Рабочая программа курса по профориентации в 9 классе "Моя профессия"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Винокурова Елена Александровна

Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnaya_podgotovka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

Учебный курс по профориентации в 9 классе

«Моя профессия»

                                                                 Составитель учитель русского языка и литературы

               Винокурова Е.А.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для проведения учебного курса с учащимися 9-го класса в системе работы по профориентации.

Цель курса:   подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана; открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте; овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Задачи курса:

- изучение профессиональной направленности учащихся;

- расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;

-  совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;

- развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;

- формирование адекватной самооценки;

- повышение уровня психологической компетентности учащихся;

- повышение компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми в старших классах общеобразовательной школы.

Технологии выбора профиля в настоящее время отсутствуют. Учащиеся совершают его часто интуитивно под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к  осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь  с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.

Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.

Разработанный учебный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.

Профессиональное самоопределение учащихся 9-го  класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно - ориентационной и коммуникативной деятельности.

Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.

При составлении данного курса учитывались следующие методические принципы:

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий обучающемуся возможность испытывать радость преодоления трудностей;

- принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;

- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при его окончании;

- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения – родителей, других родственников, педагогов.

Место учебного курса

    В соответствии с учебным планом МБОУ Мачулинской ОШ рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Формы работы в ходе изучения курса соответствуют задачам программы и возрастным особенностям участников, поэтому используются:

- групповые дискуссии;

- ролевые игры;

- переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»);

- моделирование мира человека конкретной профессии;

- диагностика личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии;

- занятия с элементами тренинга.

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

 Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки

  • Сформированность у выпускников основной школы умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
  • Готовность осуществлять осознанный выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;
  • Высокий уровень учебной мотивации обучения по избранному профилю.

Ожидаемые результаты реализации данной программы:

  • целенаправленная работа по реализации программы расширит методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения;
  • участники образовательного процесса получат исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России;
  • родители и учащиеся получат возможность составить индивидуальный образовательный маршрут ученика с учетом его интересов и образовательных запросов;
  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников и поможет педагогам сформировать у учащихся практический опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности,;
  • у выпускников школы будут сформированы способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во час

1

Психологические особенности личности

10

2

Формула и характеристика профессий

9

3

Мир профессий. Что влияет на выбор профессии

15

4

Итого

34

Содержание курса

Раздел 1 Психологические особенности личности.

1.Самооценка и уровень притязаний.

2.Темперамент и профессия. Определение темперамента.

3.Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4.Что такое стресс.

5.Определения типа мышления.

6.Внимание и память.

7.Уровень внутренней свободы.

8.Интересы и склонности в выборе профессии.

9.Мотивы и потребности

10.«Что я знаю о своих возможностях».

Раздел 2 Формула и характеристики профессий

1.Классификации профессий. Признаки профессии.

2.Формула профессии. Профессия, специальность, должность

3.Определение типа будущей профессии

4.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек»

5.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника»

6.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Знаковая система»

7.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Художественный образ»

8.Краткая характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа»

Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии.

1.Определение профессионального типа личности.

2.Профессиональная карьера и здоровье.

3.Ваш творческий потенциал и карьера

4.Профессиональный клиринг

5.Ошибки в выборе профессии.

6.Самые востребованные профессии на рынке труда.

7.Новые профессии и профессии исчезающие. Мониторинг рынка труда в России.

8.Рейтинг образовательных учреждений Республики Башкортостан и Российской Федерации

9.Выбираем место учебы

10.Готовимся к экзаменам

11.Методика поиска профессии

12.Ищем работу

13.Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем

14.Как провести эффективное собеседование

15.Профориентационная игра КВН между 9-ми классами «Кем быть? Вот в чем вопрос»

16.Сочинение «Я и моя профессия»

Используются диагностические методы:

- методика «Профиль» - определение направления профессиональной деятельности («Карта интересов», модификация Резапкиной);

- опросник  тип мышления (сокращенный вариант)

- методика изучения профессиональных склонностей  (опросник Л. А. Йовайши – модификация Резапкиной).

По результатам 3-х методик можно определить профиль обучения, соответствующий склонностям и интересам учащихся.

Диагностическое заключение включает в себя не только констатирующую часть о результатах обследования, но и прогноз дальнейшего развития детей, возможные рекомендации по развивающей работе в рамках используемой программы.

Используются:

- методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» - Г. В. Резапкиной);

- опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной);

- опросник тип мышления (сокращенный вариант);

- тест Айзенка (определение типа темперамента);

- диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);

- методика «корректурная проба»;

- методика Беннета (оценка уровня технического мышления);

- мктодика ОПГ А. Н. Кабардовой;

- активизирующая профориентация методика «За и против – 1,2» Н. С. Пряжникова.

Календарно-тематическое планирование уроков.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Что я знаю о своих возможностях?

1

2

Склонности и интересы в выборе профессии

1

3

Понятие о темпераменте

1

4

Мышление. Как определить тип своего мышления?

1

5

Память. Виды памяти. Как улучшить память?

1

6

Внимание. Как оценить внимание?

1

7

Воображение. Как развивать воображение?

1

8

Что такое характер?

1

9

Мотивы и потребности

1

10

Что я знаю о своих возможностях

1

11

Классификация профессий. Признаки профессий

2

12

Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

1

13

Профессии типа «Человек - Техника»

1

14

Профессии типа «Человек – Природа»

1

15

Профессии типа «Человек - Знак»

1

16

Профессии типа «Человек - Искусство»

1

17

Профессии типа «Человек - Человек»

1

18

Тренинг «Как достичь успеха в профессии»

1

19

Ошибки в выборе профессии

1

20

Формула профессии

1

21

Опросник профессиональной готовности

1

22

Профессиограмма

1

23

Самые востребованные профессии на рынке труда

1

24

Новые профессии и профессии исчезающие.Мониторинг рынка труда в России

1

25

Деловая игра «Кадровый вопрос»

2

26

Профессиональный клиринг

1

27

Методика поиска профессии

1

28

Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем

1

29

Как провести эффективное собеседование

1

30

Профориентационная игра-КВН  «Кем быть?Вот в чем вопрос»

2

31

Сочинение « Я и моя профессия»

1

Итого

34

Требования к уровню подготовки выпускников

Выпускник научится:

  • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

• анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

• анализировать свои предпочтения и возможности, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности;

• проектировать свою образовательную траекторию в зависимости от поставленной задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Использовать свои знания об учреждениях профессионального образования различного уровня, расположенных в территории, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностями обучения,

• самостоятельно планировать  процесс профильного обучения на старшей ступени, учитывать свои права и обязанности, связанные с определением индивидуальной образовательной траектории, образовательных учреждениях, в которых он может получить полное общее основное образование,

• оценивать мир труда, основные группы профессий и тенденции их развития,

• анализировать ситуацию на рынке труда.

Список литературы для учителя

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Владос, 1998.
  2. Голомшток А. Е. Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1968.
  3. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Ефремцева С. А. Тренинг общения для старшеклассников. - Киев, 1997.
  5. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1984.
  6. Климов Е. А. Путь в профессию. – М., 1989.
  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е. Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
  8. Основы профессиональной культуры ./Под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
  9. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.
  10.  Прутченков  А. С. Трудное восхождение к себе. – М., 2001.
  11.  Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методологическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  12.  Пряжников Н. С. Игровой метод профориентации / Под ред. Климова Е. А. – Пермь, 1989.
  13.  Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения  для подростков.
  14.  Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 1995.
  15.  Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. – Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
  16.  Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  17.  Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа

Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентации 2023-2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    курса  внеурочной деятельности  по профориентации 2023-2024 Предпрофессионарий                    ...