Мини=иследование на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка содержит алгоритм организации мини-исследования в области этимологии с введением понятий "гипотеза", "выводы", "проверка гипотезы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_mini-issledovanie.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Учебное исследование на материале этимологии
Предмет: Русский язык
Адресность: 5 класс
Технология: учебное исследование
Количество учебных часов: 1 час
УМК: учебник Л.М. Рыбченкова, М., «Просвещение», 2015
Цель: Сформировать понятие об исследовании
Задачи:
Личностная: формировать активный интерес к исследовательской работе.
Продолжать формирование УУД: познавательных: постановка проблемы, поиск способов решения проблемы, выдвижение гипотез, построение доказательства. Анализ. Синтез;
регулятивных: целеполагание, контроль и коррекция, волевая регуляция; коммуникативных: умение сформулировать предположение, обосновать утверждение.
Предметные задачи: Познакомить обучающихся с древнерусским корнем –кол-, -коло-, научить различать в речи слова с этим корнем; формировать умение проводить этимологический разбор; умение работать со словарной статьей.
Ход работы:
Этап | Задачи | Содержание учебного материала | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности принять учебную задачу создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу") 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо") 3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу") . | Домашнее задание к предыдущему уроку (учебник, упр. 215) определение словообразования слова «застелить» Что сделали, чтобы определить способ словообразования? Как называется этот процесс? (исследование) Слайды 1,2 | Фронтальная | Организует проверку домашнего задания, выполнение словообразовательного разбора, поиска ответа на проблемный вопрос. | Проверяют свою работу, выполняют разбор слова «застелить». Отвечают на вопросы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Создание проблемной ситуации | Проблемный вопрос: Что такое исследование? (слайд 3) Что такое гипотеза? (слайд 4) Каков порядок исследования (слайд 5) | Фронтальная | Предлагает выполнение задания, координирует деятельность учащихся, фиксирует варианты ответа | Выдвигают и проверяют предположения. Выстраивают алгоритм исследовательской работы |
Наблюдение за объектом. Постановка проблемы исследования | Постановка проблемы | Группа слов | Парная | Координирует деятельность учащихся, | |
Выдвижение гипотез. Выбор гипотезы | Выдвижение гипотез, выбор гипотезы для обоснования | Группа слов Формулировка проблемы, Формулировки гипотез | Фронтально | Помогает учащимся соотнести формулировки с предложенными на слайде; фиксирует формулировки гипотез (фронтальная работа) | Определяют, соответствует ли выдвинутая проблема формулировке на слайде; предлагают варианты гипотез, выбирают ссылку для дальнейшей работы (Нет однокоренных слов Есть несколько групп однокоренных слов Все слова – однокоренные) |
Обоснование гипотезы | Актуализация знаний (признаки однокоренных слов). Применение знаний для обоснования гипотезы | Правило о признаках однокоренных слов | Фронтально | Организует обсуждение, помогает найти подсказку, Установить наличие первого признака | Устанавливают наличие первого признака родственных слов для данной группы слов |
Этимологический словарь | В группах | Ориентирует на использование словаря Организует групповую работу | Вспоминают второй признак однокоренных слов Исследуют языковой материал Формулируют выводы | ||
Формулировка выводов | Закрепить полученные сведения | ||||
Подведение итогов исследования | Обобщить итоги работы | Фронтально | Организует фронтальную работу | Сверяют полученные формулировки, выбирают лучший вариант | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Провести индивидуальное мини-исследование | Проблема: каков способ образования слова «околица». Гипотезы: суффиксальный, приставочно-суффиксальный. | Индивидуально | Организует выполнение задания | Выдвигают гипотезу, обосновывают (письменно). |
Рефлексия | Самооценка выполнения поставленных задач | Что нового узнали на уроке? | Фронтально | Организует обсуждение | Делятся впечатлениями от урока. |
Приложение: презентация в программе "СМАРТ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...