повторение изученного по теме "Глагол" 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Кожушко Ирина Николаевна

открытый урок по теме "Повторение изученного по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Кожушко Ирина Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ольховлогская ООШ»

Каменского муниципального района

 Воронежской области.

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс : 6

Количество детей: 4

Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол»

Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного

Планируемые результаты обучения: Предметные: закрепление и обобщение знаний о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов.

 Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН для анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Технологии: информационно-коммуникативные, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, технология обучения Е.Ф.Шаталова – проверка цепочкой (у ученика, который первый справился с заданием, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик), технология индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.

Ресурс: УМК учебник Русский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений автор Т.А.Ладыженская и др. –М.: Просвещение, 2016

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые методы, приемы, формы

  1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем, и как умеем работать. Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности

Записывают число и классная работа

коммуникативные (умение слушать).

Наглядные (появляется 1-ый слайд).

  1. Мотивация к учебной деятельности

Послушайте  стихотворение П. Чеснокова и скажите, о какой части речи говорится в нем?

Посмотрите в свой учебник и скажите, есть ли еще в этом разделе темы, которые мы не изучили?

Слушают стихотворение, делают вывод, что речь пойдет о глаголе.

Просматривают учебник и делают вывод, что все темы изучены.

коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы).

Беседа.

Наглядные (появляется 2-ой слайд).

  1. Сообщение темы урока, постановка целей

Так чем же мы будем заниматься на нашем уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

А какие цели вы поставите перед собой?

Дети формулируют тему и записывают в тетрадь.

Повторить и обобщить морфологические признаки глагола, правописание и произношение

)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа.

Наглядные (появляется 3-ий слайд).

  1. Актуализация опорных знаний

А знаете ли вы, что по частоте употребления глагол занимает 2 место  после имен существительных. На 9 тысяч  слов приходится 2,5 тысячи глаголов.

 Вам было дано задание узнать, откуда появилось это странное слово «глагол»?.

У А.С.Пушкина есть такие строки: «И, обходя моря и страны, глаголом жги сердца людей». Найдите средство выразительности в этих строках и скажите, что оно обозначает?

Да, ребята, «глаголить» – в старину означало «говорить», значит эта метафора означает, словами покорять сердца людей, высказывать свое мнение так, чтобы расположить слушателей, достучаться до их сердец. А удалось ли Пушкину достучаться до наших сердец?

Да, в этом году исполнилось 180 лет со дня смерти поэта, но его произведения до сих пор восхищают нас, читателей. И я надеюсь, что творчество его будет бессмертно.

Ребята, впереди у нас ответственная и кропотливая работа. Обратите внимание: на ваших столах лежат листы с заданиями и карта успеха, в которую вы будете вносить баллы, заработанные при выполнении упражнений. А в конце урока мы подсчитаем, сколько баллов набрал каждый из вас и выставим отметки.

- Итак, начнем наш урок с  повторения теоретических сведений о глаголе. Перед вами первый лист заданий. Вам нужно закончить предложение. Каждый правильный ответ – один балл. Максимальное количество - 12

Дети отвечают., что слово «глагол» означало по –старославянски «слово», существовало и слово «глаголати»

Дети находят метафору.

Дети высказывают свое мнение

Рассматривают карту успеха

Выполняют задание, выставляют баллы

1) регулятивные: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) познавательные: уметь ориентироваться в дополнительной литературе, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Беседа

  1. Повторение и обобщение изученного

Итак, переходим к практической части нашего урока. «Переходные – непереходные» - так называется второй лист заданий. Давайте вспомним, какие глаголы называются переходными и непереходными?

С правой стороны листа записаны словосочетания. Прочитав их,  вы должны определить переходность глагола и буквами П и Н заполнить квадрат. Количество словосочетаний соответствует количеству клеток в квадрате. Максимальное количество баллов – 12.

Дети отвечают

Дети работают, затем при помощи слайда осуществляется проверка. Количество баллов заносится в карту успеха

1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Беседа

Наглядные (появляется слайд) с)правильными ответами.

Третий лист заданий – «Наклонение глагола». Прежде чем приступить к выполнению., отгадаем лингвистические задачки. О каком наклонении идет речь?

  1. «Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем
  • Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

  1. «Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ».
  • Как образуются глаголы в условном наклонении
  1. «Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем».

Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

Задание: исправить ошибки. Лишнее слово зачеркнуть и вписать в нижнюю строчку таблицы в нужный столбик.

Максимальное количество баллов - 3

Дети отгадывают загадки,  отвечают на вопросы

Дети выполняют задание, проверяют с помощью слайда, выставляют баллы

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

Беседа

Наглядные (появляется слайд)

  1. Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок,

 на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

Глаголы какого наклонения вы услышали в этой рифмовке?

Дети выполняют команды, отвечают на вопрос

  1. Самостоятельная работа с самоконтролем

Четвертый лист заданий. Повторим правописание глаголов повелительного наклонения. Ваша задача – заменить глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, выделить орфограмму №47 о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения. ( увеличивайте – увеличьте) Максимальное количество баллов - 4

Дети выполняют задание, затем по цепочке проверяют (технология Шаталова)

Выставляют баллы в карту

Прием «Проверка цепочкой» (технология Шаталова)

Пятый лист заданий .

Замени личные глаголы безличными

Ветер гнал листву.

Дождь смыл грязь.

Мокрый снег залепил окна.

Молния слепит глаза.

Максимальное количество баллов - 4

Дети выполняют задание, затем взаимопроверка

Выставляют баллы в карту успеха

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

Прием «Взаимопроверка»

Шестой лист заданий

Орфограмма №48

От данных имен существительных образовать глаголы при помощи суффиксов –ова, -ева,  -ыва, -ива

Ночь, экзамен, чувство, формула, доказательство. Максимальное количество баллов -5

Дети образуют глаголы, затем  поочередно зачитывают записанные слова и исправляют ошибки друг у друга.

Ночь – ночевать и т.д.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Седьмое задание – морфологический разбор глагола.

2балла – о ошибок

1балл – 1 ошибка

0 баллов – 2 и более ошибок

Дети под диктовку записывают предложение. Свежая листва приятно пахнет.  Находят глагол и делают морфологический разбор.

Затем самопроверка

. Оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.

Наглядный, самопроверка ( на слайде)

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

  1. Подведение итога

Восьмой лист заданий – «Исправь ошибки в образовании форм глаголов» 

Он всегда ложит локти на стол.

Сережа хотит помочь нам в решении задачи.

Илья Петрович, ляжьте, отдохните.

Маша, поедь на рейсовом автобусе.

Максимальное количество баллов -4

Ребята, мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка. Давайте будем бережно относиться к своему языку, глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным литературным языком, читать как можно больше книг, грамотно писать, следить за соей речью и речью товарищей.

А теперь, ребята, подсчитайте количество баллов, которое вы набрали , и поставьте себе отметки.

Что было трудным на уроке?

-Что вызвало интерес?

2 задания  (одно обязательно для всех – закончить пословицы, другое со звездочкой – для желающих)

Наш урок подходит к концу. И я хочу , ребята, поблагодарить вас за ваше старание. Пусть у кого-то были промахи и неудачи, но благодаря сплоченности, дружбе,  мы сумели их преодолеть и получить хорошие отметки. Мне хочется пожелать вам не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и дальше, совершенствовать открытия, узнавать новое, интересное. Продолжать овладевать русским языком. Счастливого пути!

Учащиеся ищут ошибку парами, спорят, совещаются. Спикер  оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Выставляют баллы в карту успеха

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

1)регулятивные-оценка (выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2)познавательные- рефлексия 

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. .

Прием «Лови ошибку»

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Урок повторения и обобщения имеющихся знаний по теме: "Имя прилагательное "  в 6 классе с презентацией к уроку. Задания подобраны с учетом поэтапного повторения о прилагательном как части речи, с...

Русский язык. 6 класс. Повторение изученного в 5 классе.

Уроки по повторению в начале учебного года завершаются контрольной работой, составленной  в форме теста по основным темам, изученным в 5 классе. Тест составлен в соответствии с учебником...

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данная презентация позволяет провести урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе" с использованием интерактивной доски....

Тест для 6 класса по теме "Повторение изученного за 5 класс"

Тест взят из материалов тематического контроля по ФГОС под редакцией И.П.Цыбулько....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....