Работа с текстом. Приём активного понимания.
статья по русскому языку (5 класс)

Светлана Вячеславовна Резанова

В стате представлены этапы работы с текстом в любой предметной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом. Приём активного понимания.

           Применительно ко всей совокупности существующих текстов различают 4 вида чтения:

  • Просмотровое
  • Ознакомительное
  • Изучающее или выборочное
  • Интерпретация

   1 этап. Просмотровое чтение позволяет определить в общих чертах, о чем данный текст.

   2 этап. Ознакомительное чтение направлено на извлечение основной информации: необходимо понять не только о чем текст, но и что именно говорится по тому или иному вопросу. Этот этап чтения можно завершить записью полученных выводов на доске в любом удобном для понимания виде. При этом следует учитывать пожелания, соображения детей. 

   3 этап. Изучающее или выборочное чтение — полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое осмысление ее. Это один из ключевых этапов понимания текста. Именно при выборочном чтении «клубок информации» должен быть распутан. 

   4 этап. Интерпретация- это заключительный этап, на котором то, что понятно, будет выражено, как говорил А. А. Леонтьев, иначе. Цель этого этапа — создание собственной интерпретации исходного текста. Используя имеющиеся на доске или в тетради записи. Цель можно сформулировать, например, так: «Теперь мы разобрались в событиях, которые описаны в тексте. Давайте расскажем эту историю сами так, чтобы события в ней описывались по порядку, а то, что раньше было спрятано, стало бы понятно». Интерпретацией исходного текста может быть пересказ, мини-текст, концепт или любой другой вторичный текст. Важно, чтобы он был понятнее исходного. События в нем происходили последовательно. Отметим, что получившаяся интерпретация, скорее всего, будет длиннее исходного текста. Варианты интерпретаций можно писать на доске для сравнения с оригиналом. В процессе экспериментальной работы мы анализировали разные варианты интерпретаций одного текста и обсуждали с детьми их особенности. Важно, чтобы в результате обсуждения учащиеся поняли, что интерпретацию нельзя расценивать как текст, превосходящий по качеству исходный текст. Новый текст просто другой, он более понятен, но это не значит, что исходный текст плохой. Он сложный, в нем «спрятана» информация, однако именно такие тексты помогают развивать речь и мышление.

         Наша цель состояла в том, чтобы школьники освоили прием «активного понимания» — понимания, которое происходит не само по себе при чтении, а в результате определенных действий. Работа с текстом, построенная таким образом, является одним из способов развития речи учащихся.