Программа элективного курса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

      Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку для 9-11 классов составлена на основе ФГСОО, ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по русскому языку в 9-11 классах.

 Пояснительная записка.

      Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку для 9-11 классов составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Курс рассчитан на учащихся  9-11 классов, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Цель факультативного курса – обучение девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением, подготовка учащихся к ГИА;  обобщение и углубление знаний по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Другая важная составляющая программы – упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части заданий ГИА.

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Данный  курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

Программа рассчитана на  68 часов, 2 часа в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ГИА, на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ГИА.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Требования к уровню подготовки

          (Планируемые результаты)

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять  знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

Тематическое планирование курса по русскому языку для обучающихся 9 класса.

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

18.09

2.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

18.09

3.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)

Практикум

Работа с текстом, создание текста.

25.09

4.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

25.09

5,6

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

02.10

7,8

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

16.10

9,10

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

23.10

11,12

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

30.10

13,14

Выбор приемов сжатия.

Практикум

изложение

Создание текста, оценивание

06.11

15,16

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

13.11

17,18

Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

20.11

19,20

Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

04.12

21,22

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

11.12

23,24

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

18.12

25,26

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

25.12

27,28

Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

15.01

29,30

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

22.01

31,32

Понимание смысла текста. Задание А1.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

29.01

33,34

Лексическое значение слова или его лексический анализ.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

05.02

35,36

 Выразительно-изобразительные языковые средства.  

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

12.02

37,38

Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

19.02

39,40

Основные орфографические правила правописания корней.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

04.03

41,42

Основные орфографические правила правописания приставок.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

11.03

43,44

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях..

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

18.03

45,46

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Работа с тестом, заполнение бланков

25.01

47,48

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

01.04

49,50

Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная.

Работа с тестом, заполнение бланков

15.04

51,52

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

22.04

53,54

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

29.04

55,56

Простое осложненное предложение.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

06.05

57,58

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

13.05

59,60

Типы сложных предложений.

Работа с тестом, заполнение бланков

20.05

61,62

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

63,64

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

65,66

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

67,68

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Тематическое планирование курса по русскому языку для обучающихся 10  класса.

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

1,2

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

20.09

3,4.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

27.09

5,6

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Композиция текста(логическая, грамматическая структура).

Практикум

Работа с текстом, создание текста.

04.10

7,8

Средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

11.10

9,10

Лексическое значение слова.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

18.10

11,12.

Орфоэпические нормы.

Мини-лекция, практикум

Работа со словарём.

25.10

13,14.15,16.

Разновидности грамматических ошибок.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

08.11

17,18.

Орфограммы  в корнях слов.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

15.11

19,20.

Орфограммы в приставках.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

22.11

21,22

Орфограммы в суффиксах.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

06.12

23,24

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

13.12

25,26

Омонимия частей речи.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

20.12

27,28

Знаки препинания в ССП.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

27.12

29,30

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

10.01

31,32

Знаки препинания в СПП с придаточным определительным.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

17.01

33,34

Знаки препинания в СП.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

24.01

35,3637,38

Знаки препинания в БС.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

31.01

07.02

Часть 2

39,40,41,42

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

14.02

21.02

43,44,45,46

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

06.03

13.03

47,48,

49,50

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

20.03

03.04

51,52,

53,54

Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

10.04

17.04

55,56,

57,58

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

24.04

08.05

59,60,

61,62

Понимание смысла текста.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

15.05

63,64,

65,66,

67,68.

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Тематическое планирование курса по русскому языку для обучающихся 11  класса.

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

1,2

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

18.09

3,4.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

25.09

5,6

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Композиция текста(логическая, грамматическая структура).

Практикум

Работа с текстом, создание текста.

02.10

7,8

Средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

16.10

9,10

Лексическое значение слова.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

23.10

11,12.

Орфоэпические нормы.

Мини-лекция, практикум

Работа со словарём.

30.10

13,14.15,16.

Разновидности грамматических ошибок.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

06.11

17,18.

Орфограммы  в корнях слов.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

13.11

19,20.

Орфограммы в приставках.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

20.11

21,22

Орфограммы в суффиксах.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

04.12

23,24

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

11.12

25,26

Омонимия частей речи.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

18.12

27,28

Знаки препинания в ССП.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

25.12

29,30

Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

15.01

31,32

Знаки препинания в СПП с придаточным определительным.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

29.01

33,34

Знаки препинания в СП.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

05.02

35,3637,38

Знаки препинания в БС.

Мини-лекция, практикум

Работа с тестом.

12.02

19.02

Часть 2

39,40,41,42

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

04.03

11.03

43,44,45,46

Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

18.03

47,48,

49,50

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

25.03

01.04

51,52,

53,54

Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

15.04

22.04

55,56,

57,58

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

29.04

06.05

59,60,

61,62

Понимание смысла текста.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

13.05

20.05

63,64,

65,66,

67,68.

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....