Рабочая программа элективного курса "Речеведческий анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Курс предназначен для учащихся 10 класса.  Он включает изучение 2 разделов: разноаспектного анализа и лингвистического анализа текстов. Он  готовит уобучающихся к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevedcheskiy_analiz_teksta.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАПШИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено

На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

рук.ШМО______________

/Н.А.Ионова/

Протокол № ____ от _________2016г.

       Согласовано

       заместитель директора по УВР

        _______________

        Т.П.Шмаргунова

    « ___»____________ 2016г.

                    Утверждено

директор школы __________

                         Т.А.Замятина

Приказ №______ от ___________2016г.

Рабочая программа

учебного курса «Речеведческий анализ текста»

                                  10 класс

                                                                                                                                                                                                                                                      Разработчик: Г.Х.Русакова

учитель русского языка

высшая кв.категория

Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004 г., Программы по русскому языку 10  -  11 класс  общеобразовательных учреждений,»А.И Власенкова, Л.М. Рыбченкова/ Программно-методические материалы. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11классы»/ -6-е изд- М.: Просвещение, 2003г. и анализе результатов части  ЕГЭ предыдущих лет Программа  предназначена для обучения учащихся 10 класса. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс - научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Характеристика учебного предмета. В данном элективном курсе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства. Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные при изучении данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного курса: Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей     и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте

Задачи  курса:

  1. Формирование умения овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  2. Расширение знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  3. Развитие  письменной и устной речи. .
  4.  Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей
  5. Подготовка учащихся к выполнению задания ЕГЭ. Создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
  6. Активизировать познавательную деятельность школьников;

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков: уроки-лекции; уроки применения знаний на практике; уроки навыков (тренировочные);уроки комплексного применения знаний.

Программа включает в себя теоретический материал, вопросы и задания практического характера.

Место элективного курса в учебном плане:

Элективный курс «Разноаспектный анализ текста» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Курс рассчитан на  1год обучения: 10 класс - 35ч (1 час в неделю) ,

Формы обучения курса: групповая и индивидуальная работа, Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
-  групповая и индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Задания  для работы помещёны в тренировочных тестах и индивидуальных карточках и распределёя в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, умений и навыков учащиеся получали в практической деятельности через анализ текстов, работу с различными стилями текстов

Планируемые результаты освоения курса:

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • анализировать форму исходного текста;
  • находить характерные для исходного текста языковые средства;
  • создавать связное высказывание;
  • излагать последовательно собственные мысли;
  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  • речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Содержание программы

Разноаспектный анализ текста. (16 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (19часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Тематическое планирование

№пп

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Разноаспектный анализ текста

17часов

7

10

2

Лингвистический анализ текста.

18часов

4

14

3

всего

35

11

24

Календарно-тематическое планирование

№пп

Тема

Форма урока

Вид контроля

Дата проведения

Разноаспектный анализ текста. 17 часов

1

Введение Задачи курса

        Беседа

2

текст

лекция

Анализ текста

3

Тема и основная мысль текста

лекция

Комплексный анализ текста

4

Содержание исходного текста

практикум

Самостоятельная работа

5

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

практикум

Работа с текстами

6

Лексические средства организации текста

лекция

Анализ текста

7

Лексические средства организации текста

практикум

Практическая работа

8

Морфологические средства организации текста

лекция

Анализ текста

9

Морфологические средства организации текста

Практикум

тест

10

Синтаксические средства организации текста

лекция

тест

11

Синтаксические средства организации текста

Практикум

Практическая работа

12

Тексты функционального стиля.

практикум

Анализ текста

13

Стили речи

Лекция

Работа с текстами разных стилей

14

Анализ композиции текстов научного  и разговорного стилей

практикум

Тест

15

Анализ композиции публицистического стиля

Практикум

практикум

16

Типы речи

практикум

Практическая работа

17

Контрольная работа 1

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (19часов)

18

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

лекция

Составление плана лекции

19

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Лекция

Составление плана лекции

20

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

практикум

Тест в формате ЕГЭ

21

Многозначные слова. Переносное значение слова.  ограниченного употребления. Фразеологизм

Практикум

Работа с текстами

22

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

Практическая работа

23

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс

практикум

Конспект

24

Фонетические средства выразительности: эвфония, диссонанс. Звукопись

практикум

Практическая работа

25

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, ,

практикум

Тест

26

Тропы: олицетворение, ирония, гипербола, метафора

Практикум

Тест

27

Тропы: аллегория, перифраза.

практикум

Практическая работа

28

Художественный символ, паронимы

практикум

практическая работа

29

Стилистические фигуры: градация, антитеза,

Лекция

Конспект

30

Стилистические фигуры: оксюморон, лексический повтор,

практикум

Тест

31

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,

практикум

Практическая работа

32

Стилистические фигуры: риторические фигуры,

Практикум

Практическая работа

33

Стилистические фигуры: синтаксические конструкции

Практикум

Тест

34

Комплексный  анализ текста

Анализ текста

35

Контрольная  работа

Материально-техническое  и учебно-методическое обеспечение курса

Программа

Дидактическое обеспечение

1«Русский язык» приложение к изданию «Первое сентября»

2.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения» М.: Дрофа 2014

  3.С.И.Львова. «Язык в речевом общении».М.: Просвещение 2013

  4Тексты из сборников при подготовке к ОГЭ

  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2010

   6. Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ.- М.,издательство «Экзамен», 2011

   7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: М:, Сфера 2012

  1. Типовые тестовые задания – М.: «Экзамен»
  2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах-М,: из=тво «Оникс», 2006
  3. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  4. Русский язык.Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И Львова.- М.:Эксмо., 2008
  5. Руссий язык: ЕГЭ: учебно-справочные материалы( серия «итоговый контроль»: ЕГЭ») / М.Б.Багге, Л.Г. Гвоздинская идр.- М.: СПб: Просвещение, 2011
  6. Егораева Г.Т. ЕГЭ : 2000 заданийс ответами по русскому языку части В- М.: «Экзамен» 2014
  7. Дрябкина С.В.Русский язык.Практикум по орфографии и пунктуации.Готовимся к ЕГЭ- М.: Интеллект-центр, 2013
  8. А.Ю.Бисеров  Русский язык: тематические тренировочные задания-М.: Эксмо 2013
  9. Скрипкина Е.Н. ЕГЭ. Русский язык.Экспресс-тесты- М,: Экзамен 2016
  10. Павлова Т.И.Сочинение-рассуждение. Творческая часть на итоговой аттестации.путь к успеху: учебно-методическое пособие- изд 4-е дополн.- Ростовн/Д: Легион, 2013
  11. Марьянова И.А. Русский яхзык: трудные случаи разбора предложений- М: Эксмо2007

Электронные ресурсы

  1. Русский язык: Лексика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Культура речи /Справочник школьника. 5-11 классы:(Электронный ресурс).-М.: Новый диск,2005.

Страна Лингвиния: Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей: (Электронный ресурс). – М.: Новый диск,2005

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...