Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс)

Догадина Ольга Владимировна

Материал для внеклассной работы и внеурочной деятельности по русскому языку. Можно использовать на уроке для сильных учащихся или для заданий игрового характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2019 - 2020 учебный год

                                Задания для 7 - 8 классов.

                           Дорогие участники олимпиады!

    На выполнение всех заданий вам отводится 1 астрономический час. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием. Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать – 66 баллов. Внимательно читайте формулировку заданий.

                                  Желаем успешной работы!

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

  Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

 Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

                       Полки, окуни, пряди.

  1. Какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в

                    следующих словах:    

                       Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.

  1. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.    

                Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.

  1.  Объясни разницу в лексическом значении слов:

          Ответный – ответственный

          Тактичный – тактический

          Освоить – усвоить 

Как называются такие слова?         

   

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.        

  1.      Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

        Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – А разве язык не самое лучшее на свете? …Ничего нет лучше языка!

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!  

 

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  2. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп? Запишите их.



Предварительный просмотр:

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2019 - 2020 учебный год (с ответами)

                                Задания для 7 - 8 классов.

Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся - 66 баллов.

                           

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

  Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.

Ответ:

ДоговОр, балУю, повторИт, тОрты, включИт, партЕр, шАрфы, сирОты, слИвовый, ходАтайство.                                                                                                          

 Оценивание.   (10 баллов) 1 балл за каждое слово

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

 Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

Ответ: тихо

Тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

Оценивание.  (3 балла за найденное слово + за каждое слово 1 балл)            6 баллов

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

Ответ:

Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить - [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ], сжалиться -  [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].

Оценка: за каждый правильный ответ – 1балл.

Оценивание.  Всего: 6 баллов.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

                      Полки, окуни, пряди.

Ответ: Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

Оценивание.  9 баллов (6 баллов за словосочетания + 3 балла за объяснение).

  1. Какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в

                    следующих словах:    

                       Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.

Ответ: Дождей, саней - окончание

       красивей, сильней - суффикс

       воробей, змей – частью корня

Оценивание. 1 балл за слово. Максимум 6 баллов

  1. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.    

                Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.

Ответ: Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно

Минута – минутка - минуточка

Оценивание. 1 балл за каждую схему. Максимум 2 балла

  1.  Объясни разницу в лексическом значении слов:

          Ответный – ответственный

          Тактичный – тактический

          Освоить – усвоить 

Как называются такие слова?         

Ответ: Ответная (статья, реакция) – ответственный (человек)

Тактичный (собеседник) – тактический (приём, задача)

           Освоить (передовую технологию) – усвоить (пищу, лекарство)

           ПАРОНИМЫ

Оценивание. 1 балл за каждую строку (объяснение), 1 балл за название. Максимум 4 балла

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

Ответ: Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.  

Оценивание.  ( 5 баллов)

                                               

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.        

Ответ: Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

числа?

Оценивание. (10 баллов) 1 балл за каждое правильно заменённое слово.

  1.      Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

        Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Ответ: Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание       старик со старухой.                                                            

Оценивание. (3 балла – 1 балл за правильный разбор, 2 балла за объяснение)

  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – А разве язык не самое лучшее на свете? …Ничего нет лучше языка!

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!  

 

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  2. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

              Ответ: 1) на омонимии (1 балл);

2) в оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах»; «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну» (4 балла)

 Оценивание. (Всего 5 баллов)

Всего за работу 66 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....