоритм написания письма, индивидуальная творческая работа (составление плана письма, черновой вариант работы при консультативной помощи учителя).

14.11.

 

 

48

Синтаксический анализ  простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. (5.12, 7.19)

1

Фронтальная беседа, работа в парах по учебнику, тренировочные упражнения

15.11

 

 

49

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. (5.8, 7.11-7.15)

1

Языковая разминка, устный рассказ, тренировочные упражнения, работа с текстом.

16.11.

 

 

50

Синтаксический разбор сложного предложения. (5.12)

1

Работа с алгоритмами определения знаков препинания в сложных предложениях, работа в парах, тренировочные упражнения

19.11

 

 

51

Прямая речь. Способы передачи чужой речи.

1

Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, составление предложений по заданной схеме.

20.11.

52

 Знаки препинания в предложениях с прямой  речью.(7.10)

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения, работа с книгой.

21.11.

 

 

53

Диалог и его виды.

1

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

22.11

 

 

54

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в диалоге.

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

1

Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом.

23.11

 

 

55

Проверочный тест по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Выполнение тестового задания.

26.11

 

 

56

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе

1

Письменная работа над ошибками

27.11

57

Р.Р. Сжатое изложение «Старый пень». (3.5)

1

Написание сжатого изложения.

28.11

 

58

Анализ ошибок в изложении. Систематизация и обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения, работа с книгой.

29.11

59

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Написание диктанта и выполнение грамматического задания

30.11

60

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Фонетика.

1

Работа над ошибками

3.12

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи (16часов)

61

Фонетика. (1.1)  Звуки речи. Система гласных звуков. 

1

Опрос, комментированное письмо, тренировочные упражнения.

4.12

 

 

62

Система согласных звуков.  

1

Опрос, комментированное письмо, тренировочные упражнения.

5.12

 

 

63

Изменение звуков в речевом потоке. Согласные твердые и мягкие. Фонетическая транскрипция. .      Слог.   Ударение,   его   разноместность,

подвижность при формо-  и  словообразовании.  Смыслоразличительная  роль  ударения.

1

Коллективный анализ звукового состава слов по образцу.

6.12.

 

 

64

Р/р Повествование.

1

Опрос, комментированное письмо, тренировочные упражнения.

7.12.

 

 

65

Согласные звонкие и глухие. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на

письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

1

Объяснительный диктант, работа с книгой, тренировочные упражнения.

       10.12.

 

 

66

Графика. Алфавит. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия    как    раздел    лингвистики.    Основные    нормы    произношения    слов    (нормы, определяющие    произношение    гласных    звуков    и    произношение    согласных    звуков;

ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

11.12.

 

 

67

Р/р. Описание предмета.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

12.12.

 

 

68

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

Написание контрольного диктанта.

13.12.

 

 

69

Двойная роль букв  е, ё, ю, я

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения, работа над ошибками.

14.12.

 

 

70

Орфоэпия. Фонетический анализ  слова.

1

Работа с текстом, фронтальная беседа.

17.12.

 

 

71

Обобщение темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

Комплексное повторение, работа с текстом, тренировочные упражнения.

18.12

72

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Предзимье»

1

Написание контрольного диктанта, выполнение грамматического задания.

19.12

73

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Слово как единица языка.

1

Комплексное повторение, работа с текстом, тренировочные упражнения.

20.12

74

Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский «Шкатулка»)

1

Написание обучающего изложения

21.12

75

Р/р. Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Подготовка к сочинению и написание сочинения – описания по картине.

24.12

76

Анализ сочинения и изложения. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. (2.1)

1

Фронтальная беседа, комментированное письмо.

25.12

Лексика. Культура речи (10часов)

 

77

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

Фронтальная беседа, комментированное письмо.

26.12

 

 

78

Прямое и переносное значение слова.

1

Комплексное повторение, работа с текстом, тренировочные упражнения.

9.01

 

 

79

Лексическая сочетаемость. Омонимы и  их роль в тексте. (2.2)

1

Выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант.

10.01

 

 

80

Синонимы.

1

Выполнение тренировочных упражнений, комментированное письмо

11.01

 

 

81

Синонимы, их роль в речи. Словари синонимов. (2.2) Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

1

Выполнение тренировочных упражнений, комментированное письмо

14.01

 

 

82

Р/р.Сочинение – описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Написание сочинения – описания по картине

15.01

83

 Антонимы. Их роль в речи. (2.2)

1

Выполнение упражнений с использованием словаря антонимов.

16.01

 

 

84

Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег»)

1

Написание изложения.

17.01

 

 

85

Урок-повторение. «Лексика». Анализ ошибок.

1

Выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант.

18.01

 

 

86

Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи».

1

Написание словарного диктанта и выполнение теста.

21.01.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20часов)

 

87

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка.  Изменение и образование новых слов. (3.1) Анализ проверочной работы

1

Фронтальный опрос, работа в парах, комментированное письмо.

22.01

 

 

88

Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.

1

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

23.01

 

 

89

Р/р. Сочинение – письмо.

1

Подготовка к написанию сочинения

24.01

90

Корень слова. (3.1)

1

Фронтальный опрос, работа в парах, комментированное письмо.

25.01

 

 

91

Р.Р. Рассуждение.(1.2-1.3)

1

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функци-онально - смысловых типов речи.

28.01

 

 

92

Суффикс как значимая часть слова.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

29.01

 

 

93

Приставка. (3.1) Слитные написания.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

30.01

 

 

94

Р.р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» (от третьего лица)

1

Написание изложения

31.01

 

 

95

Орфография. Понятие орфограммы. Чередование гласных и согласных в корнях слов. (6.1) Анализ изложения.

1

Подбор слов с чередующимися согласными и гласными, тренировочные упражнения.

1.02

 

 

96

Беглые гласные. Варианты морфем.

1

Фронтальный опрос, комментированное письмо.

4.02

 

 

97

Морфемный анализ слова. (3.2)

1

Самостоятельная работа.

5.02

 

 

98

Правописание гласных и согласных в приставках. (6.6) Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Работа с текстом, тренировочные упражнения.

6.02

 

 

99

Буквы з и с на конце приставок.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

7.02

 

 

100

Буквы А и О в корнях –лаг-, -лож-.(6.5)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

8.02

 

 

101

Буквы А и О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

11.02

 

 

102

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (6.3)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

12.02

 

 

103

Буквы  И и Ы после Ц. (6.2)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

13.02

 

 

104

Обобщение и систематизация знаний по разделу « Морфемика. Орфография». Анализ ошибок.

1

Комплексное повторение на основе материала учебника, дидактического материала с использованием составленных на уроке алгоритмов.

14.02

 

 

105

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1

Написание контрольного диктанта и выполнение грамматического задания.

15.02

 

 

106

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1

Работа над ошибками.

18.02

 

 

Морфология. Орфография. Культура речи

 

Имя существительное (23часа)

107

  Части   речи  как   лексико-грамматические  разряды   слов.  Традиционная   классификация

частей    речи.    Самостоятельные    (знаменательные)    части    речи.    Общекатегориальное

значение,     морфологические     и     синтаксические     свойства     каждой     самостоятельной

(знаменательной) части речи.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

19.02

 

 

108

Р/р. Доказательства в рассуждении

1

Анализ текста, нахождение основной мысли текста, использование приёмов сжатия, написание сжатого изложения.

20.02

 

 

109

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Фронтальный опрос, работа в парах, комментированное письмо.

21.02

 

 

110

Имена существительные собственные и нарицательные. (4.1)

1

Фронтальный опрос, работа в парах, комментированное письмо.

22.02

 

 

111

Род имен существительных.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

       25.02

 

 

112

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

26.02

 

 

113

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

Тренировочные упражнения, работа с учебником, словарный диктант.

27.02

 

114

Три склонения имён существительных.

1

Тренировочные упражнения, работа с учебником,

комментированное письмо

28.02

 

115

Р.р. Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница» (3.5)

1

Анализ текста, нахождение основной мысли текста, использование приёмов сжатия, написание сжатого изложения.

29.02

116

Анализ сжатого изложения

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

3.03

 

117

Падеж имён существительных.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

4.03

118

Падежные окончания существительных в единственном числе. (6.9)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

5.03

 

119

Практикум «Падежные окончания существительных в единственном числе.» (6.9)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения, словарный диктант

6.03

 

120

Р/р. Изложение по тексту упражнения № 547 ( В. Астафьев)

1

Написание изложения

7.03

121

 Анализ ошибок. Множественное число имен существительных

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

10.03

 

122

 Множественное число имен существительных

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

11.03

 

123

Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. (6.3)

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

12.03

 

124

Практикум по теме «Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных « (6.3)

1

Тренировочные упражнения, работа с учебником, словарный диктант.

13.03

 

 

125

Морфологический анализ слова.

Морфологический разбор имени существительного. (4.3)

1

Объяснительный диктант, работа с текстом, беседа.

14.03

 

 

126

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя существительное».

1

Работа в группах (комплексное повторение на основе материала учебника, дидактического материала) с использованием составленных на уроке алгоритмов и памяток.

17.03

 

 

127

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

Написание проверочного диктанта.

18.03

 

 

128

Анализ проверочного диктанта

1

Работа над ошибками

19.03

129

Сочинение – описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Написание сочинения п картине

20.03

Имя прилагательное (11 часов)

 

130

Анализ сочинений. Имя прилагательное как  часть  речи. (4.1) Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования

форм  имен прилагательных).

1

Выполнение грамматических заданий, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

21.03

 

 

131

Правописание гласных в падежных окончаниях   прилагательных. (6.9)

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

1.04

 

 

132

Практикум «Правописание гласных в падежных окончаниях  прилагательных.

1

Фронтальный опрос, выполнение теста

2.04

133

Р.Р. Описание животного. Подробное изложение (А.И. Куприн «Ю-ю») упр. 585. (3.5)

1

Написание подробного изложения.

3.04

 

 

134

Краткие и полные имена прилагательные.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

4.04

 

 

135

Описание животного. Сочинение по картине А.Н. Комарова »Наводнение»

1

Написание сочинения

7.04

136

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

1

Работа с учебником, , беседа, тренировочные упражнения.

8.04

137

Морфологический анализ слова.

Морфологический разбор имени прилагательного. (4.3)

1

Выполнение грамматических заданий, самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику.

9.04

 

 

138

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Выполнение грамматических заданий, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

10.04

139

Контрольный диктант  с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

Написание проверочного диктанта.

11.04

 

 

140

Анализ проверочного диктанта по теме «Имя прилагательное»

1

Письменная работа над ошибками.

14.04

Глагол (22 часа)

 

141

Глагол как часть речи. Не с глаголами. (4.1)

1

Фронтальная беседа, тренировочные упражнения, работа с учебником.

15.04

 

 

142

Не с глаголами. (4.1)

1

Тренировочные упражнения, работа с учебником, словарный диктант.

16.04

143

Р.Р. Сочинение-рассказ по картинкам (3.5).

1

Написание сочинения-рассказа по картинкам.

17.04

 

 

144

Неопределенная форма глагола

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

18.04

 

 

145

Правописание-ться и чь (-чься) в неопределенной форме глагола.

1

Коллективная работа с дидактическим материалом, самостоятельная работа с орфограммами.

21.04

 

 

146

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

22.04

 

 

147

Буквы Е и И в корнях с чередованием (6.5)

1

Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, работа в парах по алгоритму выполнения задания.

23.04

 

 

148

Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе.(3.5)

1

Составление рассказа от 1-го лица на основе жизненного опыта «Как я однажды…»

24.04

 

 

149

Время глагола.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

25.04

 

 

150

Прошедшее время глаголов.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

28.04

151

Настоящее время глаголов.

1

Фронтальная беседа, опрос, тренировочные упражнения.

29.04

 

 

152

Будущее время глаголов.

1

Самостоятельная работа, опрос, тренировочные упражнения.

30.04

 

 

153

Спряжение глаголов.

1

Выполнение грамматических заданий, фронтальная устная работа по учебнику.

1.05

 

 

154

Правописание безударных личных окончаний глаголов. (6.10)

1

Коллективный анализ текста, работа в парах с орфограммами.

2.05

 

 

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

Фронтальный опрос, работа в парах с орфограммами, тренировочные упражнения.

5.05

 

 

156

Морфологический анализ слова.

Морфологический разбор глагола.  (4.3, 6.4)

1

Распределительный диктант, опрос, тренировочные упражнения.

6.05

 

 

157

Ь после шипящих в глаголах во 2 лице ед. ч. (4.3, 6.4)

1

Распределительный диктант, опрос, тренировочные упражнения.

7.05

158

Употребление времен. Повторение «Глагол».

1

Определение времён глагола.

8.05

 

 

159

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица «Шоколадный торт» (по А. Савчуку)  упр 688. (3.5)

1

Написание сжатого изложения.

9.05

 

 

160

Мягкий знак после шипящих в глаголах  2 - го лица единственного числа.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

12.05

 

 

161

Употребление времён.

1

Комментированное письмо, беседа, тренировочные упражнения.

13.05

162

Повторение по теме «Глагол»

1

Комплексное повторение, устный фронтальный опрос, работа в парах, работа с дидактическим материалом с последующей взаимопроверкой.

14.05

Повторение и систематизация изученного (13 часов)

163

 Разделы науки о языке. Промежуточная аттестация. Диктант с грам. заданием «Дуб».

1

Коллективный анализ текста по образцу, работа в парах с орфограммами по алгоритму выполнения заданий.

15.05.

 

164

Орфограммы в приставках.(6.5, 6.6)

1

Комплексное повторение, устный фронтальный опрос, работа в парах.

16.05.

 

165

Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием «Дуб».

1

Написания диктанта.

19.05

166

Анализ промежуточной аттестации.

1

Письменная работа над ошибками.

20.05

 

167

Орфограммы  в корнях слов.(6.5, 6.6)

1

Комплексное повторение, устный фронтальный опрос, работа в парах.

21.05

168

Орфограммы в окончаниях слов. (6.9, 6.10)

1

Комплексное повторение, устный фронтальный опрос, работа в парах, работа с дидактическим материалом с последующей взаимопроверкой.

22.05

 

169

Правописание Ъ и Ь.(6.4)

1

Комплексное повторение, устный фронтальный опрос, тренировочные упражнения.

23.05

 

170

Знаки препинания в сложном предложении. (7.13)

1

Коллективный анализ, работа в парах с орфограммами.

26.05

 

171

Синтаксический разбор простого и сложного предложения. (5.12-5.14)

1

Коллективный анализ, работа в парах с орфограммами.

27.05

 

 

172

Синтаксический разбор простого и сложного предложения. (5.12-5.14)

1

Коллективный анализ, работа в парах с орфограммами.

28.05

173

Проектная работа

1

Защита проектных работ

28.05

174

Итоговый тест

1

Выполнение тестовых заданий

29.05

175

Анализ ошибок

1

Устная работа над ошибками

30.05

 

                                                                         

                                                                              КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ учащихся по русскому языку в 5 классе.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые не только по учебнику, но и самостоятельно; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определении и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3)в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, написание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания "не" с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании "ы" и "и" после приставок;

6) в случаях трудного различения "не" и "ни";

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то оно считается за одну ошибку.

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка: "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений. Содержание и речь.        Грамотность

Оценка «5» . Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.        Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

Оценка «4». Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.        Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3». В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.        Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2». Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.        Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ 5 КЛАССА

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника ФГОС Контрольно-измерительные материал. Русский язык. 5 класс. Составитель Н.В. Егорова. Москва «ВАКО» 2015.

Входная контрольная работа

Диктант с грамматическим заданием.

Пояснительная записка.

Входная контрольная  работа (в форме диктанта с грамматическим заданием) составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс начальной школы.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника ФГОС Контрольно-измерительные материал. Русский язык. 5 класс. Составитель Н.В. Егорова. Москва «ВАКО» 2015.

Цель: выявить уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по русскому языку за курс начальной школы.

Задачи:

  • проверить владение орфографическими навыками по темам: «Безударные проверяемые гласные в корне слова»,  «Оглушение звонких согласных на конце слова и на месте стечения согласных»; «Буквы и, у, а  после шипящих», «Правописание –ТСЯ- \-ТЬСЯ- в глаголах», «Разделительные ь и ъ знаки», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Раздельное написание предлогов с другими словами».
  • проверить  фонетические навыки.

Работа рассчитана на один урок – 45 минут.

Грамматическое задание  по русскому языку в 5 классе содержит 2 варианта. Каждый вариант включает 2 задания: 1задание базового уровня, 2 задание повышенного уровня.

Грамматическое задание:

- фонетический разбор слов: резко, вдруг;

⃰ -выделение грамматической основы предложений:

Вариант 1 Я ехал с охоты вечером.

Вариант2 Я подвигался вперёд с трудом

Критерии оценивания

«5» - за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

«4»  - при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок  (при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные).

«3» -  допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок  (также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки).

 «2» - допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка грамматического задания:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Гроза

    Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперёд с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли.

(86 слов)                                                                                                             (По И. С.Тургеневу)

Ключи:

Ключи:

Фонетический разбор

Вариант 1

слова резко

рез-ко

р – согл., зв., мягк.

э – глас., уд.

с – согл., глух., тв.

к – согл., глух., тв.

а – гл., безуд.

5 букв, 5 звуков

Вариант 2

слова вдруг

вдруг

в – согл., зв., тв.

д – согл., зв., тв.

р – согл. Сонорный, зв., тв.

у – гл., уд.

к – согл., глух., тв.

5 букв, 5 звуков

Выделить грамматическую основу предложения:

Вариант 1

Я ехал с охоты вечером.

Вариант2

Я подвигался вперёд с трудом.


Контрольная работа за 1 четверть

Диктант с грамматическим заданием.

Пояснительная записка

Контрольная  работа за 1 четверть (в форме диктанта с грамматическим заданием) составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 1 четверти 5 класса.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Диктант

Цель:

-уметь применять все изученные правила при написании диктанта.

Задачи:

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня сформированности знаний, умений, выбора условий для написания:

-правописание проверяемых, непроверяемых безударных гласных в корне;

- правописание сомнительных, непроизносимых согласных;

- спряжение глаголов;

- падежные окончания слов.

Заяц.

Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.

Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звёзды. Заяц поиграл с товарищем, покопал снег, поел семян и пошёл дальше.

На востоке посветлело. Звёзд становилось меньше, и ещё гуще морозный пар вставал над землёй.

Заяц перебежал дорогу, подошёл к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лёг в неё, уложил на спине уши и заснул.

Критерии оценивания

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Контрольная работа за 2 четверть.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Диктант

Цель: проверитьполугодовойуровеньподготовленностиучащихсяпорусскомуязыку,умениесистематизироватьвсеизученныеправилапоорфографии,пунктуации.

Задачи:

Содержаниеконтрольногодиктантанаправленонавыявлениеуровнясформированностизнаний,умений,выбораусловийдлянаписания:

- прямая речь;

- выделение грамматической основы в предложениях;

- знаки препинания при однородных членах предложения;

- знаки препинания в сложных предложениях.

- владение орфографическими навыками

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень.        Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами. Медведи ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот журавли потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!»- кричат им вслед журавли.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Критерии оценивания

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Проверочная работа по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Цель: проверить знания обучающихся по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Задачи:

Содержание проверочной работынаправленонавыявлениеуровнясформированностизнаний,умений,выбораусловийдлянаписания:

- выделение грамматической основы в предложениях;

- знаки препинания при однородных членах предложения;

- знаки препинания в сложных предложениях;

- владение орфографическими навыками.

Диктант с грамматическим заданием.

                                            Охраняйте леса!

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья —птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98слов)

Грамматические задания.

 1.Сделайте синтаксический разбор предложения «За посадками молодых деревьев следит лесовод».

2.Из текста выпишите слова с приставками на –з и –с.

3.Сделайте морфемный разбор слов: срубить, посадками, вырубают (1 вариант);

вырастить, вредителями, обгрызают(2 вариант).

Критерии оценивания

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Контрольная работа за 3 четверть

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Диктант

Цель: проверитьуровеньподготовленностиучащихсяпорусскомуязыку,умениесистематизироватьвсеизученныеправилапоорфографии,пунктуации.

Задачи:

Содержаниеконтрольногодиктантанаправленонавыявлениеуровнясформированностизнаний,умений,выбораусловийдлянаписания:

- прямая речь;

- выделение грамматической основы в предложениях;

- знаки препинания при однородных членах предложения;

- владение орфографическими навыками;

- знаки препинания в сложных предложениях.

Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы, пошевеливали жабрами и хвостами. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение, он подумал: «Водоросли, наверное?»

Небо уже потемнело, в лес опускались сумерки. Середина озера напоминала сейчас раскалённую печку. Заря догорала. В потемневшей синеве неба стыли редкие неподвижные облака. Начали прорезаться звёзды. Показался маленький, похожий на ноготок, месяц.

Устал Васютка за день, но сон не шёл. Он подбросил в костёр дров, снова лёг на спину. Облака исчезли. Подступила дремота.

(92 слова)

Проверочная работа по теме: «Имя существительное».

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Цель: проверить знания обучающихся по теме: «Имя существительное»

 Задачи: Содержание проверочной работы направлено на выявление уровня сформированности знаний, умений, выбора условий для написания:

-гласных в падежных окончаниях существительных;

-о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных;

- знаки препинания в сложных предложениях.

Диктант с грамматическим заданием

Мы с мамой решили отдохнуть летом в деревне у дедушки. Он живет в Брянской области.

От станции до деревни надо пройти рощей. Здесь пахнет грибами, душистой земляникой.

Хорошо побродить по роще! Ветер шевелит листочками деревьев. Сквозь густую листву пробивается луч солнца и освещает лес. От ветки к ветке протянулась серебристая паутинка. Ею паук ловит насекомых: комаров, мошек, мух.

Над верхушками деревьев в голубом небе плывут легкие облака. На открытой полянке в густой зелени прячутся головки спелой земляники, а в зарослях кустов краснеют ягоды малины.

По тропинке идем до опушки, выходим из леса и идем прямо к деревне. (97 слов)

Грамматические задания.

Сделайте синтаксический разбор предложения «Сквозь густую листву пробивается луч солнца и освещает лес».

Сделайте морфологический разбор существительных: (в) деревне, насекомых – (1вариант)

(у)дедушки, листочками- (2вариант)

Критерии оценивания

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

                                                     Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»

 Цель: проверить знания обучающихся по теме: «Имя прилагательное».

 Задачи: Содержание проверочной работы направлено на выявление уровня сформированности знаний, умений, выбора условий для написания:

-гласных в падежных окончаниях прилагательных;

-знаки препинания в сложных предложениях.

Диктант

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему вберлоге.

Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108слов)        (По Д. Зуеву)

Грамматические задания.

Сделайте синтаксический разбор предложения «Март — последний месяц спячки лесного хозяина».

Сделайте морфологический разбор прилагательных: зимней (ночи), старых (осин) – (1вариант)

зимнего (леса),с белыми (колоннами)- (2вариант)

Критерии оценивания

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, менее 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Промежуточная аттестационная работа по русскому языку в 5 классе

(контрольный диктант с грамматическим заданием)

Пояснительная записка

Промежуточная аттестационная работа (в форме диктанта с грамматическим заданием) составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами и учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 5 класса.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса взяты из сборника диктантов по русскому языку 5-9 классы. Авторы: Богданова Г.А.. Издательство: Просвещение, 2014 г.

Работа рассчитана на один урок – 45 минут.

Грамматическое задание  по русскому языку в 5 классе содержит 2 варианта. Каждый вариант включает 2 задания: 1задание базового уровня, 2 задание повышенного уровня.

Цель: выявить уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыками по русскому языку за курс 5 класса.

Задачи:

  • проверить владение пунктуационными навыками по темам: знаки препинания при однородных членах предложения, при противопоставлении с союзом «а», восклицательный знак в конце побудительных предложений, тире между подлежащим и сказуемым;
  • проверить владение орфографическими навыками по темам: «Чередующиеся корни -РАСТ-\-РОС-; «Оглушение звонких согласных на конце слова»; «Правописание -ЧК-\-ЧН-; «Правописание –ТСЯ- \-ТЬСЯ- в глаголах», мягкий знак после шипящих во 2 лице  единственного числа, буквы Е\И в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Грамматическое задание:

- фонетический разбор слов: молодые, дубки;

⃰ -синтаксический разбор предложения:  Дуб -  удивительное растение.

Критерии оценки промежуточной аттестации.

«5» - за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

«4»  - при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок  (при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные).

«3» -  допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок  (также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки).

 «2» - допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка грамматического задания:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Дуб.

Дуб -  удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые  листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (95 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...