Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку

Милованова Алена Васильевна

Конспект открытого урока по русскому языку " Повторение частей речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 39 п. Дальнее Поле

Конспект урока по теме: «Повторение частей речи».

Класс: 4

Учитель : Милованова А.В.

Тема урока: Части речи.  (Обобщение).

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Задачи урока:

1. Закрепление знаний учащихся о частях речи, формирование умения

осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

формирование навыков грамотного каллиграфического письма;

2. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи,

развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся;

3. Воспитание интереса к изучению русского языка, любознательности,

доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в паре и

группе.

Тип урока: повторение изученного.

Формируемые УУД:

Познавательные:  определение частей речи и обоснование своего мнения;

- определение морфологических признаков частей речи;

-классифицирование объекта по выделенным признакам.

Коммуникативные: согласование позиции с партнером и нахождение общего решения;

- адекватно использование речевых средств для представления результата.

Регулятивные: - постановка учебной задачи;

- оценивание качества усвоения материала.

Личностные: - Умение использовать, приобретенные знания в практической деятельности.

Ресурсы:

Карточки с учебными заданиями.  

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями. (Здравствуйте!) Теперь повернитесь ко мне. Какой прекрасный день сегодня. Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь соседу, соприкоснитесь ладошками и пожелайте друг другу успеха.          Тихо сели.                                                                              

- Сегодня на уроке нам необходимы ручки, карандаши, маршрутные листы, внимательные глазки, чуткие ушки, ловкие пальчики, а главное, прекрасное настроение.

- Итак, за работу.

На партах у вас лежат маршрутные листы, согласно которым вы будете

двигаться при выполнении заданий на уроке.

 Возьмите Маршрутный лист № 1.

Запишите число.

Задание. 

Распределить слова в три столбика и объяснить, почему так распределили.

Слова: ученик, светлый, плыть, капля, светить, большой, свет,  учить, умная.

Существительные

Прилагательные

Глаголы

ученик, капля, свет.

светлый, большой, умный.

плыть, светить, учить.

Давайте, посмотрим как вы распределили слова.

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (Кто? Что?)

- На какой вопрос отвечают слова во втором  столбике? (Какой? Какая?)

- На какой вопрос отвечают слова в  третьем  столбике? (Что делать?)

- Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем  вести речь на уроке?

-Чему будем учиться?

(Будем говорить о частях речи.)  

- Итак, тема нашего урока: «Повторение частей речи». Запишите тему.

Сегодня мы отправимся путешествовать, но чтобы узнать, куда вы должны отгадать загадку.

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (Море)

Мы отправимся путешествовать по островам моря «Части речи».

- а какой вид транспорта мы с вами выберем?

Посмотрите на картинку.

Долго-долго с ним возились мастера.
Наконец, на свет явился металлическим гигант.
Запыхтел он чинно, важно
И спустился на волну.
Даль бескрайняя морская –
Весь простор открыт ему! (корабль)

Обсуждение транспорта для путешествия. Дети должны выбрать корабль.

        Во  время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы знаем эти правила и умеем ими пользоваться.

Перед тем как отправиться в путь, нам нужно размяться.

Минутка чистописания.

Сегодня наша разминка, будет следующая: посмотрите на море.

– Что есть на море? (Волны)

– А на какую букву похожи волны? (На букву «эм»)

– Будем писать букву «эм».

На доске написано:

Мм

Мор

Первую строчку пишем заглавную и строчную буквы «эм».

На третьей строчке напишите однокоренные слова с корнем -мор-. (Море, моряк, морской).

Выделите корень. Почему эти слова называют однокоренными? (Слова имеют одинаковый корень и общее значение).

Как ещё мы можем их назвать? (Родственные)

Составьте предложение с любым из этих слов.

Определите части речи.

Я думаю, вы догадались, почему сегодня все так странно одеты. Мы же оправляемся в путешествие по морю, на корабле, а значит мы все мореплаватели. А на корабле должен быть капитан. Наш капитан корабля Сергей.

- Ребята, а каким должен быть мореплаватель? (Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным.)

 Нам нужно подготовиться к путешествию.

Наверняка вы уже, что-то знаете о море, я предлагаю Вам вспомнить скороговорки о море.

А что такое скороговорка? Почему она так называется? (Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.)

А как еще называют скороговорки? (чистоговорки)

Работа над темой урока.

Цель: закрепить знания об имени существительном.

- Мы отправляемся в плавание по морю Частей речи и приближаемся к острову Имя существительное.

- Что вы знаете об имени существительном? (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по числам, по падежам, могут быть одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, 1,2,3 склонения.).

- Ребята, на этом острове живут два добродушных дельфина. Но прежде, чем выполнить задание наш капитан корабля расскажет нам немного о дельфинах.

Рассказ ученика.

Это теплокровные животные, родственники зубатых китов. Дельфины являются хищниками. Они съедают в день более 30 кг рыбы.
Их рост может достигать шести и более метров. Вес в пределах от 40 кг до 10 тонн. Дельфины не имеют обоняния, но у них есть чувство вкуса и, как и люди, способны различать сладкий, кислый, горький и соленый вкус. Дельфины считаются лучшими морскими друзьями человека. Они дружелюбные, счастливые животные. Известно множество случаев, когда дельфины помогали спасательным службам в спасении людей.

Одного из них зовут «Кто?», а другого «Что?». Они хотят узнать, как можно больше об имени существительном. Поможем им?

Задание.

Распределите слова в два столбика.

Кит, берег, парус, чайка, дно, акула, соль, медуза.

КТО?

ЧТО?

кит, чайка, акула, медуза.

берег, парус, дно, соль.

- Как вы распределили эти слова? По какому признаку вы их разделили? (одни отвечают на вопрос кто? другие на вопрос что?)

- Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевленные)

  - Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

- Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.

- Ребята, а как вы напишите имена наших дельфинов? Почему? (с большой буквы, потому что имена собственные пишутся с заглавной буквы, а имена нарицательные с маленькой)

 А что еще можно определить у этих слов? (род, склонение, падеж, число)

Определите, работая в паре, у слов род и склонение. Соедините свои листочки и продолжите работу вместе.

 

КТО?

ЧТО?

кит (м.р., 2 скл.)

 чайка (ж.р, 1 скл.)

акула (ж.р. 1 скл.)

медуза (ж.р., 1 скл.)

Берег (м.р.,2 скл.)

 парус (м.р., 2 скл.)

дно (ср.р., 2 скл.)

соль (ж.р., 3 скл.)

Физкульминутка.

Пора отдохнуть. Мы на море, поэтому самое время подышать морским воздухом.

- Продолжаем работать над темой урока.

Цель: закрепить знания об имени прилагательном и глаголе.

- Плавание продолжается. На нашем пути остров Имени прилагательного. Но вот беда!

Рассказ ученика.

Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги.

Осьминог – это охотник морей и океанов. Тайное оружие, которым он обладает – это чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью. Осьминог относится к типу – моллюски, Тело этого существа похоже на шар с восемью щупальцами. Длина осьминога достигает до 3 м. Их масса около 25 кг.  Особенностью осьминога является его способность менять окрас подобно хамелеону. Его окрас зависит не только от цвета местности, где он прячется, но и от настроения. Разгневанный осьминог краснеет, а испуганный – бледнеет.
Осьминоги
 питаются морскими обитателями, среди которых крабы, лангусты, моллюски, рыба. Осьминоги ведут одиночный образ жизни, пугливы и постоянно прячутся среди рифов и подводных скал. В этой засаде они терпеливо поджидают свою добычу, захватывая ее щупальцами и обездвиживая ядом.

-Освободить их помогут только наши знания.

-Что вы знаете об имени прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? согласуется с существительным в роде, числе и падеже, могут быть качественными, относительными, притяжательными).

Задание:

Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения.

…+  рыбки скользят у самого дна.  

Рыщет по морю… + селёдка.

Выползает из – под  камня…+ краб.

Забралась в свой домик…+ улитка.

….+чешуя блестит на солнце.

….+моряк отправился в путешествие.

….+волна нахлынула на пляж.

Мы завтра поиграем в ….+волейбол.

…+корабль показался на горизонте.

Мы нашли на берегу моря …+панцирь.

Слова для справок:  

Пугливая,  полосатый, крабий, смелый, яркие, шустрая, пиратский, морская, пляжный, рыбья.

Яркие рыбки скользят у самого дна.

Рыщет по морю шустрая селедка.

Выползает из - под камня полосатый краб.

Забралась в свой домик пугливая улитка.

Рыбья чешуя блестит на солнце.

Смелый моряк отправился в путешествие.

Морская волна нахлынула на пляж.

Мы завтра поиграем в пляжный волейбол.

Пиратский корабль показался на горизонте.

Мы нашли на берегу моря крабий панцирь.

Определите у имен прилагательный разряд по значению. Работайте в паре. (Качественные, относительный, притяжательные).

Качественные

Относительные

Притяжательные

яркие

шустрая

пугливая

смелый

полосатый

морская

пляжный

пиратский

рыбья

крабий

- Плывём дальше. На нашем пути ещё один остров. Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название. Как он называется?  (остров глаголов).

- Что вы знаете о глаголе? (часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? Что сделать? Бывает совершенного и несовершенного вида, можно определить спряжение, может быть в форме прошедшего, настоящего, будущего времени,)

Задание:

Найдите в предложениях глаголы.  (предложения смотри в задании выше).

Выпишите глаголы и определите вид, время и спряжение. (работа в парах)

Яркие рыбки скользят у самого дна. (несов.в., наст.вр,2 спр.)

Рыщет по морю шустрая селедка. (несов.в, наст.вр., 1 спр.)

Выползает из - под камня полосатый краб. (несов.в,наст.вр,1 спр.)

Забралась в свой домик пугливая улитка. (сов.в, прош.вр, 1 спр.)

Рыбья чешуя блестит на солнце. (несов.в, наст.вр, 2 спр.)

Смелый моряк отправился в путешествие. (сов.в, прош.вр,2 спр.)

Морская волна нахлынула на пляж. (сов.,прош.вр,1 спр.)

Мы завтра поиграем в пляжный волейбол. (несов.,будущ. вр.,2 спр.)

Пиратский корабль показался на горизонте. (сов.,прош.вр.,2 спр.)

Мы нашли на берегу моря крабий панцирь. (сов.,прош.вр., 1 спр.)

- В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни. Как называют эти камни в нашем море?  (Предлоги).

Но, чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах? (предлог –это служебная часть речи)

В чем заключается главная работа предлога? (они служат для связи слов в предложении.)

Задание:

В предложениях (смотри выше задание) обведите кружочком зелёной ручкой предлоги.

Яркие рыбки скользят у самого дна.

Рыщет по морю шустрая селедка.

Выползает из - под камня полосатый краб.

Забралась в свой домик пугливая улитка.

Рыбья чешуя блестит на солнце.

Смелый моряк отправился в путешествие.

Морская волна нахлынула на пляж.

Мы завтра поиграем в пляжный волейбол.

Пиратский корабль показался на горизонте.

Мы нашли на берегу моря крабий панцирь.

С какими словами они связаны? (с существительными)

- Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.  Здесь живут пираты, которые не знают русского языка.

Рассказ ученика о пиратах.

Пираты появились после того, как люди освоили мореплавание. Торговцы превращались в пиратов, которые грабили судна других стран.
Сегодня самым опасным местом считаются воды у побережья Восточной Африки – нападения на корабли там чаще всего случаются ради выкупа. Пиратский флаг называется «Веселый Роджер». Пираты подходили как можно ближе к торговому судну, поднимали пиратский флаг и обстреливали корабль из пушек. Потом они брали его на абордаж, зацепляя крюками и пока корабль не затонул, забирали весь груз, а также матросов, для того, чтобы потом продать их в рабство.

Пираты предлагают вам распределить слова по четырём столбикам. Вы должны быть внимательны. Потому что пираты допустили ошибки.

Задание:

Исправить ошибки пиратов с острова Безграмотландии.

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Предлог

белая

под

волна

морской

летит

вода

набегает

пират

пальма

чайка

водоросли

большая

около

красивые

над

зеленеют

на

берег

отдыхает

Проверяем.

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Предлог

чайка

море

вода

водоросли

волна

берег

пират

пальма

белая

большая

морской

красивые

летит

зеленеют

набегает

отдыхает

над

под

на

около

Составьте со словами предложения (окончания слов можно менять).

Белая чайка летит над морем.

Под водой зеленеют красивые водоросли.

Большая волна набегает на берег.

Морской пират отдыхает около пальмы.

Разберите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите часть речи.        

Домашнее задание.

Цель: дать задание на закрепление самостоятельно уметь различать части речи.

- Дома самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в три столбика, но слова должны быть на морскую тему.

 Итог урока.

Цель: повторить пройденный на уроке материал.

- Дорога домой проходит через узкие проливы, огромные скалы, океанические ворота, которые задают вопросы, ответив на которые, мы попадём домой.

- Какие части речи вы знаете? (существительное, прилагательное, глагол)

- Что вы о них знаете?

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки. Давайте оценим наш урок. Если урок вам понравился, поднимите карточку смайлика с улыбкой, если же урок был скучным, не интересным и задания были очень сложными для вас, то поднимите карточку грустного смайлика.

- Наш урок окончен. Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок.

существительное

прилагательное

глагол

обозначает

предмет

признак предмета

действие предмета

отвечает на вопросы

кто? что?

какой? какая? какое?

Что делать? Что сделать?

признаки

Собственное или нарицательное,

Одушевленное или неодушевленное,

Род, число, падеж, склонение.

Качественное, относительное, притяжательное,

Род, число, падеж.

Совершенный или несовершенный вид,

Время, спряжение.

наклонение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...