Повторение изученного по по теме "Фонетика и орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Степанова Светлана Александровна

урок повторения изученного материала по теме "Фонетика. Орфоэпия" (5 кл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_izuchennogo_po_fonetike_i_orfoepii.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

           Методическая   разработка

                     урока русского языка

                            в 5 классе

Тема урока:  

«Повторение изученного

по фонетике и орфоэпии»

   

        

Учителя  русского  языка  и  литературы  МБОУ «СОШ  № 4»

               Степановой  Светланы  Александровны

Тип урока:  повторение и обобщение изученного.    

Цели  урока: 

 

Образовательные:

  • обобщение знаний по теме;
  • дальнейшее развитие умения на практике применять полученные    знания, ориентироваться во всех орфограммах, затронутых в разделе, узнавать их в тексте;
  • развитие умения высказываться на лингвистическую тему;
  • развитие навыков анализа текста;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие орфографической зоркости.

Развивающие:

  • развитие умения монологического высказывания; коллективная работа, где каждый ученик может продемонстрировать свои возможности;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

•        приучать учащихся работать в коллективе (социализация личности);

•        прививать коммуникативные навыки;

•        развивать умение правильно воспринимать чужое высказывание;

•        развивать уважение и любовь к родному языку.

 

Методические приёмы:  

I. По источнику закрепление знаний:

1) словесные (слово учителя, беседа);

2) практические (упражнения, задания).

II. По уровню активности познавательной деятельности:

1) эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

2) объяснительно-иллюстративный (беседа, словесные объяснения);

3) исследовательский (анализ звуковых единиц);

4) репродуктивный (подбор однокоренных слов).

5) проблемный (создание проблемной ситуации – выбор звука).

III. По функциям:

1) устное изложение знаний учителем и активизация познавательной

деятельности учащихся (слово учителя);

2) закрепление нового материала (беседа, работа с учебником);

3) самостоятельная работа учащихся по осмыслению и усвоению материала (упражнения).

Оборудование:                  1)  презентация к уроку;

  1. интерактивная доска;
  2. раздаточный материал (индивидуальные карточки № 1,2, 3 по теме «Фонетика»);
  3. CD-диск с записью физкультминутки.

                 

ХОД  УРОКА

I.  Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

(Проверка готовности учащихся к уроку, правильная посадка, запись даты и темы урока)

- Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Садитесь правильно и удобно.

Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Тема урока:  «Повторение изученного по фонетике и орфоэпии».

(Слайд 1)

На этом уроке мы будем повторять и обобщать изученный материал  по фонетике и орфоэпии. Для вас знания из этого раздела очень важны, потому что на протяжение учебного периода мы будем часто обращаться к этой теме, поэтому нам надо её как следует закрепить. Сегодня мы поработаем с текстом, орфоэпическим словарём, повторим орфографию, фонетический  разбор, фонетические процессы, сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, двойную роль букв е, ё, ю, я; будем закреплять наши умения применять полученные знания на практике и немного поиграем.

II. Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы знакомились с произношением гласных и  согласных звуков и орфоэпическим разбором слова. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Зачитываем составленные вами словосочетания из упр.221, произнося их в соответствии с орфоэпическими нормами.

(Учащиеся зачитывают составленные ими дома словосочетания из упр.221)

Вывод:

- Скажите, всегда ли буква е обозначает мягкость предшествующего согласного? (нет)

 - Верно, не всегда, особенно это касается слов иноязычного происхождения. Поэтому, чтобы правильно произносить слова, нам необходимо знать орфоэпические нормы.

III.  Актуализация знаний.

1) Работа с текстом. / Индивидуальная работа с учащимися. 

- Сначала поработаем с текстом и обобщим наши знания по орфографии и пунктуации. Перед вами текст. Познакомьтесь пока с содержанием этого текста и подготовьтесь прочитать его выразительно, а я в это время раздам некоторым ребятам индивидуальные карточки с грамматическим заданием.  Я это делаю для того, чтобы поточнее выявить у этих учеников степень усвоения орфограмм, встретившихся нам в разделе «Фонетика». 

(Отдельным учащимся раздаются карточки  и решаются неясные вопросы по работе с карточками)

(Слайд 2)

                               Посадите возле дома рябинку!

       Весной  рябинка одна из первых оживает. Многие дерев(?)я ещё  (не)проснулись,   а  она   уже  в  тонкие   зелёные  кружева наряжает(?)ся.

      А как красиво цв..тёт рябина! По зелён..й кроне разбросаны белые шапки соцветий. Запах за версту слышен.

     (В)конце   лета   всё  т..ряет  красоту,   а  рябина  вспыхивает красным  огнём.    Это  дерево  украсит  любой   са(д,т),   любую а(л,лл)ею.

     Осен(?)ю    возле    дома    будут    ж..ть    скворцы,    дрозды, синич(?)ки.   Яркие  с(?)едобные   ягоды  рябины  –  настоящее лакомство  для  пернатых.  Они  будут  благодарны  хозяину  за щедрое   угощение.

      Пос..дите    возле   дома   рябину!  Прислушайтесь   к   этой   про(с, з)ьбе!

                                                                                       ( По    Г. Скребицкому)

                         К а р т о ч к а    1 *

                                                  (Разделительные Ъ и Ь )

Задание: списать, вставить, где нужно,  разделительные Ъ и Ь. Обозначить орфограмму.

С(?)езд врачей, хорошее здоров(?)е, сер(?)езный вопрос, подробное об(?)яснение,  пожилой почтал(?)он, веселые вороб(?)и, в(?)ётся комар,  смешная обез(?)яна,  л(?)ет дождь, под(?)ехать к дому, клубничное варен(?)е, сладкое печен(?)е, освежающее пит(?)е,  с(?)есть яблоко.

                           К а р т о ч к а     2 *

                         (Обозначение мягкости согласных с помощью ь)

Задание   1:     записать;   вставить, где необходимо,  ь.

Строч(?)ка,  бетон(?)щик,  спор(?)щик,  птен(?)чик,  пил(?)щик,  камен(?)щик,  жиз(?)н(?),  пес(?)ня,  бас(?)ня,  сер(?)ги,  мыс(?)ли,  зон(?)тик,  мен(?)ше,  бор(?)ба,  прос(?)ба,  опаснос(?)т(?), дач(?)ный,  ноч(?)ной,  бол(?)шой,  весен(?)ний,  рез(?)ба,  молот(?)ба,  жен(?)щина,  скор(?)б(?),  чер(?)в(?).

                     

                          К а р т о ч к а    3**

                          (Употребление ь на конце существительных после шипящих)

Задание:   списать, вставить, где нужно,  пропущенные буквы, объяснить

                  их выбор.

     1-е  скл.  мн.ч.

          2-е  скл.

          3-е   скл.

Шалаш(?),  товарищ(?),  вещ(?),  из-за туч(?),  глуш(?),  рож(?),

обруч(?),  много задач(?),  луч(?),  мощ(?),  возле дач(?),  лож(?),      

ключ(?),  ёж(?),  реч(?),  много грязных луж(?),  молодёж(?),  грач(?).

Задание    2:      записать  в    алфавитном    порядке   названия     растений  (6 – 7 видов)

                            К а р т о ч к а     4 ***

                                                  (Правописание  согласных в корне)

Задание:   списать, распределяя слова по столбикам.  Вставить, где нужно,  пропущенные буквы, объяснить их выбор.

Сомнительные согл.

непроизносимые согл.

непроверяемые согл.

Рю..зак,  грус(?)ный,  со(?)нце,  ре..кий,  поз(?)но, лё..кий,  во..зал, ненас(?)ный,  сер(?)це, чу(?)ствовать, ро..кий,  тра..ка, прелес(?)ный,  жи..кий,  трос(?)ник,  за..трак,  мес(?)ный.  

Задание   2:   записать названия месяцев в алфавитном порядке.

Вопросы и задания к тексту. 

- Ребята, определите тему этого текста.                                                                   - С каким призывом обращается к нам автор?                                                            - Как вы думаете, почему он нас об этом просит?                                                    - Какая же основная мысль этого текста?    Попробуйте определить.   (Рябина не только красива, но и полезна для птиц.  А  птицам надо  помогать)                                                                       

- А теперь поработаем с орфограммами.  Выпишите из текста слова с пропусками и скобками. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.   Обозначьте орфограммы графически и объясняйте выбор написания.

(1 ученик работает у доски, остальные – в тетради)

- Подведём итог нашей работе с орфограммами.  Какие виды орфограмм встретились в тексте?            

- Пока мы будем продолжать работать с текстом, 1 из вас пойдёт к доске и выполнит разбор слова аллею.

- Объясните постановку запятых в тексте (устно) (сложное предложение, однород.члены)

- Объясните постановку восклицательных знаков в тексте (устно) (1-ом случае восхищение, во 2-м и 3-ем – просьба)

- Повторим теперь разбор слова по составу.  Выпишите из текста слова запах и украсит. Произведите морфемный разбор этих слов.  

                         

- Ребята, как вы думаете, почему мы так часто производим разбор слов по составу?

- А ещё потому, чтобы вы умели определять, из каких частей состоит слово. Это очень важно для развития умений видеть орфограмму в той или иной части слова.

3) Фронтальный опрос 

- А теперь я хочу обратиться к вашим знаниям о большом и очень нужном разделе «Фонетика и орфоэпия». Я думаю, что вы хорошо усвоили эту тему и сможете доказать свои знания, отвечая на вопросы, которые я вам буду задавать.

- Что изучает фонетика?  (звуки речи)

- На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- Сколько гласных звуков в русском языке?  Назовите их. (6)

- А гласных букв? (10)

- Почему букв 10, а звуков 6? (е, ё, ю, я – не звуки, а буквы, которые могут обозначать как 1 звук, так и 2  звука)

(Один из учащихся проверяет работу ученика, выполняющего у доски фонетический разбор)

- Расскажите о двойной роли букв е, ё, ю, я. Приведите примеры из текста или свои.

(Слайд 3)

- На какие группы делятся согласные? (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)

- У всех ли согласных звуков есть пары? (нет)

- Назовите непарные звуки по глухости – звонкости ([ц], [ч], [щ], [х] – всегда глухие; [л], [м], [ н], [р], [й] – всегда зв.)

- Назовите непарные звуки по мягкости – твёрдости ([ц], [ш], [ж] – всегда тв.;    [ч], [щ], [й] – всегда мягкие)

- Давайте теперь посмотрим на доску и оценим работу выполняющего и проверяющего.

IV.  Закрепление изученного по фонетике и орфоэпии.  Тренировочные упражнения.

- А теперь закрепим наши знания в форме тренировочных упражнений. Обратимся снова к нашему тексту.

1) Найдите в тексте  3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объясните, почему. Запишите транскрипцию этих слов.

(Слайд 4)

2) Давайте вспомним такие фонетические процессы, как оглушение и озвончение и выпишем по одному примеру на каждый вид (сад, просьбе).  Затранскрибируйте эти слова.

(Слайд 5)

3) Вспомните сильные и слабые позиции звуков. В какой позиции стоят звуки [д] и [с]?

(Слайд  6)

- Найдите в тексте примеры слов, в которых гласные звуки стоят в сильных и слабых позициях (устно).

4)  Работа по вариантам.

Задание 1.

1 вариант: запишите 1-е предложение и определите, сколько в нём звуков [а] (5)

2 вариант: запишите 4-е предложение и определите, сколько в нём звуков [о] (3)

Задание 2.

1 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные звонкие.  

2 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные глухие.

Задание 3.

1 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные твёрдые.  

2 вариант: найдите и запишите слово, в котором все согласные мягкие.

 

Физкультминутка.

5) Работа с орфоэпическим словарём.

- Скажите, ребята, а что изучением чего  занимается такой раздел, как орфоэпия? (Орфоэпия изучает правильное произношение звуков, слов и ударений в словах)

- Нам очень нужны знания по орфоэпии. Без них современному человеку не обойтись. Как вы думаете, почему? Показателем чего являются знания по орфоэпии? (Показателем речевой культуры человека)

Упр.225 (письм.)   Обратимся к орфоэпическому словарю на стр.307

-Произведите орфоэпический разбор 2-х из записанных слов (по выбору учащихся)

- А теперь поработаем с правильной постановкой ударения в словах. Прочитайте правильно выведенные на экран слова, соблюдая орфоэпические нормы.

 

(Слайд 7)

Квартал, звонит, начать, каучук, повторишь, торты, красивее, щавель, творог, арбузы.

- Ребята, ответьте на вопрос: чтобы не ошибаться в  произношении таких слов, куда надо почаще заглядывать? (В орфоэпический словарь)

6) Игра «Диктант-молчанка».

Задание:   Обратимся снова к теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я». Посмотрите на экран.  В словах, называющих эти картинки, находятся буквы е, ё, ю, я. Подумайте, сколько они обозначают звуков в данных словах,  и распределите  эти слова в 2 столбика: в 1-ый столбик запишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а во второй – те слова, в которых эти буквы обозначают 2 звука.

(Слайд  8)

Учащиеся молча определяют то, что изображено на слайде, решают, сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я  и записывают слова в 2 столбика.

(В это время учитель раздаёт листочки с мини-анкетой)

По окончании работы 1 – 2 учащихся зачитывают записи в тетрадях и объясняют выбор написания слов в тот или иной столбик.

         

Обозначают 1 зв.                          

обозначают 2 зв.

Ключ

змея

Петух

ёлка

Утёнок

платье

Дятел

яблоко

юла

V.  Запись и объяснение домашнего задания 

  1. Упр. 231 (устно);
  2. фонетический разбор слова  яркие.

VI.  Подведение итогов урока

(Cообщение оценок за работу у доски и за активную работу на уроке; характеристика работы всего класса).

- Ребята! Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подытожим, что мы сегодня повторили?

- А какие виды работы производили?

- Сегодня в основном все работали активно, успешно справлялись с заданиями, хорошо работали и коллективно, и в группах, и индивидуально. Молодцы! Всем спасибо за урок.

VII.  Рефлексия

- А сейчас предлагаю всем оценить себя, уровень своих знаний на сегодняшнем уроке в мини-анкетах на листочках, которые я вам раздала. Листочки вложите в рабочие тетради и сдайте дежурному.

                               Мини-анкета «Оцени себя»

Доволен (довольна) ли я своим результатом работы на уроке?

да

нет

Все ли задания мне были понятны?

да

нет

Остались ли пробелы в моих знаниях по теме «Фонетика и орфоэпия»?

да

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "

Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...

Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»

Повторение, обобщение, систематизация изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»...

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Сценарий урока.    Тема урока: Повторение и обобщение сведений по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».Тип...

Фонетика, орфоэпия, морфемика, лексика. Повторение изученного в 5-7 классах

Главными здесь являются темы: "Орфоэпия и лексика"....