Повторение изученного по теме «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Предыбайло Елена

Авторы программы –  Т.А.Ладыженская, учебника – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: повторение 

Цели урока:

•      углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках;

•      развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект42.36 КБ

Предварительный просмотр:

.

Тема:        Повторение изученного по теме «Глагол»

Авторы программы –  Т.А.Ладыженская, учебника – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: повторение  

Цели урока:

•        углубить знания о глаголе как части речи, о его морфологических признаках;

•        развивать умение употреблять глаголы в речи, мотивацию к аналитической деятельности.

           

Планируемые результаты:

Личностные:

•        Воспитывают чувства патриотизма, любви к родному языку, бережного отношения к своему здоровью;

•        Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

•        Развивают орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

•        Формируют устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

•        Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

•        Осознают качество и уровень усвоения материала.

•        Проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

•        Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

•        Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глагола и его признаков.

Коммуникативные:

•        С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

•        Устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.

Предметные: определяют глагол по его морфологическим признакам, определяют грамматическую форму глагола; применяют правила написания Ь в глаголах 2 лица ед.ч. наст. и буд.времени; используют приемы получения информации; объясняют языковые явления.

Понятия: часть речи, глагол, морфологические признаки.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка.

Проблемная ситуация:  на доске написаны глаголы;

в некоторых есть явные ошибки.

Украсит, стелит, уберать, вытер, береч, слышишь,  веселиться,

Учитель:

У Пети учитель проверил диктовку,

Отметил плохую его подготовку.

Найди все ошибки, исправь, объясни

И в наших тетрадках их не повтори!

Задание.  Запиши правильно, выдели опасное место в словах.

- В какой морфеме (части слова)  возникла орфограмма?

( В окончании. корне)

Предположите, какова будет тема урока?

Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

Анализ объектов с целью выделения действий; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

III. Формулирование темы и целей урока.

На  слайде представлена схема:

– Сформулируйте тему урока. Назовите ключевые слова урока.

Ключевые слова: глагол, спряжение, личное окончание, безударная буква, правописание

Какую цель мы с вами поставим?

 (Повторит глагол .)

Знаете ли вы, что….

По частоте употребления глагол  занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Вот об этой части речи сегодня мы  и будем говорить, повторим изученный  нами материал ,вспомним морфологические признаки глагола, его грамматическое значение.

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.2. Формулировать вопрос (тему) урока.3. Планировать деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

IV. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Грамматические, морфологические  признаки

У – Посмотрите на предложение.  Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом

Синтаксический разбор

Наступила3 весна, и почки на деревьях набухают.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования.

V. Обобщение и углубление изученного.

Повторим теорию

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II

1. Игровое задание по группам «Собери пазлы»

                         

 Из кусочков собери схему спряжений глаголов

 

         I спр.                                        II спр.

1) два глагола на ить                1) на ить (кроме брить, стелить);

(брить, стелить);                2) четыре глагола на ать (держать, дышать,

 2) все остальные глаголы:        слышать, гнать);

на ать, ять, оть,                3) семь глаголов на еть (терпеть, вертеть,

уть, ыть, еть.                обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть,

                                смотреть).

   Понаблюдайте за действиями Золушки и распределите глаголы на 2 группы: 1 и 2 спряжение.

 

(видеофрагмент из кинофильма «Золушка»)

- В каких формах глаголов мы увидим личные окончания?

 (В глаголах настоящего и будущего времени 1,2, 3 лица)

 2. Давайте вспомним, какие  бывают личные окончания?

Задание: В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

 1                        2         3        4            5        6        7

И  И        И  И        Е        Е        Е Е         И         Е

ВЫВОД: возникает выбор букв Е/И, во мн.ч. У(Ю) или -А(Я)

При каком условии пишем И, при каком Е?

Поиск и выделение информации;

синтез как составле-ние целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприя-тия чужой оценки (Р)

Умение делать обобщения (синтез).

Формирование осознания границ собственного знания и незнания (Л)

Структурирование знаний (П)

Фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситу-ации затруднения (Р)

VI. Развитие

 учебно-языковых

и правописных

   умений.

Цифровой диктант

Глаголы совершенного вида – 1, несовершенного – 0.

1.        Гулять

2.        Мечтать

3.        Придумать

4.        Подпрыгнуть

5.        Любить

6.        Писать

7.        Учиться

8.        Прибежать

- 00110001

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (3 мин)

2. Игра «Кто быстрее»

1 вариант

Пахуч         лечь                    

беречься                            

ночь                                

хочешь  много задач        

меч          

2 вариант            

                           

 Зап_рет, соб_раю, зам_рли, нат_рать, бл_стит, перест_лает, оп_рается,

 Работа в группах

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

проснется ( проснуться) сов.в, буд.вр

поделись (поделиться) сов.вид, прош.вр

вернется (вернуться) сов.в, буд вр

запляшут (сов.в, буд вр

запиликает сов.в, буд вр

начинается несов. в, наст вр.

Почему некоторые глаголы не имеют форму настоящего времени? (глаголы  совершенного  вида не могут образовать настоящее время)

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Среди перечисленных глаголов найдите возвратный:

А) брить

Б) умыться

          В) встать

          Г) позавтракать

 6. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:  

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

7. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении:    

                Царь Гвидон  зовёт их в гости, их он кормит и поит.

         А) прошедшее

         Б) настоящее

         В) будущее

Ключи:  1-Б

               2-Б

               3-Б

              4-В

             

              5-В

              6-Б

7 правильных-«5»

5-6-«4»

4-«3»

1-3- «2»

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать  информацию из одной формы в другую (текст, схему в алгоритм).

3. Анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VII. Итог уроков.

–  Какие умения развивали на уроке?

– Чему учились на уроке?

 (определять спряжение глагола, умение видеть личное окончание глагола, умение найти опознавательный признак орфограммы, писать правильную букву в личном окончании глагола)

- Что было интересно на уроке?

Кто успешно справился с заданием?

- У кого были трудности?

-Над чем стоит ещё поработать?

- Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Самоконтроль «Шкала знаний»

Мы повторили и обобщили изученное по теме «Глагол», поэтому  в  шкале знаний поставьте себе оценку в зависимости от того, умеете ли вы определять спряжение глагола, чтобы написать нужную букву.

VIII.  Домашнее задание.

1. Знать правила на стр. 154 -155

2. Упр.596

 (Обратить внимание на то, что списывать упражнения не надо) 

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

Тест.

1.        Глагол -часть речи, которая обозначает…

А) признак предмета

Б) действие

В) предмет

2. Найдите глагол в неопределённой форме

А) борется

Б) бороться

В) слышал

Г) думает

3. Указать глагол совершенного вида

А) Солнце по небу гуляло

Б) и за тучу забежало.

В) А мохнатые боятся:

Г) где нам с этаким сражаться.

4. Найдите глагол в настоящем времени

А) разожгу

Б) строить

В) кушаю

Г) побегу

5. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

           А) покатиться

           Б) выходит

          В) задали

          Г) будет смотреть

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

В гостях Знайка

 1 .Ничего ты не получ…шь .Сам себя ты, грешник, муч…шь.

2.Посмотр…м ,какова у тебя сила ,вид…шь , там сивая кобыла ?

3.Дорогой дам за себя откуп : откуплюсь,чем только пожела…шь.

4.Отвеча…т золотая рыбка : « Не печалься, ступай себе с богом…»

5.До светла все у него пляш…т ,лошадь запряжет ,полосу вспаш…т

6.Оброк сполна ты получ…шь вскоре….

7.Ветер,ветер!Ты могуч .ты гоня…шь стаи туч ….

(Обратить внимание на окончание в слове   гоняешь ,т .к начальная форма –гонять ,а не гнать )

1

2

3

4

5

6

7

пахуч…        

леч…                    

береч…ся                            

ноч…                                

хочеш…  

много  задач…        

меч …         

зап…реть

соб…раю

зам…рли

нат…рать

бл…стит

перест…лает

оп…рается

I спр.                                                   II спр.

           

                                        

1) два глагола на ить                     1) на ить (кроме брить, стелить);

(брить, стелить);                           2) четыре глагола на ать (держать,

дышать,

 2) все остальные глаголы:                    слышать, гнать);

на ать, ять, оть, уть, ыть,                              

3) семь глаголов на еть (терпеть, вертеть,

.                          обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть,

                                смотреть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме "Глагол".

Тренировочные задания, тест и словарная работа  по теме "Глагол"....

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»

Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока:  урок повторенияФормы рабо...

повторение изученного по теме "Глагол" 6 класс

открытый урок по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи»

Повторение изученного по теме«Глагол как часть речи»...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Повторение изученного по теме "Глагол"

План-конспект урока по русс кому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....