Методическая разработка по русскому языку для 2 курсов на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения"
методическая разработка по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Повторение пройденного материала: опрос, упражнения, самостоятельная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОБПОУ «Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н.Хренникова»

Методическая разработка по русскому языку  II курс на тему:

«Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения»

Преподаватель:

Пахомова  Светлана Александровна

2017 г.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели: 

   I. Практическая 1). закрепление умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений и приложений; 2). закрепление умения конструировать предложения по схемам и читать схемы; 3) закрепление умения определять типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); 4). Закрепление умения синтаксического разбора СПП.  

   II. Речевая:  развивать устную монологическую речь, обобщать словарный запас учащихся.

   III.Развивающая:  развивать логическое мышление на основе умения сопоставлять, обобщать, делать выводы по данной теме.

Метод: репродуктивный.  

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока.

   I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.  

   II. Синтаксическая минутка: (2 человека у доски) разбор СПП; из предложения выписать по 1 СС с разным видом подчинительной связи.

Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. (А.Пушкин)

Ученик: Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. СС: своей дочери – согласование; не мог добиться доверенности – управление; никогда не мог добиться – примыкание.

   III. Фронтальный опрос.

Учитель: Что такое обособление?

Ученик: Обособление – это выделение членов предложения для тог, чтобы придать им относительную и смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.  

Учитель: Какие члены предложения обособляются?

Ученик: Обособляются следующие члены предложения: обращения, вводные слова, определения, обстоятельства.

Учитель: Как обособленные  члены выделяются на письме, а как в устной речи?

Ученик: В устной речи обособленные члены произносятся с особой выразительной интонацией, а в письменной – выделяются с обеих сторон запятыми.

Учитель: Что такое определение?  

Ученик: Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?

Учитель: Что такое приложение?  

Ученик: Приложение – это определение, выраженное именем существительным.

Учитель: Назовите  основные случаи обособления определений с примерами.

Ученик:  Случаи обособления определений следующие:

  1. X,

Снег, выпавший вчера, растаял.

(Обособляется определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.)  

  1.                          ,X

Истомленный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

(Обособляется определение, стоящее перед определяемым словом, если имеет значение причины.)

  1. X,  

Корзина, полная шишек, стояла на столе.

(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено прилагательным с зависимым словом.)

  1. X,  

Мама, тихая, печальная, стояла у окна.

(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено одиночным  определением.)

  1. X,    

Я, радостная, счастливая, бежала домой.

(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, выраженного личным местоимением.)

  1.                       ,X

Усталая, она не могла идти дальше.

(Обособляется определение, стоящее перед определяемым словом, выраженным личным местоимением.)  

Учитель: назовите основные случаи обособления приложений с примерами.

Ученик: Случаи обособления приложений следующие:

  1. X,    

Книга, этот источник знаний, лежала на столе.

(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного существительным.)

  1. X,    

Иван Петрович, двоюродный дядя моей мамы, приехал в гости.

(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного именем собственным.)  

  1. X,    

Мы, студенты второго курса, пришли на субботник.

(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного личным местоимением.)  

  1.                                 ,X

Как истинный художник слова, Толстой ценил богатство русского языка.

Упрямец во всем, Петя не соглашался с решением.

(Обособляется приложение, стоящее перед определяемым словом, если  имеет добавочное значение причины и/или вводится союзом как;  )

  1. X,    

Собака, по прозвищу Тузик, сидела в будке.

(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, если вводится словами по имени, по прозвищу, по званию  и т.д.)  

   IV. Выполнение упражнений.

1. Определить, где обособленное определение, а где обособленное приложение, расставить знаки препинания.  Доказать свой выбор.

  1. Густой туман  нахлынувший волнами из ущелий  покрывал долину.
  2. Паша  мой младший брат  пошел в первый класс.
  3. Я  студентка второго курса  поехала в Москву на конкурс.
  4. Она  радостная  бежала домой.
  5. Могучий лев  гроза лесов  лишился силы.

2. (2 у доски, остальные самостоятельно) Дано 6 схем: 3 – обособленные определения, 3 – обособленные приложения. Задача: 1 найти обособленные определения, другому – обособленные приложения и составить предложения. Ученики, которые выполняют упражнение самостоятельно, придумывают свои примеры.  

  1. X,    

  1.                 , по званию,

  1. X,  

   

  1. X,                  ,

  1. X,  

  1. X,

     V. Самостоятельная работа.

Расставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями, обозначить графически свой выбор.

  1. Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
  2. Ухаживала за мной одна девочка  полька.
  3. Обидно мне старику слушать тате речи.
  4. Люди же изумленные стали как камни.
  5. Игорь как настоящий друг не оставил меня в беде.
  6. Комендант по фамилии Флягин помог мне заселиться в комнату.
  7. Теперь один старик седой

Развалин страж полуживой

Сметает пыль с гранитных плит.

8) Мальчишки приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушать

   эти рассказы тихие печальные.

9) Изумленный прохожий о чем-то спросил.

10).  Маленький уютный дом манил меня к себе.

   VI. Подведение итогов.

   VII. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание.

  • Теория.
  • Упр. № З70
  • Упр. № 375


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)

Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособленные обстоятельства»

Данный урок разработан для учащихся 11 класса, спланирован на основе использования современных педагогических технологий.Цель урока:1.      Активизировать  теоретические ...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....