Урок русского языка "Дополнение". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Донгак Севил Чылбар-ооловна

   Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. При определении темы даются отрывки из сказок А.С.Пушкина, которые еще требуют проверку  орфографической грамотности учащихся.  В ходе  урока учащимися  выполняются различные задания: сформулирование правила и его сравнение с теоретическим материалом из учебника, словарная работа, творческое задание, такое,  как вставка дополнений в текст  поэмы "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина. Также закрепление новой темы происходит с помощью учебника. Для развития коммуникативных навыков  учащихся включена работа с текстом. Учащимся предлагается порассуждать о важности прогресса, но также о значении домашних животных в жизни людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока для 5 класса.

Учебный предмет: русский язык.

Автор УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, О.М. Александрова, ЛТ.Григорян, И.И.Кулибаба.

Тема урока: дополнение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для знакомства с дополнением  как второстепенного члена предложения;  развивать коммуникативные и творческие способности учащихся, умение воспринимать информацию; содействовать воспитанию интереса к научным открытиям, сделанным ради обеспечения комфортных условий для человека и развития общества, а также обратить внимание к их отрицательным сторонам.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

умеют правильно находить грамматическую основу предложения; ставят вопросы от главных членов к второстепенным;  имеют представление о роли  языка в жизни человека и общества; понимают определяющие роли языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета), основами научных знаний о родной языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

познавательные -  владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию и её передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании языка как средство получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; позволяют свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Понимают, что язык является одной из основных культурных ценностей народа, осознают определяющую роль языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значение в процессе получения знаний; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; понимают пользу и вредность прогресса  в жизни человека и общества.

Образовательные ресурсы: презентации -  предложения для наблюдения и анализа, слова с орфограммами, опорный материал для составления памятки, отрывки из сказок, творческое задание,  текст, тест.

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

Работа с предложениями

- Прочитайте предложения. Из каких произведений эти предложения? Назовите автора.

1)Царь с царицею пр..стился.

2) Старик ловил неводом рыбу.

3) Старуха пр..ла свою пряжу.

4) Все б..гут за колесницей,  за Дадоном и царицей.

Работа с предложениями.

1. Вставить пропущенные орфограммы, подобрать проверочные слова.

2. Задать вопросы к подчёркнутым словам.  

- Вы в начальной школе учили слова, которые отвечают на вопросы косвенных падежей. Как называется член предложения, который отвечает на такие вопросы?

Читают предложения, отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы.

Высказывают свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Постановка учебной цели.

- Какую тему мы сегодня будем изучать? Назовите тему.

- Какие цели поставим перед собой, чтобы в дальнейшем смогли найти в разных предложениях и текстах уметь находить дополнение?

Определяют тему урока, ставят цели.

Умеют внимательно слушать.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Работа по теме урока.

- Теперь будем определить слова, от которых задаётся вопрос к дополнению.

Находят сказуемое, от него задают вопросы.

Извлекают необходимую информацию.

Работа с учебником.

Слайд 2.

- Теперь попытаемся сформулировать правило, а потом сравнить его с тем, который дается на учебнике.

- Обращаем внимание на слайд. Вы должны в правильной последовательности собрать памятку: «Как найти дополнение?»

Сформулируют правило, сравнивают с данным в учебнике теоретическим материалом.

Выполняют задание.

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Слайд 3.

- Перед вами предложения. Как вы думаете, что вы должны сделать?

  • Село украшает сад.
  • Альбом взял этот мальчик.
  • Кудри берез расчесывает ветер.
  • Замечательный подарок по почте прислал мне брат.

Находят в предложениях дополнения.

Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

Слайд 4.

Словарная работа.

  • Ступа
  1. 1.Тихая , неторопливая походка.
  2. 2.Тяжелый массивный сосуд, в котором что-то толкут.
  • Толкут (толочь) – дробя, превращают в мелкие кусочки

Извлекают необходимую информацию.

Слайд 5. Творческое задание.

- Следующее задание требует от вас вспомнить тексты сказок. Кто автор? Каким членом предложения являются пропущенные слова?

1.Там королевич мимоходом

   Пленяет грозного…

2.Там ступа с ….

   Идёт - бредёт сама собой.

3.Воротился старик…

   Рассказал ей великое …

4.Вот царица, наряжаясь

   Перед зеркальцем своим,

   Перемолвилася с …

Выполняют задание.

Извлекают необходимую информацию из различных источников. Формулируют ответы на вопросы.

Выполнение упражнения 180.

Предлагает выполнить упражнение.

Выполняют упражнение. (На доске работают 4 учащиеся)

Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

Самостоятельная работа.

Предлагает выполнить упражнение 182.

Выполняют задания упражнения.

Владеют навыками работы с учебником.

Слайд 6.

Работа с текстом.

      Чем хорош автомобиль?

   Во-первых, это очень быстрый вид транспорта. От Москвы до Черного моря можно добраться за один день. Во-вторых, в автомобиле удобно ездить. В-третьих, автомобили способны выполнять самую разнообразную работу. Есть пожарные, спасательные, грузовые автомобили, машины «скорой помощи»

   Но у автомобиля есть и недостатки. …

- Можем ли мы эти предложения назвать текстом? Докажите свое мнение.

- О чём говорится в тексте?

- Как вы думаете, нужен ли автомобиль для человека? Почему?

- А почему в конце текста поставлено многоточие?

- А всегда ли только пользу приносят нам транспортные средства? Аргументируйте свой ответ.

- А теперь внимательно  подумайте и ответьте на вопрос: «А что или кто для нас, тувинцев, являлась средством передвижения раньше?»

-Мы сейчас тоже пользуемся автомобилями разных марок. Перечислите мне положительные и отрицательные стороны передвижения на лошади?

Определяют тему текста.

Перечисляют полезные стороны автомобиля.

Дополняют текст, приводя вредные для здоровья признаки транспортных средств.

Лошадь, телега.

Не требуется купить бензин, не может ломаться внезапно…

Можем дойти до пункта назначения медленнее, чем на автомобиле…

Владеют навыками работы с текстом. Извлекают необходимую информацию.

Формулируют ответы на вопросы.

Слайд 7. Тест

- Теперь предлагаю выполнить задания теста с самопроверкой.

Выполняют задание.

Осуществляют контроль и самооценку.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

- С каким новым правилом русского языка вы сегодня познакомились?

- Считаете ли вы, что хорошо поняли тему урока, сумели ли достичь поставленных перед собой целей?

- Если нет, то что вам помешало? Какое задание было для вас трудным?

Домашнее задание: выполнить упражнение 181 (составить рассказ по рисунку))

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...