Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка по русскому языку на тему: "Жанры официально-делового стиля"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
по русскому языку на тему:
«Жанры официально-делового стиля речи»
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Форма урока: деловая игра.
Цели: 1) учебные: - научить применять официально-деловой стиль в практической жизнедеятельности;
- дать представление об особенностях делового общения;
- познакомить студентов с основными разновидностями деловой документации и с правилами ее оформления;
2) развивающие: - показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни;
- развивать умения и навыки, связанные с составлением и грамотным оформлении деловых бумаг, а также - умение правильно выражать свои мысли в письменной и устной речи;
- развивать коммуникабельность и коммуникативную культуру.
3) воспитательные: - воспитывать культуру речи и бережное отношение к слову.
Оборудование урока: - раздаточный материал с образцами написания и оформления деловых документов;
- экран, проектор.
Литература: 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. : учебник ФГОС / Шубукина Л.В. – Москва : Просвещение, 2019.
2. О. П. Сологуб. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов: учебное пособие, - М., Омега-Л, 2012.
3. Воителева Т.М. Русский язык: орфография, пунктуация, культура речи. : учебно-практическое пособие / Воителева Т.М., Тихонова В.В. – Москва : КноРус, 2019. – 219 с. ISBN 978-5-406-06436-8.
План урока: 1. Организационный момент 5 мин.
2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала). Мотивационный момент. 5 мин.
3. Закрепление изученного материала.
Деловая игра «Устные жанры официально-делового стиля речи». 35 мин.
4. Закрепление изученного материала: Деловая игра «Письменные жанры официально-делового стиля речи». 40 мин.
5. Подведение итогов занятия 3 мин.
6. Домашнее задание. Самостоятельная работа. 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала). Мотивационный момент.
Русский язык един для всех говорящих на нём. Но в этом единстве заключена его великая пестрота и многообразие. Одно дело - непринуждённый разговор между хорошо знакомыми людьми, совсем другое - школьное сочинение, или научная статья, или заявление, выступление на собрании, дневник, который человек ведёт для себя и т.д.
Какова задача, таков и слог речи. Таким образом, получается, что наш язык многофункционален, и ему свойственны, по крайней мере, 5 функциональных стилей.
Кстати, многофункциональность - это показатель, свидетельство богатства языка, это высшая ступень его развития.
Стили - своеобразные регистры языка, позволяющие переключать его с одной тональности на другую. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, в точных и строгих словах начертать законы, прозвучать лёгкими прелестными стихами или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.
На сегодняшнем занятии мы обратимся к одному из пяти функциональных стилей - официально-деловому стилю речи, познакомимся с некоторыми устными и письменными его жанрами, а также с некоторыми видами официальных документов и правилами их оформления.
Но прежде чем приступить к изучению темы занятия, давайте вспомним:
- Какие стили речи существуют в языке?
- В каких сферах мы используем тот или иной стиль речи?
- Каковы особенности официально-делового стиля речи?
- Назовите устные жанры официально-делового стиля речи.
- Назовите письменные жанры официально-делового стиля речи.
III. Закрепление изученного материала.
Деловая игра «Устные жанры официально-делового стиля речи».
Как мы выяснили, официально-деловой стиль может реализовываться как в устной, так и в письменной речи. Давайте познакомимся с основными особенностями устного воплощения этого стиля – деловой беседой, в том числе и непосредственно, обратимся к беседе медработника с пациентом.
1. Деловая беседа.
Деловое общение может быть как письменным, так и устным.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.
Устные виды делового общения некоторые исследователи подразделяют на "монологические" и "диалогические" и к монологическим относят: приветственную речь, рекламу, информационную речь, доклад (на заседании, собрании). Жанры, основанные на диалоге, - это разговор, беседы, интервью, дискуссия, переговоры, совещание, пресс-конференция и т. д.
Деловая беседа, таким образом, относится к устному диалогическому виду общению. Деловая беседа – это разговор, целью которого является решение важных вопросов, рассмотрение предложений о сотрудничестве, подписание важных документов.
В деловой беседе могут быть выделены следующие этапы:
- Приветствие, обращение собеседников друг к другу.
- Постановка вопроса, проблемы, просьбы, высказывания предложения одной из сторон.
- Активное слушание и обмен информацией.
- Выдвижение идей, версий, гипотез решения проблем.
- Нахождение оптимального способа решения проблемы, задачи.
- Принятие решения.
- Завершение общения (пожелания взаимных успехов, высказывание о намерениях на будущее и т.д.).
В ходе беседы необходимо руководствоваться определенными правилами речевого этикета, такими как:
- Там, где это возможно и уместно, здоровайтесь за руку.
- Если вы сидите за рабочим столом, а к вам зашел посетитель, то в этот момент лучше выйти из-за стола и пригласить его сесть.
- Начав разговор, поинтересуйтесь личными делами, проблемами, которые волнуют собеседника.
- Не хмурьтесь, улыбнитесь, будьте открыты с собеседником.
- Избегайте фраз: “...меня это не интересует...” и “А у меня на этот счет другое мнение...”, “Я бы хотел вам напомнить...”
- Ищите “зону общих интересов”, то, что может вас сблизить с собеседником.
- Постарайтесь уступить собеседнику в мелочах, но в решении главной проблемы убедите собеседника в целесообразности вашего подхода, вашей точки зрения.
- Заканчивайте деловой разговор на такой ноте, фразе, чтобы перекинуть мостик на последующую встречу.
- Постарайтесь, чтобы собеседник ушел от вас с хорошим настроением.
А сейчас студенты нашей группы продемонстрируют пример деловой беседы при приеме на работу в больницу.
2. Деловое общение медицинского работника и пациента.
А теперь обратимся к разновидности деловой беседы – общению медсестры с пациентом. Знать особенности построения и ведения такого диалога необходимо в вашей будущей профессии. Как вы думаете, какое здесь будет основное правило?
Общение медработника и пациента носит тоже официальный характер и является таким же воплощением официально-делового стиля и является разновидностью деловой беседы. Рассмотрим, какие требования предъявляются к речи медицинского работника.
- Уважительная оценка личности пациента куда входят, прежде всего, уважение пациента как независимой личности, желание дать теплый фон беседе, подчеркнутое внимание к собеседнику.
- Открытость, откровенность, готовность высказать свое личное мнение.
- Эмпатичность, то есть готовность принять полностью чувства, мысли, заботы, желания другого, умение выразить это переживание в процессе беседы.
- Доходчивость и полнота информации, то есть то, что медработник говорит пациенту, должно быть выражено в предельно понятной для него форме.
- Умение слушать, что является одним из важнейших компонентов общения.
Различают два вида слушания:
• Нерефлекторное
• Рефлекторное
Нерефлекторное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. В зависимости от ситуации в процессе нерефлекторного слушания может быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Иногда нерефлекторное слушание бывает единственно возможностью общения, поскольку собеседник эмоционален, возбужден и хочет выговориться.
Рефлекторное слушание состоит в том, чтобы не только слушать, но и реагировать на речь собеседника. Это так называемое «активное» слушание, потому что слушающий более активно использует словесную форму для понимания собеседника.
Различают такие приемы рефлекторного слушания, как
- Выяснения – это обращение к говорящему («Пожалуйста, уточните», «В этом и состоит проблема», «Правильно ли я поняла?»)
- Перефразирование, когда слушающий формулирует мысль собеседника иначе, короче, точнее, яснее («Вы хотите сказать, что…», «Другими словами, вы считаете…», «Вы думаете»)
- Отражение чувств, то есть умение прочувствовать настроение и эмоционально состояние пациента и показать это ему («Я вижу, что вы переживаете», «Мне кажется, вы напуганы», «Прошу вас не переживайте,давайте успокоимся»)
Знали ли вы о таких приемах?
Более подробно по этой теме в видеоролике об особенностях общения медсестры с пациентом.
Просмотр ролика №1.
А сейчас студенты нашей группы продемонстрируют пример корректной и грамотной деловой беседы медсестры с пациентом.
Еще одной разновидностью делового общения является телефонный разговор.
3. Телефонный разговор.
Телефонный разговор – это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников.
Обратимся к основным правилам ведения телефонного разговора.
Просмотр ролика №3.
IV. Письменные жанры официально-делового стиля.
Итак, мы с вами познакомились с устными жанрами официально-делового стиля, теперь перейдем к письменным жанрам. В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов. Сегодня мы научимся работать с разного рода деловыми документами в ходе нашей деловой игры.
Но для начала давайте вспомним, какие виды деловых бумаг существуют.
На экране сейчас будут появляться разные документы, ваша задача определить их вид.
Резюме - это краткая информация о себе как специалисте: об образовании, специальности (квалификации), профессиональных достижениях, трудовой биографии, а также о своих целях в поиске работы.
Заявление – официальное обращение лица в учреждение или к должностному лицу в целях реализации его права или законного интереса.
Объяснительная записка – сообщение, предоставляемое должностному лицу и поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие и т.п.
Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие (чаще всего получить что-то).
Деловое письмо – документ, который служит средством общения между учреждениями, частными лицами и учреждениями. Письма являются самым распространенным способом обмена информацией, они составляют большую часть входящих и исходящих документов любого учреждения.
Группа делится на 5 подгрупп. Для каждой подгруппы предлагается ситуация из будущей профессиональной деятельности учащихся или из нынешней студенческой жизни. Каждая ситуация будет предполагать написание какого-либо делового документа. Учащимся необходимо будет познакомиться с памятками по составлению документа и сконструировать этот документ, опираясь на образец. Затем представитель от каждой группы представляет свою ситуацию, рассказывает о структуре своего документа и зачитывает получившееся.
Группа 1. Резюме.
Ситуация: Выпускник медицинского колледжа устраивается на работу в престижную клинику и ему необходимо предоставить руководству правильно и грамотно оформленное резюме.
Задание: Опираясь на образец и памятку, рассказать о структуре резюме, составить резюме на одного из студентов подгруппы.
Приложение 1.
Группа 2. Заявление.
Ситуация 2: Студент Оренбургского медицинского колледжа хочет отпроситься с занятий.
Задание: опираясь на памятку и образец, рассказать о структуре заявления, составить заявление от имени одного из студентов группы.
Приложение 2.
Группа 3. Объяснительная записка.
Ситуация: Студент Оренбургского медицинского колледжа провинился, пропустив занятия по неуважительной причине. В объяснительной записке он должен объяснить причину своего проступка.
Задание: рассказать о структуре объяснительной записки. От имени одного из студентов подгруппы написать объяснительную записку о причине пропуска занятий.
Приложение 3.
Группа 4. Доверенность.
Ситуация: После окончания колледжа вы работаете в лаборатории, выполняющей медицинские анализы. К вам обращается родственник пациента, который накануне сдал в вашей лаборатории кровь на анализы и который не может сам явиться за результатами. Однако вы не имеете права выдать результаты анализов третьим лицам без доверенности от пациента.
Задание: рассказать о структуре доверенности, составить доверенность от имени одного участника группы на имя другого.
Приложение 4.
Группа 5. Деловое письмо.
Ситуация: Вы занимаете должность заместителя главного врача по организационно-методической работе одной из больниц города, в которой в скором времени будет проводиться круглый стол по актуальным вопросам современной медицины. Вам необходимо направить деловое письмо в клинику, с которой вы сотрудничаете, с приглашением на это мероприятие.
Задание: рассказать о структуре делового письма, составить текст делового письма от имени одного из участников группы.
Выступления представителей групп с получившимися текстами деловых документов.
VI. Подведение итогов занятия.
- Полезен ли для вас наш сегодняшний урок?
- Считаете ли вы правильным использование стандартизированных форм документов, деловых бумаг в обиходе?
- Будут ли документы, оформленные в произвольной форме, иметь юридическую силу?
- С какими документами вы можете столкнуться в будущем в своей работе?
VII. Домашнее задание.
Конспект лекции. Власенков А.И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник ФГОС – М.: Просвещение, 2019. Упражнение № 473. |
Самостоятельная работа: Проработка материала и подготовка сообщений на тему: «Культура делового общения (устная и письменная формы)». |
Приложение 1
Памятка по составлению резюме
Главная цель резюме – привлечь к себе внимание работодателя, создать у него благоприятное впечатление и получить приглашение на личную встречу с ним или его представителем.
Правила составления резюме:
- Краткость (не более 2 страниц машинописного текста)
- Аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, чётко, на хорошей бумаге)
- Правдивость (не включайте в резюме ложную информацию, но правильно расставляйте акценты).
Структура резюме
1. Заголовок (фамилия, имя, отчество)
2. Цель в поиске работы
3. Основные личные данные
4. Образование
5. Опыт работы
6. Дополнительная информация
Резюме
Иванова Анастасия Сергеевна
Вакансия: медицинская сестра.
Личные данные:
Адрес: 460026, г. Оренбург, ул. Уральская, 4, тел. дом 55-14-55,
сот. 98-00-00.
Дата рождения: 16.04.1987 г.
Семейное положение: не замужем, детей нет.
Образование:
1994-2002 г.г.: лицей № 3 г. Оренбурга с углубленным изучением русского языка и литературы
2002-2006 г.г.: Оренбургский медицинский колледж ОРИПС – филиала СамГУПС.
Опыт работы:
2003 г. – вожатая в детском оздоровительном лагере «Зарница».
Должностные обязанности: организация детских мероприятий. Проведение игр, праздников, экскурсий, контроль за дисциплиной.
2005 г. – медсестра-практикант в Оренбургском госпитале ветеранов войн.
Должностные обязанности: проведение медсестринских манипуляций, оказание доврачебной помощи, неотложной помощи.
Дополнительные сведения:
ПК – уверенный пользователь, знание оргтехники, грамотная устная и письменная речь, знание английского языка – базовый уровень.
Личные качества: добросовестность, целеустремленность, коммуникабельность, ответственность, энергичность, способность к обучению, стрессоустойчивость.
Приложение 2
Памятка по составлению заявления
Структура заявления:
- наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже или наименование учреждения в винительном падеже с предлогом в);
- наименование заявителя (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога от, должность или домашний адрес);
- наименование документа;
- текст просьбы (прошу разрешить, допустить; прошу Вашего разрешения на зачисление, на выезд и т.п.);
- обоснование просьбы (ввиду того что, учитывая и т.п.);
- дата, подпись.
Заведующей отделением
«Сестринское дело»
Ивановой И. И.
студентки 19-СД-2 группы
Александровой Н. В.
заявление.
Прошу освободить меня от занятий 18.09.2019г. по семейным обстоятельствам.
17.09.2019 Подпись
Приложение 3
Памятка по составлению объяснительной записки
Структура объяснительной записки:
- наименование адресата (должность, фамилия, инициалы в дательном падеже);
- наименование автора (фамилия, имя, отчество в родительном падеже без предлога от, должность);
- наименование документа;
- сообщение о факте, происшествии;
- объяснение причин происшедшего (в связи с тем, что…; так как…; по причине…; поскольку…);
- дата и подпись.
Заместителю директора по УР
СПО (ОМК)
Тупиковой Н. Н.
студента 19-СД-2 группы
Петрова И. Н.
объяснительная записка.
Довожу до вашего сведения, что пропустил занятия 20.10.2014 по причине плохого самочувствия и визита к врачу.
22.10.2014 Подпись
Приложение 4
Памятка по составлению доверенности
Структура текста доверенности:
• наименование документа (пишется в центре строки);
• текст (ФИО, паспортные данные того, кто доверяет и эти же данные того, кому доверяют);
• дата (слева), подпись (справа);
• заверение документа.
Доверенность
Я, Петрова Виктория Игоревна, паспорт 5303 085544, выданный Отделом внутренних дел Дзержинского района г. Оренбурга 23.09.2008 г., доверяю получение стипендии за декабрь 2014 г. Алексеевой Ольге Владимировне, паспорт 53303 478596, выданный Отделом внутренних дел Дзержинского района г. Оренбурга 16.05.2008г.
27.11.2014 Подпись
Приложение 5
Памятка по составлению делового письма
Структура текста делового письма:
1. В правом верхнем углу – название организации – адресата, фамилия, имя, отчество руководителя (адресата).
2. В левом верхнем углу – название организации-адресанта (от кого направляется письмо).
3. Повод, по которому направляется письмо.
4. Обращение к адресату.
5. Изложение основного содержания: суть проблемы, система доказательств, предложения.
6. Выражение признательности.
7. Дата.
8. Подпись.
Языковые формулы, употребляемые в текстах деловых писем
Фрагмент делового письма | Языковые формулы |
Начало письма | Уважаемый NN Уважаемые коллеги Господин директор Уважаемая редакция |
Продолжение письма | Согласно предварительной договоренности… В соответствии с контрактом… В связи с… В связи с возникшими непредвиденными обстоятельствами В ответ на Ваше письмо от… |
Отправка документа | Направляем к Вам… Высылаем Вам программу… |
Просьбы | Будем признаетльны, если Вы… В порядке оказания методической (научной, технической) помощи просим Вас… |
Сообщения, извещения | Сообщаем Вам, что… Извещаем Вас, что… Мы хотим сообщить, что… Обратите, пожалуйста, внимание, что… Ставлю Вас в известность, что |
Выражение надежды | Рассчитываю на наше с Вами плодотворное сотрудничество. Мы рассчитываем на Ваше внимание к вопросу. |
Слова, завершающие деловое письмо | С наилучшими пожеланиями… С искренним чувством уважения и признательности… С уважением… |
ГАУЗ «ГКБ им. Н. И. Пирогова» г. Оренбурга Пр. Победы, 140В Тел. 75-71-77 5.06.2014г. | Заместителю директора по УР СПО (ОМК) Тупиковой Н. Н. |
О проведении II Межрегиональной
конференции «Наука, медицина, инновации»
Уважаемая Наталья Николаевна!
Приглашаем Вас посетить II Межрегиональную конференцию «Наука, медицина, инновации», которая состоится 18.12.2019г. по адресу г. Оренбург, пр. Победы, 140 В. Регистрация участников начнется с 10:00 ч. Просим Вас подтвердить свое присутствие на конференции до 12.12.2019г.
Заместитель главного врача по Подпись
организационно-методической
работе
Иванова И. И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»
Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...
