Сочинение ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gia_rabotaem_nad_sochineniem_o_roli_soyuza.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пишем сочинение о роли союзов ГИА С2

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного Ильиша Б.А.: « Связи и отношения между членами предложения и между предложениями зависят от характера союза»

Слайд 3

Слово союз было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень - ЮЗЪ- , значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, ВЯЗАТЬ,УЗЕЛ. Из этимологии слова...

Слайд 4

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы употребляются в речи только в соединении со знаменательными словами. Союз, будучи служебным словом, не выполняет назывной функции. Его значение не может быть самостоятельным. Связующая функция в предложении является для союза основной. Большинство союзов не столько устанавливает связь, сколько выявляет и конкретизирует ее. Союз как служебная часть речи союз

Слайд 5

Роль союзов в предложении

Слайд 6

Одни союзы выражают смысловые отношения между отдельными словами в предложении, другие союзы выражают смысловые отношения между частями сложного предложения . Следовательно, союзы выполняют важнейшую коммуникативно-речевую функцию. С их помощью устанавливают различные смысловые и эмоциональные связи между компонентами речи, осуществляют логическое членение речевых отрывков, передают и воспринимают значение целого и отношения к нему его частей. . В этом проявляется исключительно важные для общения логические и выразительные функции союзов. Поэтому о союзе нельзя говорить лишь как о формальном показателе грамматических связей между компонентами связной речи.

Слайд 7

Характер союзных связей Союзы, соединяющие члены предложения, связывают их как равноправные элементы. В этой функции они всегда будут сочинительными. Союзы, соединяющие между собой целые предложения, могут связывать их и на началах равноправия - в таком случае это будут сочинительные союзы - и на началах подчинения одного предложения другому - в таком случае это будут подчинительные союзы.

Слайд 8

Соединительные ( присоединительные) и, да, ни…ни, и…и, не только… но и, как…так и, тоже, также Противительные ( сопоставительные) а, но, да, зато, однако, же Разделительные или, либо, то…то, не то…не то, или…или Разряды сочинительных союзов ТО и это ТО а не это ТО или это

Слайд 9

Одновременные: И солнце светило, и море пело. Последовательные: Сверкнула молния, и дождь полил. Быстрая смена событий: Грянул выстрел – и зверь упал. Присоединительные: Всем было весело, я тоже не скучал. Смысловые отношения в предложениях с соединительными союзами

Слайд 10

Сопоставления: В поле гулял сильной ветер, а в лесу было тихо. В поле гулял сильной ветер, в лесу же было тихо. Противопоставления: Солнце светило ярко, но (однако) мороз был неимоверный. Возмещения: Путь был долгим, зато красота гор покорила нас. Смысловые отношения в предложениях с противительными союзами

Слайд 11

Значение взаимоисключения: Либо мы поедем в Крым, либо все останемся дома. Значение попеременности действий: То ли ветер свистит в трубах, то ли разбойники вышли на большую дорогу. Смысловые отношения в предложениях с разделительными союзами или или

Слайд 12

Придумайте простые предложения с однородными членами и сложные предложения, используя сочинитель- ные союзы. Укажите характер смысловых отношений в этих предложениях.

Слайд 13

Разряды подчинительных союзов чтобы потому что, так как если Целевые Условия Причинные Изъяснительные что Сравнительные как Временные когда

Слайд 14

Разряды подчинительных союзов потому что … когда … так что… если… хотя… как… чтобы… Продолжите предложения, используя указанные союзы. Какой характер смысловых отношений передан в каждом предложении? Я радуюсь жизни, Следствия так что Уступительные хотя

Слайд 15

Текст

Слайд 16

(1)Это известно всем охотникам, как трудно выучить собаку не гоняться за зверями, кошками и зайцами, а разыскивать только птицу. (2) Однажды во время моего урока мы с собакой Ромкой вышли на полянку, и на ту же полянку вышел тигровый кот. (3)Ромка был с левой руки от меня, а кот — с правой, и так произошла эта ужасная встреча.(4)В одно мгновенье кот обернулся, пустился наутек, а за ним ринулся Ромка. (5)Я не успел ни свистнуть, ни крикнуть «тубо» . (6)Вокруг на большом пространстве не было ни одного дерева, на которое кот мог бы взобраться и спастись от собаки, — кусты и полянки без конца. (7)Я иду медленно, как черепаха, разбирая следы Ромкиных лап то на влажной земле, то на грязи, то по краям луж и на песке ручьев. (8)Много перешел я полянок, мокрых и сухих, перебрел два ручейка, два болотца, и, наконец, вдруг все открылось: Ромка стоит на поляне неподвижный, с налитыми кровью глазами; против него, очень близко, тигровый кот — спина горбатым деревенским пирогом, хвост медленно поднимается и опускается. (9)Нетрудно мне было догадаться, о чем они думали. (10)Тигровый кот говорит: (11) — Ты, конечно, можешь на меня броситься, но помни, собака, за меня тигры стоят! (12)Попробуй-ка, сунься, пес, и я дам тебе тигра в глаза. (13)Ромку же я понимал так: (14) — Знаю, мышатница, что ты дашь мне тигра в глаза, зато я тебя разорву пополам! (15)Вот только позволь мне еще немного подумать, как лучше бы взять тебя. (16)Думал и я: «Ежели мне к ним подойти, кот пустится наутек, за ним пустится и Ромка. (17)Если попробовать Ромку позвать…» (18)Долго раздумывать, однако, было мне некогда. (19)Я решил начать усмирение зверей с разговора по-хорошему. (20)Самым нежным голосом, как дома в комнате во время нашей игры, я назвал Ромку по имени и отчеству: (21)— Роман Василич! (22)Он покосился, а кот завыл. (23)Тогда я крикнул тверже: (24)— Роман, не дури! (25)Ромка оробел и сильнее покосился, и кот тоже сильнее провыл. (26)Я воспользовался моментом, когда Ромка покосился, успел поднять руку над своей головой и так сделать, будто рублю головы и ему, и коту. (27)Увидев это, Ромка подался назад, а кот, полагая, будто Ромка струсил, и втайне, конечно, радуясь этому, провыл с переливом обыкновенную котовую победную песню. (28)Это задело самолюбие Ромки. (29)Он, пятясь задом, вдруг остановился и посмотрел на меня, спрашивая: (30) — Не дать ли ему? (31) Тогда я еще раз рукой в воздухе отрубил ему голову и во все горло выкрикнул бесповоротное свое решение: (32) — Тубо! (33) Он подался еще к кустам, обходом явился ко мне. (34)Так я сломил дикую волю собаки. (35) А кот убежал. (По Пришвину М.М.)

Слайд 17

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного Ильиша Б.А.: « Связи и отношения между членами предложения и между предложениями зависят от характера союза».

Слайд 18

Вариант сочинения

Слайд 19

Известно, что союзы не только служат для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения, но и указывают на определенные смысловые отношения между ними. Обратимся к тексту, чтобы доказать это. Например, союз и в сложносочинённом предложении 2 не только соединяет простые предложения в сложное, но и подчёркивает одновременность событий, переданных в этих предложениях. А вот разделительные союзы при однородных членах предложения (« то на влажной земле, то на грязи, то по краям луж и на песке ручьев») указывают на чередование мест, по которым шёл рассказчик. Поэтому справедливо утверждение учёного Ильиша Б.А., считавшего, что «связи и отношения между членами предложения и между предложениями зависят от характера союза».

Слайд 20

Спасибо за внимание! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....