Конспект урока русского языка в 6 классе "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Митич (Мудрякова) Елена Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи».
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический словарь, толковый словарь, рисунки.


Цели урока:
1) образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

УУД:

предметные: знать лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи.

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; осознавать отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремиться к речевому самосовершенствованию.

План урока.


1. Орг. момент.(1мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (4мин.).
3. формулирование целей и задач урока (1 мин.).

4. Объяснение нового материала (10 мин.).
5. Закрепление изученного материала (25 мин).
6. Домашнее задание (2 мин.).
7. Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока.

1 Организационный момент.

2.Активизация знаний учащихся. 

Урок хочу начать с подслушанного разговора

-Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы он знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

-Ребята, чем интересен этот разговор?

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Как называются необычные сочетания слов, которые  использовались в данной речи? (фразеологизмы)

3.Формулирование целей и задач урока.

Сегодня мы будем говорить о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Запись числа и темы урока.

Вернёмся к подслушанному разговору. Как вы думаете, что значит «взять себя в руки?»

-Каково лексическое значение фразеологизмов?

Показать, где раки зимуют - серьёзно наказать

(Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа.
Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из
 ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют»).

- У многих фразеологизмов есть своя история происхождения, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Из кожи лезут вон - очень стараться что-то сделать.

Спать с открытыми глазами - быть настороженным (говорят, что рыбы спят с открытыми глазами).

-Кто-нибудь задумывался зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы? (делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)

Прочитайте на доске записанные фразеологизмы. Дайте их лексическое значение.

Знать как свои пять пальцев – очень хорошо.

Я хотела бы, чтобы сегодняшнюю тему вы знали как свои пять пальцев.

Держать ухо востро – быть внимательным

Как рыба в воде – уверенно.

Хочу, чтобы на уроке вы держали ухо востро чувствовали себя как рыба в воде и не боялись трудностей.

4.Объяснение новой темы.

- Знаете ли, как появились фразеологизмы?

Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что их водой не разольёшь. Вот и пример: три последние слова жили сами по себе - вода, не, разлить, а соединились – и стали устойчивым сочетанием, которое означает совсем другое понятие: неразрывность, неделимость.

Запись на доске: ВОДА,  НЕ,   РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ  НЕ  РАЗОЛЬЁШЬ

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

-Ребята, о ком говорят «водой не разольёшь»? (о друзьях, о крепкой дружбе)

Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Они помогают точнее, эмоциональнее выразить иронию, горечь, насмешку, своё отношение к происходящему.

А изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке.

-Прочитаем происхождение этого слова. (Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов : фразис – «выражение» и логос – «учение». «Фразеология – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»).

Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.


- Сегодня мы узнаем что-то новое о фразеологизмах. Обратимся к п. 22 на стр. 46.
Чтение материала учебника на стр. 44-45 и выводы по изученному материалу, которые формулируются учениками с помощью учителя.

- Сделаем вывод, что мы узнали о фразеологизмах?

Вывод: Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, образно передающие заключённое в них значение. Они используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.

Они как готовые речевые формулы, придают речи образность и выразительность.
5. Закрепление пройденного материала.

- Фразеологизмов в русском языке очень много. Как вы думаете, где мы можем узнать их лексическое значение? (толковый и фразеологический словарь)

Упражнение 97  Словарь стр. 242

Дедушка учил Мишу: « Если ты за двумя зайцами погонишься, то ни одного не поймаешь»

«Мама, мне кусок в горло не идёт»,- сказала расстроенная Маша.

(Пропал аппетит от каких-то волнений, потрясений и т. п. Если не знают значение, обратиться к словарю: один ученик работает со словарём, мы читаем текст в упр. 98)

Упражение 99:

Фразеологизм «Садиться в галошу» значение

Попадать в нелепую ситуацию, оказываться в смешном положении.

Когда меня спросил учитель, я сел в галошу, потому что не сделал домашнее задание.

«Вставлять палки в колеса» значение

Создавать трудности, мешать в чем-то.

Девочки украшали к празднику кабинет, а мальчики вставляли им палки в колеса.

Фразеологизм «Водить за нос» значение

Вводить в заблуждение, обманывать.

Ваня долго водил за нос родителей, пряча от них дневник.

Составьте и запишите с любым фразеологизмом предложение (самостоятельно).

- Я думаю, на месте героев этих фразеологизмов - в никто не хотел бы оказаться. Кому – то смешно, а кому-то горько и обидно.


Сообщение 1 «Эта фраза пришла к нам из Средней Азии. Приезжих часто удивляет, как маленьким детям удается справляться с огромными верблюдами. Животное послушно следует за ребенком, ведущим его за веревку. Дело в том, что веревка продета через кольцо, находящееся у верблюда в носу. Тут уже хочешь, не хочешь – а приходится подчиняться! Кольца вдевали и в носы быков, чтобы сделать их нрав более покладистым.
Если человек обманывает кого-нибудь или не исполняет обещанное, то о нем также говорят, что он «
водит за нос».

Слово учителя: «Пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящие даже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так в двух фразеологизмах - остаться с носом и водить за нос - выступают слова – омонимы.

Какие слова мы называем омонимами?

Нос в первом примере - сохранившееся в составе фразеологизма и не употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что когда-то приносили родителям невесты как выкуп. в выражении водить за нос слово нос связано с названием части лица.

Конкурс живописцев.

- У нас в классе есть свои художники.

Они покажут рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, Надо назвать фразеологизм.

(Выражение «съесть собаку» на чем-то означает опытного в каком-то деле человека, знатока, мастера.

Смотреть сквозь пальцы - намеренно не обращать внимания на что-либо плохое; сознательно не замечать чего-либо.

Строить глазки - кокетничать, привлекать к себе внимание.

Быть тяжёлым грузом, бременем для кого-то. висеть у кого-то камнем на шее.

Выражение «быть не в своей тарелке» означает чувствовать себя неловко, неуютно, некомфортно…

Физкультминутка. «Что это?»

Немножко отдохнём. На мои загадки я вам сразу скажу ответ: нос, язык, уши. Не говоря ничего, вы должны правильно показать ответ.

Нос Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Язык Он без костей, за него тянут или дёргают, его проглатывают, он не поворачивается, он до Киева доведёт, его держат за зубами.
Уши Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего – то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

У фразеологизмов, как и у слов, есть синонимы. Дайте определение синонимам.

Чтение под * стр. 47

Сообщение 2

История «бить баклуши» – бездельничать.

Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. (Баклу́ша — обрубок древесины) Работа эта считалась лёгкой, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне тяжёлого крестьянского труда.

Упр. 100 (комментированное письмо у доски)

Вывод: фразеологизм – неделимое сочетание – в предложении является одним членом предложения, сколько бы слов не было в его составе.

Работа с карточкой.

Дайте определение антонимам

а) Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям антонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) на вес золота 1) грош цена
2) семи пядей во лбу 2) хоть кол на голове теши
4) засучив рукава 3) спустя рукава
5) в час по чайной ложке 5) на всех парах
6) мастер кислых щей 6) мастер на все руки

- Ребята, какие фразеологизмы характеризуют человека как трудолюбивого, ответственного, умного?
- Неприятно услышать про себя: «Хоть кол на голове теши». А хочется: «Он на вес золота». А для этого нужно на всех парах, засучив рукава учиться и трудиться.

- Ребята, многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Их ещё называют крылатыми выражениями. Изучая басни Крылова, мы с вами о них говорили.

Назовите их: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался, у сильного всегда бессильный виноват, слона – то я и не приметил.

Многие фразеологизмы пришли к нам из произведений А.С. Пушкина.

Сообщение о фразеологизмах в сказках А.С. Пушкина.

Домашнее задание.

П.22, упр.101, 1) сочинить сказку или рассказ, используя несколько фразеологизмов.

3)сделать рисунок на фразеологизм, найти историю его происхождения.

Самостоятельная работа на карточке (взаимопроверка)

Добавьте «нужное» слово, вставьте пропущенные буквы, подчеркните фразеологизмы:

Глеб (у) доски п..весил …,

Красне..т (до) к..рней …

Он в этот час, как г..в..рит(?)ся, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … (с) утра?

Краснеет до корней волос – стыдно, очень сильно покраснеть

Сквозь землю провалиться - очень сильно желать исчезнуть, скрыться куда-либо (от стыда, страха и т. п.)

Бить баклуши – бездельничать.

Дополнительное задание для тех, кто сделал:

вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как волк                           Надут как индюк
Хитёр как лиса                              Нем как рыба
Труслив как заяц                          Грязный как свинья
Здоров как бык                            Упрям как осёл
Изворотлив как уж                     Болтлив как сорока
Колючий как ёж

Сообщение 3

Нос повесить – приуныть.

Первоначально это выражение звучало так «повесил нос на квинту». «Квинта» - латинское слово и означает «число пять». Скрипачи называют квинтой пятую струну у скрипки. Когда скрипач играет, он поддерживает скрипку подбородком, склоняя голову так, что его нос почти касается этой струны – «квинты». И общий вид скрипача напоминает опечаленного человека, который ходит со склонённой головой. Так произошло это выражение, только теперь оно потеряло слово «квинта».

Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

-На доске записаны фразеологизмы. Давайте с помощью их подведём итог урока, составив предложения:

Фразеологизмов в русском языке хоть пруд пруди.

Они украшают нашу речь, делают её ярче, богаче. Каждая фраза на вес золота.

С урока мы не уйдём с пустыми руками.

Изо дня в день мы будем использовать фразеологизмы в нашей речи.

- Выставление оценок.

Рассказ Незнайки.

Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши - я все ни в зуб ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...