«Обогащение словарного запаса учащихся, не говорящих на русском языке».
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обогащение словарного запаса учащихся, не говорящих на русском языке.»

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.

Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, общение со сверстниками, просмотр телепрограмм обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые слова. Среди незнакомых слов могут быть те, которые употреблять не стоит из-за их грубого, вульгарного значения. Задача учителя – помочь учащимся овладеть той частью пассивного словарного запаса, которая допустима при общении.

Русский язык не является родным  для всех детей и на нем они не говорят с рождения.  Некоторые дети не могут правильно, четко и лаконично изложить мысль. Отсюда вытекает вторая задача, стоящая перед учителем – научить использовать имеющийся словарный запас с максимальной пользой и пополнить его новыми словами.

Слово является центральной единицей языка. Оно не только несет разнообразную семантическую информацию, но и, занимая место в предложении, коммуникативной единице, обеспечивает речевое общение людей.

Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет лишь частью лексики своего языка, и эта часть является его личным словарным запасом. Лексикон современного школьника пополняется за счет окружающей жизни и средств массовой информации. Чем богаче словарный запас человека, тем точнее, ярче, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит, начиная общение.

Поэтому обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача курса русского языка.

Эту задачу можно реализовать не только на специальных уроках изучения лексики и фразеологии. Работа по обогащению словарного запаса должна продолжаться и при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики.

Чтобы пополнить словарный состав языка школьника, не говорящего на русском языке можно использовать наиболее простые упражнения  - лексико-семантические, цель которых – выяснение значения слова. Для пятиклассников мною составлены  словарные диктанты, которые включают наиболее употребительные русские слова из разных областей знаний. Каждое слово отрабатывается: запись в тетради, постановка ударения, обозначение орфограмм, объяснение лексического значения (при затруднении учащиеся дома выписывают из словаря значение слова и составляют с ним предложение). На следующем уроке проводится словарный диктант: сначала в традиционной форме (с отработкой ошибок), потом в форме обратного (учащиеся по лексическому значению определяют исходное слово и записывают его). Такие виды работы со словами активизируют мыслительный процесс, способствуют углублению знаний, расширяют кругозор, заставляют задуматься над значением слова и его употреблением в речи.

Для реализации творческих способностей и преподавателя, и ребенка, мало владеющего русским языком использую упражнения  по созданию и активизации фразеологического запаса.

Начинать работу нужно с упражнений по определению лексического значения фразеологизмов. Потом задания усложняются: найдите синонимичные словосочетания; подберите фразеологизмы-синонимы или антонимы (бить баклуши – считать ворон; попасть впросак – сесть в лужу).

Усвоению новых слов способствует разгадывание кроссвордов, чайнвордов, которые предлагает преподаватель или составляют сами учащиеся.

Цель обучения детей, не говорящих на русском языке – подготовить учащихся, свободно владеющих языком, умеющих точно, ясно, грамотно, выразительно передать свои мысли и чувства.

Таким образом, работа над пополнением лексикона школьника, не говорящего на русском  языке  остановлена быть не может. Слишком много информации поступает в сознание современных молодых людей, и разобраться в этом потоке поможет систематическая работа преподавателя.

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иванова Н.В. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач  школьного курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь,...

Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Данная статья обобщает опыт работы учителя школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи над лексикой и обогащением словарного запаса учащихся....

Презентация на тему "Работа по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация рассказывает о системе работы учителя по обогащению словарного запаса учащихся школы-интерната 5 вида, о формах работы на уроках и подготовке учащихся к написанию экзаменационного и...

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка

Обогащение словарного запаса учащихся – одна из важнейших задач курса русского языка.Потребность в пополнении словарного запаса определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в коллед...

Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...

Методика обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

В статье освещена методика словарной работы по обогащению лексики учащихся, выделены различные типы упражнений...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...