Виды сказуемых. Урок-практикум в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Петухова Любовь Валентиновна

Данный урок продолжает серию уроков, посвященных видам сказуемых. На уроке чередуются разные виды работы, идет знакомство с составным именным сказуемым. В качестве проверки усвоения материала использован небольшой тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-а класс

Цель

Закрепление особенностей составных именных сказуемых.

Задачи:

1.Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.

2.Воспитывать любовь к природе.

3. Развивать творческие и аналитические способности учащихся.

Тип урока: практикум

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Словарная работа.

1. Диктант.

Рябина, удивительное дерево, рябиновый, красные как кровь плоды, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина, плакучая форма рябины, ажурная развесистая крона, поэтический символ России.

1)Назовите словосочетания, встречающиеся в диктанте. Какой способ образования этих словосочетаний (удивительное дерево, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина - согласование)

 

2)Какие средства изобразительности использованы в диктанте? (сравнение – красные, как кровь; эпитеты – удивительное (дерево); ароматные (цветы); метафора – поэтический символ России)

 

3)Составьте предложение с последним сочетанием слов.

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина - ещё и знак счастья и мира в семье.
( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

4)Назовите вид сказуемого, употреблённого в предложении для синтаксического разбора. (Составное именное сказуемое)

2. Новое слово.

Терпкий – 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

Придумайте предложение с этим словом.

(У рябины очень терпкие и горькие плоды.)

III. Практикум.

1. Ответьте на вопросы:

-Какой член предложения называется сказуемым? (Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? каков он? кто он такой? что он такое?)

-Назовите виды сказуемых. (Простое глагольное, составное глагольное, составное именное.)

-Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

-В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

2.Выполните кластер

3. Выполните орфографический разбор предложения. (В это время - ученик у доски выполняет сам работу:_
Выписать основы предложений, охарактеризовать сказуемые:

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен. Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании.)(Ф. Сологуб)

1.Укажите вид сказуемого в каждом случае.

2.Какого вида сказуемых не встретилось в тексте

3.Объясните лексическое значение слова «палевыми» (палевый – бледно-жёлтый, тускло-жёлтый)

орфографический разбор предложения :Осенью ажурные, с зубчатыми краями листья рябины нередко становятся малиново-красными.

-Отметьте грамматическую основу предложения.

-Определите вид сказуемого (составное именное сказуемое)

4.Решите тестовые задания. ( На столе у каждого ученика - тесты)

ТЕСТ

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

IV. Итог урока.

Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осенние свадьбы девушкам дарили бусы из рябины , защищая от злых людей

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Домашнее задание.

Найти пословицы, загадки, строки из стихов и песен о рябине. Определить вид сказуемых.

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9 классе "Построение изображений в линзах"

Презентация может быть использована в качестве обобщения по теме «Линзы» в 9 классе, а также для повторения этой темы в 11классе....

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)

Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"...

Текстоориентированное обучение. Конспект урока-практикума в 5 классе по теме « Виды предложений по строению»

Урок русского языка 5 класс. Раздел "Синтаксис". Виды предложений по строениюМетодическая разработка урока предназначена для учителей русского языка при изучении раздела "Синтаксис"...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...