Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку
методическая разработка по русскому языку

Елена Николаевна Неведрова

Интеллектуально-познавательная игра

по русскому языку                                                        

Сценка «Загадочный сундук».

Ребята, слово может быть волшебным, ласковым, добрым, а может быть,  злым, холодным.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай,как бы им не ранить того,

Кто слушает тебя.

Стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».

 

Наша сегодняшняя игра посвящена русскому языку, его роли в нашей жизни, ведь чем больше мы будем знать о нём, тем больше мы будем его любить. У нас есть 2 команды, но у них нет названий. Это и будет нашим первым заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualno.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная игра

по русскому языку                                                        

Сценка «Загадочный сундук».

Ребята, слово может быть волшебным, ласковым, добрым, а может быть,  злым, холодным.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай,как бы им не ранить того,

Кто слушает тебя.

Стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».

Наша сегодняшняя игра посвящена русскому языку, его роли в нашей жизни, ведь чем больше мы будем знать о нём, тем больше мы будем его любить. У нас есть 2 команды, но у них нет названий. Это и будет нашим первым заданием.

  1. Задание 1

Придумайте названия команде. А девиз соберите из отдельных слов.

Перед вами 2 пакета, в каждом из которых находятся разрезанные названия команд и девизы. Нужно собрать названия и представить команду.

(«Знатоки» «Всё разведать, всё узнать, лёгких тропок не искать» и «Умники» « Гореть самим, зажечь других, быть впереди – и точка»).

2. Разминка. Вопросы командам по очереди:  

1) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у  человека не 2 ноги,а больше?( бежать со всех ног).  

2) Есть ли ноги у  газеты, книги?( вверх ногами).

1) Сколько раз ходил старик к морю в сказке А.Пушкина, чтобы рыбка выполнила пожелание старухи?(5 раз)

2) Сколько лет работал старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»?(33 года)

1) В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски-их называли гривнами. Если вещь стоила меньше чем брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание: вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Рублём).

2) При Иване Грозном были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Копейка).

1) Сколько минут надо варить яйцо, сваренное вкрутую? (Его не надо варить, оно уже сварено).

2) Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли сказать, ожидать,что через 24 часа будет солнечная погода? ( Нет, через 24 часа будет ночь).    

3 задание.Собери пословицу.

Пословицы-это народные изречения. Они отражают духовный облик народа,стремления и идеалы, суждения о разных сторонах жизни. Сейчас вам предлагается поработать с пословицами. Начало и конец пословицы перепутаны. Вам нужно её собрать.

1. Слово пуще       стрелы разит.

2. Говорил день до вечера,  а слушать нечего.

3.Доброе слово лучше         мягкого пирога.

4. За худые слова  слетит и голова.  

5. Человеческое слово          острее стрелы.

6.Ветер горы разрушает,          а слово народы поднимает.

7. Лишнее говорить-       себе вредить.

8. От одного слова-     да навек ссора.        

4.Задание    И еще,ребята, задание: угадайте пословицу по описанию:

1. Спелый плод фруктового дерева под влиянием силы притяжения Земли опускается рядом со своим предком. ( Яблочко от яблони недалеко падает).              

 2. По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. ( После драки кулаками не машут).        

5 задание. Мы назовём его «Черный ящик».

Здесь лежат предметы ,которые вы должны узнать по описанию.

1) Из-за него начинается вражда. Когда тесно, ему негде упасть.(яблоко)  2)Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью.(хлеб).

3)  Глупый человек будет искать её в стоге сена. Кто волнуется,будет на них сидеть.

4)  Её нужно съесть 16,38 кг.,чтобы узнать человека. Давным-давно она была на вес золота.(соль).

Вам понравилось? Давайте продолжим.

5) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это?

6) Не цветы, а вянут, не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди.(уши).

7) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают слова и деньги.( ветер).

8) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться. (язык).    

 Молодцы, ребята.    Сегодня мы с вами говорим о русском языке, красоте и силе русского слова. А нередко встречаются ситуации, когда люди не могут четко выразить свои мысли. Как это бывает, нам покажут ребята в  мини-сценках.  «В трамвае», «Пожар», «Нормально».

Вывод:Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых ,правильных слов.    

  1. Задание.  Мы предлагаем вам творческое задание. Составьте рассказ, все слова которого начинались бы с буквы К. Например: «Котенок». Коля кинул котенку клубок. Котенок кинулся к клубку. Клубок катится к корзинке. « Кис- кис»,- крикнула Катя. Катя кинула котёнку кусок колбасы.  Котёнок кусает колбасу.    (О, П)

А пока команды работают, объявляется физкультминутка для болельщиков. Нужен или не нужен ь в словах, которые я буду произносить. Если нужен, вы должны встать, а если нет- остаться на месте.  ( Сторож, молодежь, камыш, рожь, ночь, грач, этаж, глушь, тишь, грач, нож, мышь, туч).

А теперь ответьте на вопросы:

Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой? (тень)

Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится.(яма)

Какой болезнью никто на земле не болел? (морской).

Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

Каким поясом не подпояшешься? (климатическим).

И ещё полминутки для шутки.

Как вы думаете,как правильно сказать?

1. У рыб нет зуб?

2. У рыбов нет зубов?

3. У рыбей нет зубей?

Правильный ответ: у рыб есть зубы.

Проверим, как команды справились с творческим заданием.

7. Задание.А теперь конкурс капитанов (можно советоваться с командой).Вам предлагается вспомнить устаревшие слова. Я буду называть слова, а вы будете показывать те части тела, которые они обозначают.

1.чело (лоб), 2 уста (губы),

3.ланиты (щёки),

4.очи (глаза),

5.десница (правая рука),

6.выя (шея). Молодцы, ребята.  

8. Задание. И теперь последнее задание командам, болельщики тоже могут им помогать. Это что за ералаш, тут из слов сварили кашу, Посоветую я вам, всё расставить по местам.

Узнайте слово   (это будут названия профессий): СТАРУЖЛИН (журналист), КОХУДЖИН (художник), ТЕРАПАЛЬПЕДОВ(преподаватель), АЛЕРБИНА (балерина), ЦЕПРАДОВ (продавец), ФЁРОШ (шофёр).

А теперь пора подвести итоги. Мы предоставляем слово жюри. А в заключение игры мы хотим вам пожелать беречь наш великий русский язык и даём совет: Поосторожней со словами,

Они и ранят, и казнят,

Они порой в душе, как камень,

Никем не убранный, лежат.

Поосторожней со словами:

Ведь словом можно и убить…

Прервав, как робкой свечки пламя,

Чужой судьбы живую нить.

Поосторожней со словами:

Всё то, что высказано зря,

Как бумеранг придёт с годами,

В груди раскаяньем горя.

Поосторожней со словами:

В словах-завет, в словах- запрет.

В словах всегда живем мы сами,

А жизнь – одна… Дублёра- нет!

       Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная программа Люблю березку русскую!

Внеклассное мероприятие для начальных классов.Цели: Научить видеть необычное в привычном; обогащение словарного запаса; развить познавательный интерес к окружающему миру; воспитать нравственное поведе...

Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»

Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку  в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...

Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку.

Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку....

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности «Изучаемый английский язык» для 5 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...