Презентация "Особенности преподавания предмета "Русский язык" в условиях инклюзивного образования"
презентация к уроку по русскому языку

Дремова Татьяна Николаевна

Особенности преподавания предмета "Русский язык" в условиях инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.pptx109.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Притча “В школе животных” Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи . Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах , которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Слайд 2

Инклюзивное образование - это Право на особую заботу « Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет , британский политик Технологии в системе инклюзивного образования Благоприятный психологический климат Речевые и познавательные игры Использование иллюстративных, аудио- видеоматериалов Активные методы обучения

Слайд 3

Цель инклюзивного образования на уроках русского языка и литературы: пробуждение в детях с ОВЗ интереса к предмету З адачи: добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала; принять детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; включить учащихся в разностороннюю деятельность; ф ормировать навыки коммуникативного общения; р асширять лексический фонематический запас; у чить формировать грамотную речь

Слайд 4

Методы и приёмы: выполнение заданий, связанных с передвижением по классу; смена разных видов деятельности во избежание переутомления; учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.); предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы; сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ; предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу; работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка; работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся); предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.

Слайд 5

Дидактические игры : Цель : пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению . « Орфографическая зоркость», « Третье лишнее», «одно слово», « Составь рассказ по опорным словам», « Построй слово», «Доскажи словечко» В икторины , игры-соревнования Доскажи словечко Трактор водит - … Электричку - … Стены выкрасит - … Доску выстругал - … В доме свет провёл - … В шахте трудится - … В жаркой кузнице - … Кто всё знает - … «Одно слово » Промежуток времени в 60 минут– Военнослужащий, стоящий на посту – Ребенок, любящий сладкое - Очень смешной фильм -

Слайд 6

Примеры заданий по русскому языку для 5 класса на отработку приемов сжатия № 1 (5-рус-К): Сократи предложения. Убери из них украшающие слова, которые отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Запиши предложения, которые получились. ОБРАЗЕЦ : Я шел по лесу и наслаждался чистым, свежим, легким, слегка терпким воздухом ранней осени. - Я шел по лесу и наслаждался воздухом осени. Сжатая рожь, дикая конопля, побуревшие, рыжие и полумертвые, теперь оживали. - Стояло жаркое лето, шел долгий день, ветер успокаивался среди сонных, блаженных сосен. - После дождя приглядитесь к мокрым листьям: они придают воздуху слабый блеск, серый, мягкий и теплый. – В красном закате плыли величавые лебеди, розовато-золотые на солнце . - Нетленные красоты России, ее бескрайних полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. – _____________________________________________________________

Слайд 7

№ 2 (5-рус-К): Сократи предложения. Найди перечисления, замени их одним словом или словосочетанием. ОБРАЗЕЦ : Перелетные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию . – Перелетные птицы направляются в теплые страны . На березу села галка, две вороны, воробей, три сороки, соловей. – Позади, впереди, справа, слева уже вовсю полыхал огонь. – В тайге водятся волки, рыси, медведи. – На полке лежали долото, молоток, пила, клещи. – Спортсмены тренируются зимой, летом, весной и осенью. – Мы должны беречь леса, парки, пруды, озера и реки. – В лесу растут рыжики, маслята, подберезовики, грузди, опята и волнушки. –

Слайд 8

№ 3 (5-рус-К): Найди в предложениях длинные перечисления. Сделай их короче, убирая слова. Оставь одно или два слова. ОБРАЗЕЦ : По обе стороны дороги бушуют зеленые, желтые, красные, золотые и багряные краски осени. - По обе стороны дороги бушуют желтые и красные краски осени. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. – Перед домом цветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх, посыпались дождём, а потом угасали. – Александр Грин изобразил в своих книгах смелых, простодушных, гордых, самоотверженных и добрых людей. – В нашем лесу растут ель и сосна, осина и дуб, береза и клен. –

Слайд 9

№ 4 (5-рус-К): Найди в предложениях прямую речь (в кавычках). Замени прямую речь на короткие выражения, используя слова для справки. Запиши свои предложения. ОБРАЗЕЦ : Вот поп кричит: «Поди-ка сюда, верный мой работник Балда !» - Поп позвал к себе Балду . «Я хотел бы купить у вас масла», - проговорил крестьянин. Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро». Мама переспросила: «Сколько тебе нужно времени, минут пять?» «Повторите еще разок!» - попросил Валя у учительницы. Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай, Цветик, научи меня писать стихи!» ДЛЯ СПРАВКИ : попросил продать, попросил подождать, поинтересовалась, попросил повторить, попросил научить

Слайд 10

ПАМЯТКА «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ » Этап коллективной работы: Вместе со всеми учениками класса внимательно слушаем аудиозапись текста, одновременно с прослушиванием стараемся максимально быстро стенографировать текст в черновик. Там, где не успеваем писать за диктором, оставляем пустые места, а если понадобится, то пропускаем две-три строчки. Во время паузы между первым и вторым прочтением текста смотрим в свои записи, делаем поправки, дописываем по памяти все, что вспомнили. Во время второго прослушивания текста вслед за голосом диктора проверяем свои записи в черновике, заполняем пустые места и пропущенные строки, оставленные во время первого чтения текста. Записываем то, что не успели записать в первый раз. Обращаем внимание на паузы диктора - они соответствуют абзацам текста. Не забываем выделять их красной строкой. ( Примечание : на первых консультациях по подготовке к написанию изложения рекомендую на 2-3 сек. останавливать аудиозапись перед началом нового абзаца. Это поможет избежать ненужного волнения у обучающихся, которые не сразу переходят от привычного голоса учителя к голосу диктора, из-за чего теряются и не слышат пауз.) После второго прослушивания аудиозаписи читаем то, что получилось в черновике. Все непонятные, неоконченные предложения и нелепые фразы сразу вычеркиваем. Оставшийся текст сжимаем, используя изученные приемы компрессии, но в чистовик вместе со всеми учениками пока не переписываем. В то время, когда одноклассники переписывают свои изложения в чистовик, мы работаем с орфографическим словарем.

Слайд 11

Э тап индивидуальной работы с учеником с ОВЗ: Слушаем аудиозапись в третий раз, при необходимости поправляем и дополняем записи в черновике. Если нужно, еще раз обращаемся к словарю. Получаем у учителя распечатанный бумажный текст на 10 - 15 минут. За это время проводим окончательную проверку своего черновика: проверяем, правильно ли мы выделили абзацы, не переставили ли местами предложения. Проверяем написание сложных слов. ВАЖНО! Обязательно записываем в черновик фамилию и имя автора (в конце текста) - они понадобятся при ответе на вопрос. По желанию обучающегося можно сделать перерыв на 5-10 минут перед началом работы в чистовике. ( Примечание : если вдруг по какой-то причине ребенок не смог справиться с изложением, и в черновике у него появился не текст, а лишь отдельные, отрывочные фразы (в 9-м классе у меня такого не было ни разу), начинаем работу снова. Кладем печатный текст на стол ученику и начинаем устное обсуждение по наводящим вопросам учителя, помогаем ученику записать, а точнее вписать в его черновик изложения ключевые фразы. Забираем текст. Включаем аудио. Во время четвертого прослушивания записи помогаем внести дополнения и поправки в черновик. Вместе с ребенком делаем фронтальную проверку его изложения: каждое слово - по словарю.) С разрешения учителя оформляем чистовик, сдаем работу.

Слайд 12

Учитель и инклюзивное образование Практические советы по применению инклюзии: Принимать учеников с ОВЗ «как любых других ребят в классе» Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи Вовлекать учеников в групповые формы работы Использовать активные формы обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования

Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....