Урок русского языка по теме "Диалектизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Иванова Раиса Александровна

Цели:

  • дать понятие диалектных слов;
  • познакомить с диалектными словами русского поозерья (на примере записи сказки «Лиса-голосница»);
  • развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;
  • воспитывать интерес к родному языку..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_dialektizmy.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе  

по теме: «Диалектизмы».

Учитель: Назарова Мария Николаевна

Цели:

  • дать понятие диалектных слов;
  • познакомить с диалектными словами русского поозерья (на примере записи сказки «Лиса-голосница»);
  • развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;
  • воспитывать интерес к родному языку..

Ход урока

1.Орг. момент

2. Повторение изученного.

Беседа с учащимися:

- Что изучает лексика?

- Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.

-  Приведите примеры многозначных слов.

- Как называются слова, известные всему народу?

- Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?

3. Изучение нового материала.

- А сейчас послушаем стихотворение, которое ребята подготовили по ролям.

Бабушка и внук.

- Бабушка, где Люба?

- По батожъя ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

- Ну, по петушки!

- По что, по что?

- По стебни!

- Не понимаю, бабушка.

-  Ах, батюшка ,какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

-  Чего принести, бабушка?

- Бураков.

- А что это такое?

- Ну, у нас так свёклу называют.

- Как вы думаете, почему внук не понял бабушку? (использовала непонятные слова)

- А как вы думаете, как они называются? (незнакомые, необщеупотребительные, старые)

- Русские люди живут в разных  географических условиях: одни в горах, другие в пустыне, третьи в лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык.  Многие люди всю жизнь ни на один день не покидали своего места жительства. Пользовались словами, которые были понятны только им. Есть слова общеупотребительные - понятные всякому человеку, а есть местные -их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются  местными, или диалектными.

- В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).

 Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

-Прочитаем правило учебника на странице 31.

- Многие диалектные слова, наиболее  употребительные в разных произведениях, включаются в толковые словари. При них даётся помета: обл. (т.е. областное).

Работа со словариком учебника: найти диалектные слова (с пометкой обл.), какие общеупотребительные слова им соответствуют?

Выступление учащегося:

Представление «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

Работа по таблице «Особенности диалектной речи»

Диалекты существуют  только в устной форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов.

Нет специально разработанных норм. Развиваются не по правилам, а по обычаям.

Нет стилей. Используются для обиходно-бытового общения. Говоры распространены в местном фольклоре, в художественных произведениях. Используется сельским населением старшего поколения.

 

4. Закрепление нового материала.

 - Перед вами на раздаточном материале сказка, которая называется «Лиса-голосница».

Давайте прочтем сказку и попытаемся понять ее.

(Чтение сказки учителем)

                                           Лиса-голосница.

Умерла у деда баба. Не было у них детей.  Дед пошел нанимать голосницу. Кого встретит – все просит: «Поголоси по моей бабушке!». Встретил собаку.

- Собака! Собака! Поголось по моей бабушке!

Собака говорит:

- Я не умею.        

- Ну как умеешь.

- Гав! Гав! Гав!

- Мне такая голосница не нужна – говорит дед.

Встретил дед ворону.

- Ворона! Ворона! Поголось ты по моей бабушке.

- А как мне по ней голосить? – спросила ворона.

- Да примерно так как у нас голосят все.

- Я только голошу: «Кар! Кар!»

- Не нужна такая голосница, сказал дед и пошел дальше.

Идет, идет дед. Встретил страшного лохматого волка.

- Волк, волк! Поголось по моей бабушке! Я тебе заплачу.

- А я не умею.

- Как ты умеешь, так ты и голось.

- Уу! Уу! Уу!

Не понравилась деду такая голосница. Не взял волка голосить и пошел дальше. Шел, шел дед и встретил лису.

- Лиса! Лиса! Поголось ты по моей бабушке. У меня бабушка померла, голосить некому.

- Ага, дедушка! Чем ты мне будешь платить?

- Лиса-лиса, а чего тебе надо?

- А мне надо хорошую курочку!

- Ну, пойдем, лиса.

Привел. Лиса и говорит:

- Покажи, дед, где твои курочки?

Дед повел ее в сарай, показал:

- Вот где курочки. Выбирай любую!

- Ладно, дедушка! Ложись спать, а я буду голосить.

Села лиса около бабушки и начала голосить. Голосит-голосит, а вот что она придумала.

Дед заснул, спит. Лиса пошла, взяла мешок, всех курей стащила и петуха туда словила. И потащила. Как кинет на плечо! Как пошла!

Встал дед. Он туда-сюда. Нет голосницы! Глянул в сарай. Нет теперь курочек!

Вот так дед и нанял голосницу.

- Какие неизвестные слова вам встретились? (голосница, голось)

- А как вы думаете, что же означают эти слова (голосница – от слова голос, оплакивает умершего человека)

- Хорошо. А теперь напомните мне, пожалуйста, каким жанром является сказка? (жанром устного народного творчества)
- Тогда мы с вами просто обязаны прослушать то, как читали эту сказку раньше. Внимательно слушаем запись, чтобы потом ответить на вопрос: чем отличается наше с вами чтение и рассказ сказительницы?

(Прослушивание сказки)

- Итак, кто готов мне ответить на вопрос: чем отличается наше с вами чтение и рассказ сказительницы? (интонацией, ударениями, формами слов, тем, что сказительница рассказывает)

- Действительно. В восприятии народной сказки, которая относится к народной культуре, все зависит от рассказчика. Сказительница рассказывает нам эту историю так, как она ее чувствует. Если мы хотим говорить также, то нужно измениться и внутренне. У людей, живущих в глубинке, часто совсем другое восприятие окружающего мира.  У них и интонация совсем другая.

-  Вспомним, что такое интонация? (манера произношения говорящего, выражающая его чувства)

-  А чем еще, кроме интонации, отличается чтение сказительницы? (произношением, отличиями в ударении и в формах слов)

- Да, вы правы. И это тоже будет связано с диалектом. Сказительница рассказывает нам сказку на своем диалекте, который был в ее окружении всю жизнь. Хотя, как мы заметили, он все равно очень близок общепринятому языку.

- А теперь я предлагаю вам попробовать прочитать отрывок из сказки. Попробуйте прочитать так, как читала сказительница (2-3 человека читают отрывок текста)

- Молодцы! Прочитать текст достаточно сложно. Это происходит в связи с тем, что сказительница нам его рассказывает, а устное творчество – это передача из уст в уста.

5.Домашнее задание.

Параграф 16; упражнение 73. 

6. Итог урока.

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность -  сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...