Технологическая карта урока русского языка в 5 классе"Склонение имён существительных.Падеж"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Астапова Людмила Вячеславовна

На данномуроке  реализуются важные для современного урока русского языка подходы:

1.            Текстоориентированный (работа с текстом, монологический ответ, анализ.)

2.            Коммуникативный ( диалог с учителем)

3.            Метапредметный (связь с литературой, историей)

4.            Личностно-ориентированный

5.            Игровой (повторение через игровые задания)

6.            Диалоговый

 Урок  выстроен с использованием  здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий,исходя из  возрастных и психологических характеристик. Занятие  с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по русскому языку

Класс 5

Учитель:Астапова Людмила Вячеславовна

Тема: Склонение имён существительных.Падеж.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: сформировать универсальные учебные действия:

Предметные: создание условий для совершенствования умения определять падеж, род и склонение имен существительных.

Метапредметные - создание условий для:

развития познавательных способностей, логического мышления (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

развития умения грамотно и связно излагать свои мысли;

извлечения и преобразовывания информации из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владения разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

Личностные – создание условий для:

формирования положительной мотивации и интереса к изучению русского языка;

формирования умения слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Задачи:

               1) создать условия для формирования представления об   изменении имён    

                  существительных по падежам,   определить признаки, по которым имена

                  существительные распределяются по склонениям.

               2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род,

                   окончание в именительном падеже), выполнять творческие

                   задания, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую

                   активность; умение работать самостоятельно, в парах, в группах.

              3) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе,      

                   объективность в самооценке.

Оборудование: компьютер, проектор,презентация к уроку, учебник (Русский язык.5 класс. Ч.2 авторы: Л. М. Рыбченкова и др.), карточки с заданиями для самостоятельной работы, рабочие и оценочные листы.

Технологии: здоровьесберегающая технология, проблемное обучение,информационно-коммуникационная технология.

Формы работы:фронтальная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная.

Планируемые результаты: обучающиеся должны научиться определять падеж, склонение существительных.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  • Актуализация знаний (на основе изученного)
  • Постановка проблемы урока. Формулировка темы, целей урока, планирование деятельности.
  • Построение проекта
  • Первичное закрепление изученного.
  • Физкультминутка
  •  Закрепление изученного с проговариванием во внешней речи , с самопроверкой по эталону.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой
  1. Заключительная часть
  • Рефлексия. Самооценка
  • Домашнее задание

Ход урока

        

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята.Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

-Как вы её понимаете?(Ответы детей)

-Вы знаете, что наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Психологический настрой учащихся на урок.

Личностные УУД:

  1. Ввнимание.
  2. Ууважение к окружающим.
  3. Ээмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний (на основе изученной темы)

- А теперь посмотрите на доску и запишите слова в свой рабочий лист.

Капитан, календарь, тетрадь, солома, ураган, каникулы, тротуар.

Что объединяет эти слова?

Какой частью речи являются данные слова?

-Вы уже довольно много знаете о существительных. Вспомните, о чем шла речь на предыдущих уроках:

1. Имя существительное – это …

2. Имена сущ. бывают …

3. Постоянные признаки имён существительных?

4. Непостоянные признаки?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

3.Аргументация своего мнения, учет мнения других.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

2.Фиксация затруднений

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- Продолжим  работу по изучению имени существительного.Прослушайте грамматическую сказку и сформулируйте тему урока.

Сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

(В. Волина)

– О чём идёт речь?

– А как называется изменение по падежам?

- Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока это?

-Запишите тему урока

- Посмотрев на тему, сформулируйте цели  урока?

-О падежах

-Склонение

-«Склонение имен существительных. Падеж»

Записывают дату и тему урока

Цели:

1)вспомнить,как определяются склонения существительных.

2) научиться определять падеж и склонение имён существительных.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация.

5. Обобщение и углубление изученного

Работа в парах

-Запишите названия всех падежей и

 вопросы, на которые они отвечают.

– Сколько вопросов нужно задавать при определении падежа?

-  Почему?

-Что ещё нужно знать, кроме вопросов?

-Вставьте в стихотворение слово кот , определите падеж.

Работа с учебником.

Повторение склонения имён существительных.

- Откройте стр.17 учебника,   прочитайте правило. Упр.288

Проверка:

 - Что вы знали?

 - Что для вас новое?

-Что сначала нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в тексте?

-Обязательно два.

-В некоторых падежах вопросы совпадают.

Отвечают

-Слово кот в стихотворении употребляется во всех падежах.

Работают в парах.

Читают правило на стр.17 и отвечают на вопросы.

Работают с таблице  «Склонение имен существительных»

-Поставить существительное в начальную форму.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), приемами продуктивного чтения. Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

5.Физкультминутка

- Пришло время отдохнуть и заодно проверить, как  усвоен материал.

Лингвистическая разминка.

- Я называю существительное, если

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл.- опускаем.

Вода,изморозь, плач, слава,  дочь ,пень, верность, поклон,девочка, болото, темнота, мышь, папа, женщина.

Выполняют гимнастику.

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

6.Закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

В результате

обучающиеся составляют алгоритм, отвечают на вопросы.

- Но чтобы выполнить данное задание,  составьте алгоритм, в этом вам помогут «Советы помощника»на стр.18

- «Поэтическая минутка»

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Береза», выпишите из него имена  существительные в начальной форме, распределяя их в три столбика таблицы (1 гр.- 1 скл.,2 гр.- 2 скл.,3 гр.- 3скл.)

Проверка.

-Оцените работу своего товарища на листах самооценки по пятибалльной  системе.

Выполняют задание в группах.

Составление алгоритма:

1.Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).

2.Выделить окончание. 3.Определить род.

4.По роду и окончанию определить склонение.

Проговаривают слова согласно алгоритму.

Оценивают работу товарища.

Ставят существительные в начальную форму, распределяют в 3 столбика (1 скл., 2 скл., 3скл.)

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

7.Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Работа с  карточками

1 (базовый уровень)

Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.

Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)

2 (повышенный уровень)

Определите склонение, падеж, выделите окончание у имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.

Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).

Проверка.

- Оцените  свою работу в «Оценочных листах» по пятибалльной системе.

Каждый самостоятельно работает.

Проверяют по эталону.

Самооценка.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

8.Итог урока. Рефлексия

9.Домашнее задание

 - Какую цель ставили на урок?

 - Добились ли  поставленной цели?

Вопросы

-Я повторил на уроке…

-Теперь я могу…

-Особенно понравилось …

-Вызвало затруднение…

-Я ухожу с … настроением.

-Нужно выучить…

- Оцените свою работу на уроке.

 Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Базовый уровень

1.п.39

2.Составьте карточку для

соседа по парте( по 7 слов каждого склонения)

Профильный уровень

1.п.39

2.Напишите сочинение «Зимушка- Зима»

(Укажите склонение имён

существительных)

 - Повторить склонения имен существительных.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...