Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе по разделу «Лексика. Фразеология» в соответствиями с требованиями ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тихонова Евгения Леонидовна

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является зачетной работой слушателя курсов русского языка при КФУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihonova_e.l.docx758.74 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

                                   отделение общего образования

РАБОТА

слушателя программы повышения квалификации

«Инновационные практики реализации ФГОС в деятельности учителя русского языка и литературы»

Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе по разделу  «Лексика. Фразеология» в соответствиями с требованиями ФГОС.

Автор:

Тихонова Евгения Леонидовна,  учитель I квалификационной        категории МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ».

 

                                                           

 

                                                                 Научный руководитель

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

                                              Казань, 2018

Тип урока: «открытие» нового  знания.

Задачи урока:

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Планируемые результаты: 

Личностные результаты:

Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

Предметные результаты:

Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их  синонимами и антонимами;

Употреблять в речи фразеологические обороты с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Метапредметные результаты:

Адекватное понимание информации;

Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;

Умение оценивать достигнутые результаты.

Межпредметные связи: информатика.

Ресурсы урока:

Учебно-методические: учебник русского языка 6 класс. Авторы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. М., «Просвещение», 2016; карточки с заданиями, лист самооценки.

Материально-технические: проектор, экран, компьютер.

                                                  Ход урока

  1. Этап мотивации и постановки задач

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работу по разделу «Лексика».  «Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире». К.Ушинский. Прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой. Вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный герой русских былин; богатырь, который защищал свою Родину)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного – то  боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать …»

Как вы понимаете смысл этого выражения?

 Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного – то  боку зелёное», « с другого румяное». А главное: « Ты умей его, девица, повёртывать», т.е. умей владеть словом, так слово или выражение  может иметь не одно значение. Значит, надо правильно употреблять слова или выражения в своей речи. Это высказывание мы возьмём эпиграфом к уроку и будем учиться правильно употреблять слова и выражения в своей речи.

Учитель: Мы уже знаем многие сведения по разделу «Лексика». Сейчас повторим эти сведения, понятия и определения.

Лексический  терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей  взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология)

2) словарный запас одного человека (лексикон);

3) слова, одинаковые  по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

5) слова, обозначающие одно и то  же,  но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

6) слова, употребляемые жителями той или иной местности ( диалектизмы);

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы);

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы).

Взаимопроверка.

У  учеников в тетради  должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

 - Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)


В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка.

В русском языке это более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

- Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (Фразеологизмы) 

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.    

 « Фразеологизмы».

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

Цель нашего урока: познакомиться с понятием фразеологизмы; учиться отличать фразеологизмы от других лексических групп слов и правильно употреблять их в своей речи.

Учитель:

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый, хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: 1) Какие слова мы называем заимствованными? Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

 При проверке было выявлено немало дефектов (дефект-недостаток)

 Ваши аргументы убедительны (аргументы-доводы)

Все работали с энтузиазмом (энтузиазм - азарт - воодушевление - восторг - горячность)

 Мы гордимся нашим голкипером (голкипер - вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными.

 Горят румянцем свежие ланиты.

 Построен град великий над Невой.

- Почему вы смогли это сделать?  (Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке). 

- А какие еще виды устаревших слов вы знаете? (Историзмы).

Ребята, а зачем мы сейчас подбирали синонимы? (Чтобы подтвердить, что мы умеем это делать. Эти умения нам пригодятся при изучении этой темы).

- Молодцы! Можем двигаться дальше?

4. Организация познавательной деятельности

(После каждой выполненной работы заполнение оценочного листа. Приложение 1).

1. Работа по учебнику на стр.81-82. Чтение определений. Составление вопросов по определениям. Постановка вопросов и ответы на них в парах или группах. Рассуждение по предложениям учебника.

Учитель: Прочитайте вслух определения. По каждому определению составьте вопросы, задайте соседу по парте. Объясните предложения, используя рассуждения в учебнике.

2. Работа с текстом

Учитель: Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясните их значение. (Текст на карточках).

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор
уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди:
«Как с гуся вода». 
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе!
Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт -
Под
камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол
, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
Не дело, мол
, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали:
«В стихах-то вода».     

3. Выборочный диктант.    

Учитель: Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

«Кашу маслом не испортишь»
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано).

  1. Фразеологическая мозаика.

Учитель: Перед вами «фразеологическая мозаика» из рисунков. По рисункам вспомните, определите или составьте фразеологизмы и распределите их по группам: животные, человек, предметы.

(Животные: делить шкуру неубитого медведя, как баран на новые ворота, крокодиловы слезы, а Васька слушает да ест, тянуть кота за хвост, как мокрая курица.

Человек: как в рот воды набрал, как раб а галерах, водить за нос, море по колено, волосы дыбом.

Предметы: бить баклуши, бросить жребий, большая шишка, ежовые рукавицы, гол как сокол).

  1. Крылатые выражения.

Учитель: Вам предложены крылатые выражения. Для каждого из этих выражений будут предложены три понятия, связанные с информатикой и компьютером. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным выражениям.

НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ

а) текстовый файл

б) лазерный принтер

в) сканер

2. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

а) предыдущий вариант файла

б) Локальная перемена с именем, совпадающим с именем глобальной переменной

в) копия файла

3. ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

а) ошибка в программе

б) скрытый файл

в) антивирусной программой обнаружен новый вид вируса

4. КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ

 а) зацикливание программы

б) использование в программе рекурсии

в) «Зависание компьютера»

  1. Рефлексия

Учитель: Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Понравилась ли вам эта тема?

Что такое фразеологизмы?

Где вы будете их применять?

Учитель: Оцените свою работу, используя фразеологизмы.

Учитель: Задание на дом: 1. прочитать п.29, подготовить 4 вопроса по материалу параграфа,  упр.145;

2. Выписать из художественных произведений 5 предложений с фразеологизмами.

Приложение 1.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2014/12/26/98697173/img8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС

конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...

Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.

Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....

конспект урока русского языка 6 класс под ред Ладыженской по ФГОС

Данный коспект урока поможет учителю построить урок в соответствии с ФГОС...

Методическая разработка - Конспект урока русского языка в 7 классе (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока русского языка в 7 классе  (1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)...

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАГОЛ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Разработка конспекта урока по русскому языку по разделу "Глагол. Культура речи"  будет полезна учителям при проектировании собственных уроков на основе системно-деятельностного подхода....

Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...

Методическая разработка конспекта урока русского языка в 7 классе "Пунктуация. Пунктуационный разбор"

Цели: а) повторить знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, обобщающих словах;             б) закрепить знания, полученные на предыдущем ...