Русский язык, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Кузнецова Лада Евгеньевна

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

ЦЕЛИ УРОКА:  
1.Познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида.
2. Формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
3.  Продолжать формировать умения и навыки поисковой и творческой деятельности.
4. Научить использовать ранее усвоенные знания и умения в новой нестандартной ситуации.
     

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Да-нет», карточки для исследовательской работы, семантическая карта)

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

1. Чтение притчи. Создание положительного настроя.

«Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

- Назови, что ты выбираешь из них.

- Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).»

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?

Прежде чем продолжить свое путешествие по стране Знаний, мы вспомним народную мудрость, заключенную в пословицах. Давайте сейчас соберем рассыпавшиеся пословицы и прочитаем их, получив напутствие.

2. Игра «Собери пословицу». Необходимо найти пару, прочитать полученное предложение.

(не поклонясь до земли)         мастером не будешь          

(не надсадя пупка)                   и грибка не подымешь

(не испортив дела)                  не отрубишь дубка

 

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Не отрубишь дубка, не надсадя пупка.    

Не испортив дела,  мастером не будешь. 

- Какое напутствие из пословиц мы прочитали? (эти пословицы о труде, они учат нас не лениться, терпение и усердие помогут сделать что-то полезное)

- Посмотрите внимательно, что ещё сближает эти пословицы? (наличие в каждой пословице деепричастий)

- Запишем в тетрадях число и классная работа.

- Итак, о какой части речи сегодня мы будем говорить? (о деепричастии)

- Да, сегодня мы будем говорить о деепричастии. Прежде чем определить тему урока, её цели, повторим теоретические сведения о деепричастии.

- Перед вами лежат листы оценивания. В ходе урока вам предстоит вносить отметки о выполнении своей индивидуальной и парной работы.

3. Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме.

1) Игра  на повторение «Да-нет» У каждого листок для ответов, лист контроля и критерии оценивания. 

- Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».

№ утверждения

 Да

Нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Деепричастие – это служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает добавочное действие.

3. Деепричастие образуется от глагола.

4. Деепричастие  образуется с помощью суффиксов.

5. Деепричастие – изменяемая часть речи.

6. Деепричастие «прищурясь» - несовершенного вида.

7. Деепричастие в предложении является определением.

8. Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

9. Деепричастия с частицей НЕ пишутся раздельно.

10. Деепричастие «крикнув» - совершенного вида.

1-нет, 2-да, 3- да, 4-да, 5-нет, 6-нет, 7-нет, 8-да,  9-да,  10-да

Взаимопроверка. Слайд с правильными ответами. Оценивание работы по критериям:

Оценка в лист контроля. 

0 ошибок – «8»

1 ошибка – «7»

2 ошибки – «6»

3 ошибки – «5»

4 ошибки – «4»

5 ошибок – «3»

6 ошибок – «2»

7-10 ошибок – «1»

- Записать в лист контроля балл (поставить оценку).

- Поднимите руки, кто написал на «8», «7»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.

4. Постановка целей и задач урока

- Какое утверждение вызвало затруднение? О чем это говорит?

-Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд)

Деепричастие совершенного и несовершенного вида

- Сформулируйте цель урока. (Слайд)

Познакомиться с образованием  ………. (деепричастий сов.в и несов.в)

Развивать умение правильно ………  (образовывать деепричастия от глаголов)

-Для чего и где пригодится эта тема? (чтобы избежать грамматических ошибок; при употреблении в речи, написании сочинений, изложений)

- Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Деепричастие». Запишите в тетрадь тему урока «Деепричастие совершенного и несовершенного вида»

5. Знакомство с новой темой.

- Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида? (вопросом, суффиксом)

- Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. Что при образовании следует учитывать? (вид глаголов). Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Глагол, вид

Вопрос деепричастия

Деепричастие, вид

кричат -

улыбаются -

выскочить -

замахнуться -

испечь -

прищурятся -

 -У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс.

- От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несов.в., а сов.в.

Вывод: Деепричастия несовершенного вида образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов – -а, -я, а деепричастия совершенного вида образуются от основ неопределённой формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов - -в, -вши, -ши или от основы будущего времени некоторых глаголов с помощью суффиксов – -а, -я.

Сделаем выводы и составим опорную таблицу. Опорная таблица (составляем)

Суффиксы деепричастий

Несовершенный вид

(что делая?)

Основа глаголов наст.в.

-А, -Я,

Совершенный вид

(что сделав?)

Основа глаголов в н.ф.

(основа буд.в.)

-В, -ВШИ, -ШИ

(-А, -Я)

- Теперь мы должны проверить свои знания. Работа в парах: проверьте друг у друга правило «Правописание суффиксов деепричастий». Спрашиваю 1 человека.

Оцените себя на данном этапе урока в листе контроля. 

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Но следует иметь в виду следующее….

Вплоть до 18 века в русском языке деепричастия образовывались с помощью суффиксов -учи,-ючи, -ши. Сейчас эти суффиксы почти не употребляются, но связь времен в языке не утрачивается. Сохранились формы слов:

будучи (быть)

играючи (играть)

6. Закрепление материала.

Выполнение заданий у доски – (спросить 2 человек)

Задание 1. Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного

и совершенного вида.

Образуйте деепричастия от глаголов (-а, -я). Выделите суффиксы деепричастий.

Шептать -

возвращаться -

воевать -

улыбаться -

Образуйте деепричастия от глаголов (-в, -вши, -ши). Выделите суффиксы деепричастий.

Закончить -

порезаться -

запыхаться -

вынести -

Задание 2.  В тексте найти деепричастия, определить вид.

В Аксу-Джабаглинском заповеднике, высоко в горах, живёт снежный барс.

Однажды, спасаясь от барса, медведь взобрался на скалу. Но барс, прыгнув, схватил его.

После обеда он отдыхает. Иногда барсы, встав на задние лапы, начинают играть,

задевая друг друга.

Барс охотится в сумерках и ночью. Затаившись, он в удобный момент

бросается на жертву.

 - Пришло время проверить друг друга. Взаимопроверка. Оценка в лист контроля. 

Оценивание работы по критериям: (найдено пять деепричастий + у каждого слова правильно определен вид)

0 ошибок – «8»

1 ошибка – «7»

2 ошибки – «6»

3 ошибки – «5»

4 ошибки – «4»

5 ошибок – «3»

6 ошибок – «2»

7-10 ошибок – «1»

6. Творческая работа: наблюдение за процессом и составление текста.

- Часто ли вы употребляете в речи деепричастия?

- Какова роль деепричастий в речи? (они помогают дорисовать основное действие, конкретизируют, уточняют действие).

Задание парам: наблюдая за процессом, происходящим на экране,

запишите слова со значением основных и добавочных действий.

Затем составьте небольшой рассказ на тему «Однажды».

Просмотр видеоролика журнала «Ералаш», «Однажды».

- Пришло время проверить, что у вас получилось (слушаем 1-2 учеников).

- Оцените свою работу за творческое задание, занесите оценку в лист контроля.

7. РефлЕксия.

- Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я теперь могу…

5 Я научился…

6. У меня получилось…

7. Мне захотелось…

8. Я попробую…

9. Я смог …

10. Урок дал мне для жизни…

8. Домашнее задание.

1 уровень (до 5 баллов): выучить таблицу «Суффиксы деепричастий»,  упр. 204 (по заданию), 10 слов.

2 уровень (до 7 баллов): выучить таблицу «Суффиксы деепричастий», упр. 207 (по заданию), 10 слов.

3 уровень (до 9 баллов): выучить таблицу «Суффиксы деепричастий»,  напишите мини-сочинение «Снегопад», используя деепричастия несов.в и сов.в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...