Служебные части речи. Обобщение. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

систематизировать имеющиеся знания учащихся по разделу «Морфология»; обобщить знания о служебных частях речи, выявив при этом сходные и отличительные признаки друг от друга и от самостоятельных частей речи; формирование умения  разграничивать служебные и самостоятельные части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluzhebnye_chasti_rechi._obobshchenie._7_klass.docx63.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

 

Класс 7         Учитель: Павлова Л.И.

Тема: Служебные части речи. Обобщение.

Цели: 1. Образовательные – систематизировать имеющиеся знания учащихся по разделу «Морфология»; обобщить знания о служебных частях речи, выявив при этом сходные и отличительные признаки друг от друга и от самостоятельных частей речи; формирование умения  разграничивать служебные и самостоятельные части речи. 

  1. Развивающие – на основе использования опоры, развивать логическое мышление учащихся, связную речь, а также внимание и его свойства. 
  2. Воспитательные – через организацию деятельности учащихся на уроке воспитывать аккуратность, самостоятельность, организованность. 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент. Подравнялись, тихо сели,

Мы должны достигнуть цели,

Мы должны работать дружно. Понимать друг друга нужно.

 

2. Введение в тему и цели урока.

  • Объясните лексическое значение слова «обобщение».  
  • Исходя из этого, какая основная цель нашего урока?

 

3. Актуализация опорных знаний. 

  • Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  • Что изучает этот раздел?
  • В какие группы объединяются все части речи?
  • Какие служебные части речи мы изучили?

 

4. Проблемный вопрос. 

  • Определите, какими частями речи являются слова:

         В течении реки                               в течение года

         Сидели рядом                        росли рядом с домом

  • Часто в русском языке трудно определить, какой частью речи является слово. Значит, нам необходим  комплексный анализ слова. Т.о., цель нашего урока заключается не только в том, чтобы обобщить наши знания о служебных частях речи, но и в том, чтобы научиться различать служебные части речи от самостоятельных по их грамматическим признакам.

5.  – Повторим эти признаки, чтобы выделить общее и различное.

  • По каким признакам объединяются слова в части речи?
  • Охарактеризуем каждую служебную часть речи, преследуя нашу цель – увидеть общее и отличительное, как между собой, так и с самостоятельными частями речи.

признаки

предлог

союз

частица

1. лексические

Служит для связи слов в предложении, вместе с окончанием образует формы слова.

Для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.

Для образования форм слов (наклонение глагола, степени сравнения прилагательных, наречий; неопределѐнных местоимений); для придания дополнительных оттенков словам, предложениям.

не имеют самостоятельного лексического значения

2. морфологические

разряды по значению

 

  • пространственные
  • временные
  • причинные
  • целевые
  • образа действия
  • дополнительные

 

 

 

 

 

 

По происхождению

  • производные
  • непроизводные
  • сочинительные (соединительные, противительные, разделительные)
  • подчинительные (временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные)

По строению

  • простые
  • составные
  • формообразующие
  • отрицательные
  • модальные (вопросительные, восклицательные, указательные, сомнительные, уточняющие, ограничительные, усилительные)

Не изменяю тся

3. синтаксические

не явля ются членами предложения

входят в состав членов предложения

 

могут входить в состав членов предложения

 

  • Запишем два предложения:

Проходя мимо прудов, все остановились.

Потапов решил в дом не заходить, а только пройти мимо.

  • Какой частью речи является слово «мимо»? Как будете рассуждать?

Алгоритм:

1. Можно ли заменить другим предлогом, союзом, частицей?

         

           служебная часть речи

 

 

 

 

  • Проверим на данных примерах, справедлив ли данный алгоритм.
  • Что нужно сделать, чтобы отличить служебную часть речи от самостоятельной?

6. Работа с таблицей.

  • Охарактеризуем предлог.
  • Теперь охарактеризуем союз, сравнив его с предлогом.
  • Охарактеризуем частицу, сравнив еѐ с  союзом и предлогом.

-Что же общего между служебными частями речи?

  • Чем они отличаются?
  • А в чѐм отличие служебных частей речи от самостоятельных?
  • Итак, что нужно сделать, чтобы определить, какой частью речи является слово? (нужно проанализировать слово по трём признакам)
  • Если я скажу, что это неизменяемая часть речи, можете ли вы назвать, какую конкретно часть речи я загадала? (нет, т.к. это может быть либо наречие, либо деепричастие, либо одна из служебных частей речи)

7. Закрепление. Тренировочные упражнения.

-Попробуем, опираясь на данные выводы, определить, какой частью речи является слово по некоторым из его признаков.

- Сыграем в игру. Я загадаю слово, а вы отгадайте, какой частью речи оно является:

  • Это неизменяемая часть речи, не является членом предложения, служит для связи однородных членов предложения. (СОЮЗ) Кто согласен? Приведите пример.
  • Это неизменяемая часть речи, разряд по значению – временной, не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства. (ПРЕДЛОГ)Приведите пример.
  • Это неизменяемая часть речи, хотя еѐ неизменяемость условна, поскольку некоторые могут иметь степени сравнения. В предложении является обстоятельством. (НАРЕЧИЕ) 

8. Синтаксический разбор предложения + карточки (индивидуальная работа)

Зазеленели парки, и чувствовалось приближение той радостной и тревожной поры, когда свет не гаснет и по ночам.

- Какое слово в предложении повторилось?  Какой частью речи оно является? Докажите.

9. Итог. Оценивание.

  • Итак, что нужно сделать, чтобы разграничить служебные части речи?
  • А самостоятельные от служебных?

10. Домашнее задание: зашифровать слова так, чтобы по их признакам можно было определить часть речи.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты по теме "Служебные части речи". 7 класс.

Диктанты  повышенной сложности, рассчитанные на классы с углублённым изучением русского языка....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Служебные части речи. 6 класс

Урок закрепления и систематизации знаний  по русскому языку  по учебнику  под редакцией М.М. Разумовской...

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ» (обобщение)

Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи; б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать любовь...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...