программа дополнительного образования "Русский на пять".
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс)

Данная программа направлена на решение проблемы формирования лингвистической компетенции учащихся, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obraz_._russkiy_na_pyat.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

кружок «Русский на «пять!»

        

Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3

Василенко Т.И.

х.Средний

Александровский район

Пояснительная записка

Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её  к культурно – историческому опыту человечества.

 Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы  ещё не можем уделить  должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Программа кружка «Русский на «пять!» для обучающихся 7-8 классов,   составлена на основе программы Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т.Баранова,  и в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”,  с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

Программа реализуется в рамках социально – педагогического направления внеурочной деятельности.

 Кружок «Русский язык на «пять!» предназначен для учащихся 7-8 классов.

Программа кружка рассчитана на 35 часов (1час в неделю).

Продолжительность одного занятия – 1 час.

Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

Задачи:

  • --  привитие интереса учащихся к русскому языку;
  • --  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • -- воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • -- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  • -- формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
  • развитие интереса к читательской деятельности;
  • развитие интереса к научной деятельности;
  • подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку, к даче экзамена по предмету в форме ГИА.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Личностные, метапредметные и предметные

 результаты освоения курса.

Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования «Русский на «пять!».

 Личностные результаты:

  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

 

Метапредметные результаты:        

  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и

дополнительной информации);

  адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

 способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

 умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

 способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Предметные результаты:

  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,

иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тематическое планирование.

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке.

1

2.

Язык – звучащая речь. Почему мы так говорим?

1

3.

Великие тайны слов. Работа с этимологическим словарём.

1

4.

 Лексическое богатство русского языка. Жизнь слов.

1

5-6.

Лексическое значение слова.

Способы определения значения слова

Слова однозначные и многозначные

2

7-8.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Работа с толковым словарём.

 Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

2

9.

Омонимы, их отличие от многозначных слов.

1

10.

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

1

11.

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

1

12.

Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.)

1

13.

Практическая работа с фразеологическим словарём.

1

14.

Культура речи – необходимое качество образованного человека.

1

15.

Орфоэпические нормы.

1

16.

Лексические нормы.

1

17.

Грамматические нормы.

1

18.

Синтаксические нормы.

1

19.

Орфоэпические нормы.

1

20.

Типы орфоэпических ошибок.

1

21.

Ударение в словах и формах слов.

1

22.

Произношение согласных.

1

23.

Произношение гласных.

1

24-25.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

26.

Текст. Смысловые отношения между предложениями текста.

1

27.

Микротема.

1

28.

 Работа с текстом.

1

29.

Выявление микротем.

1

30.

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

31.

Анаграммы.

1

32.

Логогрифы.

1

33.

Шарады.

1

34.

Метаграммы.

1

35

Итоговое занятие.

1

Список литературы:

1.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

2.  «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.

3.  Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2004.

4. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2001.

5.  Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7-8 классы / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

6.  Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 кл.: Кн. Для учителя / Т.А. Костяева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002.

8. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для пятого класса

         Рабочая программа по литературе для пятого класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреж...

Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"

Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...