Мини=иследование на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка содержит алгоритм организации мини-исследования в области этимологии с введением понятий "гипотеза", "выводы", "проверка гипотезы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mini-issledovanie.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Учебное исследование на материале этимологии            

 

Предмет:   Русский язык

Адресность:  5 класс

Технология: учебное исследование

Количество учебных часов: 1 час

УМК:  учебник Л.М. Рыбченкова, М., «Просвещение», 2015

Цель: Сформировать  понятие об исследовании

Задачи:

  Личностная:   формировать активный интерес к исследовательской работе.

 Продолжать формирование УУД: познавательных:  постановка проблемы, поиск способов решения проблемы, выдвижение гипотез, построение доказательства. Анализ. Синтез;

регулятивных: целеполагание,  контроль и коррекция, волевая регуляция; коммуникативных:  умение сформулировать предположение, обосновать утверждение.

Предметные задачи:  Познакомить обучающихся с   древнерусским корнем –кол-, -коло-, научить различать в речи слова с этим корнем; формировать умение проводить этимологический разбор; умение работать со словарной статьей.

Ход работы:

Этап

Задачи

Содержание учебного материала

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности  принять учебную задачу

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

.

Домашнее задание

к предыдущему уроку (учебник, упр. 215)

определение словообразования слова «застелить»

Что сделали, чтобы определить способ словообразования? Как называется этот процесс?  (исследование)

Слайды 1,2

Фронтальная

Организует проверку домашнего задания, выполнение словообразовательного разбора, поиска ответа на проблемный вопрос.

Проверяют свою работу, выполняют разбор слова «застелить». Отвечают на вопросы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос:

Что такое исследование? (слайд 3)

Что такое гипотеза?

(слайд 4)

Каков порядок исследования (слайд 5)

Фронтальная

Предлагает выполнение задания, координирует деятельность учащихся, фиксирует варианты ответа

Выдвигают и проверяют предположения. Выстраивают алгоритм исследовательской работы

Наблюдение за объектом. Постановка проблемы исследования

Постановка проблемы

Группа слов

Парная

Координирует деятельность учащихся,

Выдвижение гипотез. Выбор гипотезы

Выдвижение гипотез, выбор гипотезы для обоснования

Группа слов

Формулировка проблемы,

Формулировки гипотез

Фронтально

Помогает учащимся соотнести формулировки с предложенными на слайде; фиксирует формулировки гипотез (фронтальная работа)

Определяют, соответствует ли выдвинутая проблема формулировке на слайде; предлагают варианты гипотез, выбирают ссылку для дальнейшей работы

(Нет однокоренных слов

Есть несколько групп однокоренных слов

Все слова – однокоренные)

Обоснование гипотезы

Актуализация знаний (признаки однокоренных слов).

Применение знаний для обоснования гипотезы

Правило о признаках однокоренных слов

Фронтально

Организует обсуждение, помогает найти подсказку,

Установить наличие первого признака

Устанавливают наличие первого признака родственных слов для данной группы слов

Этимологический словарь

В группах

Ориентирует на использование словаря

Организует групповую работу

Вспоминают второй признак однокоренных слов

Исследуют языковой материал

Формулируют выводы

Формулировка выводов

Закрепить полученные сведения

Подведение итогов исследования

Обобщить итоги работы

Фронтально

Организует фронтальную работу

Сверяют полученные формулировки, выбирают лучший вариант

Самостоятельная работа с самопроверкой

Провести индивидуальное мини-исследование

Проблема: каков  способ образования слова «околица».

Гипотезы: суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

Индивидуально

Организует выполнение задания

Выдвигают гипотезу, обосновывают (письменно).

Рефлексия

Самооценка выполнения поставленных задач

Что нового узнали на уроке?

Фронтально

Организует обсуждение

Делятся впечатлениями от урока.

Приложение: презентация в программе "СМАРТ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...