Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособленные обстоятельства»
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Данный урок разработан для учащихся 11 класса, спланирован на основе использования современных педагогических технологий.

Цель урока:

1.      Активизировать  теоретические знания учащихся по данной теме

2.      Совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами

3.      Совершенствовать умения в построении предложений с деепричастными оборотами

4.      Работать над решениями тестовых заданий по ЕГЭ, связанных с употреблением деепричастий

5.      Формировать положительную мотивацию к обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособленные обстоятельства»

Данный урок разработан для учащихся 11 класса, спланирован на основе использования современных педагогических технологий.

Цель урока:

  1. Активизировать  теоретические знания учащихся по данной теме
  2. Совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами
  3. Совершенствовать умения в построении предложений с деепричастными оборотами
  4. Работать над решениями тестовых заданий по ЕГЭ, связанных с употреблением деепричастий
  5. Формировать положительную мотивацию к обучению

Этапы урока

Содержание урока

  1. Организационный момент

Задача: эмоциональная настроенность на урок, мотивация на итоговую аттестацию

-Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Обособленные обстоятельства». Тема, безусловно, очень важная, т.к. с ней связано много сложностей, которые могут послужить причиной появления ошибок не только пунктуационных, но и грамматических. Не случайно в итоговую аттестацию включено ряд заданий, связанных с деепричастными оборотами.

  1. Отработка учебного материала
  1. Фронтальный опрос учащихся

Задача: активизировать знания учащихся по теме

  1. Тренировочные упражнения (устно)

Задача: закрепить навык образования деепричастных соответствующего вида. Готовить к выполнению задания 7 ЕГЭ.

  1. Фронтальная письменная работа

Задача: расширить представления учащихся о постановке ударения в деепричастия. Закрепить навык постановки ударения в деепричастиях (задание 4,6)

-Что такое деепричастие?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Признаки каких частей речи у деепричастия?

-Какие признаки глагола?

-Какие суффиксы образуют?

Задание (на доске)

В какой из групп слов образованы правильные формы деепричастий?

а) летать – летая, узнавать – узнавая, смотреть – смотрев, махать – махая –махав, исчезнуть – исчезнув.

б) летать – летая – летав, узнавать – узнавая – узнав, смотреть – смотря, махать-махая, исчезнуть –исчезнув

в) летать – летая, узнавать –узнавая, смотреть – смотря, махать – махая, исчезнуть – исчезнув

г) летать – летая, узнавать –узнавая, смотреть – смотря, махать – махая, исчезнуть – исчезнув

-Объяснить, какие формы являются неправильными и почему?

3) задание: образуйте деепричастия и поставьте ударение.

Занять-заняв

Начать-

Прибыть-

Принять-

Понять-

Предпринять-

  1. Сообщение учителя (на доске)

-Ребята, вы должны уметь не только образовывать деепричастие, но и правильно поставить ударение

В деепричастиях с суффиксом –в-, -вши – ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами

Задать – задав

После выполнения проверка.

Запись: запомни!

Исчерпать - исчерпав

  1. Фронтальная устная и письменная проверка знаний.

Задача:  активизировать знания учащихся по правилам обособлениям обстоятельств. Совершенствовать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

А) расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом

Б) запись под диктовку предложений с объяснением (работа у доски)

=Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери.

=Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.

=Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно.

=Доктор ушел, осмотрев больного и выписав ему лекарство

=Мать, ускорив шаги, догнала сына и стараясь не отставать от него, пошла рядом.

=Снежинки кружились в свете фар, как будто застигнутые врасплох, и панически разбегались в стороны, сменяясь все новыми и новыми.

  1. Самопроверка (ключи на экране)

В) (на экране предложения с заданиями теста ЕГЭ - №16)

Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

=Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались, облако белых пушинок сорвалось с их сережек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.

=Сад(1) все больше редея и переходя в настоящий луг(2) спускался к (3) поросшей зеленым камышом и ивняком (4) реке.

=\Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина (2) и (3) изучая пометки на  полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и гениальным читателем.

=Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от теплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

=С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) волны (4) набегавшей на берег.

  1. Фронтальная работа

Задачи: проверить знания учащихся по теме , совершенствовать знания по теме.

Активизация знаний в случаях необособления деепричастий.

А) повторение правила

=деепричастия, перешедшие а наречие

=фразеологические обороты

=одиночные деепричастия в конце предложения со значением образа действия

= Деепричастные обороты после союза а

Б) цифровой диктант

Прослушать предложения и распределить их по группам: обособляются и не обособляются деепричастные обороты

  1. Поразмыслив он все-таки согласился с моим доводом.
  2. Они дружно встали и не оглядываясь зашагали со двора.
  3. Он летел сломя голову.
  4. 4. Я свернул с аллеи и стал не мпеша удаляться от шума аттракционов.
  5. Перед командиром надо стоять вытянувшись.
  6. Заслышав шаги гадюка приподняла плоскую голову.
  7. Он всегда читает лежа.
  8. Эти дети шутя добились успеха.
  9. В кустах у поляны он замер и стоял не шевелясь
  10. Вода кружилась на месте переплетаясь тугими жгутами.

Обособляются: 1,2,6,10

Не обособляются: 3,4,5,7,8,9.

  1. Редактирование предложений

Задачи: отработать умение составления предложений с деепричастными оборотами, развивать умение работать в парах.

Ребята работают в парах.

Предложения с ошибками на экране, в тетрадь записывается верный  вариант.

=Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.

=Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.

=Прочитав это письмо, мне становится грустно.

=Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о своюоде.

=Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.

  1. Подведение итогов, домашнее задание

Проверка выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...