Анализ ВПР по русскому в 6 классе. 2019
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Перевозова Виктория Евгеньевна

Анализ ВПР по русскому в 6 классе. 2019 уч. год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vpr_i_preodolenie_totalnoy_bezgramotnosti.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

по русскому языку в 6 классе

Цель: определение уровня обязательной подготовки каждого учащегося 6-го класса.

Методы контроля: анализ ВПР.

Дата проведения: 23.04.2019 г.

Всего в 6 классе: 20 обучающихся

Выполняли  работу: 18 обучающихся

Структура проверочной работы.

Работа содержит 14 заданий, из них 13 заданий базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня. Задания 1-3, 7-12, 14 предполагают запись развернутого ответа, задания 4-6, 13 – краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Часть 2 состоит из 13 заданий. Выполнение заданий 2-8 требует от учащихся определенных знаний и умений в области словообразования и морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации. Задания 9-14 направлены на выявление уровня владения познавательными УУД.

Структура работы

Вариант 5

Вариант 6

Задание 2. Выполнить языковые разборы

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слов;

утре(н,нн)ей

бето(н,нн)ая

(3) – морфологический разбор слова;

от..скала

пролега..т

(4) – синтаксический разбор предложения.

Перед утре(н,нн)ей охотой лисица всегда ищ..т м..стеч..ко для отдыха.

(З/С)десь  р..сли черёмухи с могуч..ми ств..лами и светлые б..рё(з/с)ки.

Задание 3. Найти слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выписать это слово. Объяснить причину данного несовпадения.

Задание 4. Поставить знак ударения в словах.

Задание 5. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является.

Задание 6. Найти и исправить ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Записать правильный вариант формы слова (слов).

Задание 7. Выписать предложение, в котором нужно поставить тире. Написать, на каком основании  сделан выбор.

Задание 8. Выписать предложение, в котором необходимо поставить две запятые. Написать, на каком основании  сделан выбор.

Работа по тексту:

Задание 9. Определить и записать основную мысль текста.

Задание 10. Составить и записать план текста из трёх пунктов.

Задание 11. Ответить на вопрос

Почему некоторые цели на карте были отмечены особо?

Почему профессор-пушкинист  Д.Д.Благой  волновался  перед выступлением на артиллерийской позиции?

Задание 12. Определить и записать лексическое значение слова. Подобрать и записать предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Слово «точка» («точки») из  предложения 7.

Слово «картина» из   предложения 9.

Задание 13. Определить стилистическую окраску слова, записать. Подобрать и записать синонимы к этому слову.

Слово «воздвигнуть» («воздвигли») из предложения 17

Слово «возобладать»  из  предложения 7

Задание 14. Объяснить и записать значение фразеологизма. Используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление данного фразеологизма. Включить фразеологизм в одно из предложений.

Фразеологизм  медведь  на  ухо  наступил

Фразеологизм  филькина  грамота

Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

−  морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;  

−  словообразовательный разбор − на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую) основу и словообразующую (-ие) морфему(ы); различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

−  морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной  части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова;  

−  синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.  

Помимо предметных умений задание предполагает проверку регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и в процессе его реализации), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические обозначения в схеме структуры слова при морфемном разборе, при словообразовательном разборе) универсальных учебных действий.

Задание 3 нацелено на проверку учебно-языкового умения распознавать заданное слово в ряду других на основе сопоставления звукового и буквенного состава,  осознавать и объяснять причину несовпадения звуков и букв в слове; познавательных (осуществлять сравнение, объяснять выявленные  звуко-буквенные особенности слова, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей) и коммуникативных (формулировать и аргументировать собственную позицию) универсальных учебных действий.

Задание 4 направлено на выявление уровня владения  орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).

В задании 5 проверяется учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении; познавательные (осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания для логических операций) универсальные учебные действия.

Задание 6 проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения; регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания) универсальные учебные действия.

Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; обращение, однородные члены предложения, сложное предложение); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе − с помощью графической схемы; а также универсальные учебные действия: регулятивные (осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания), познавательные (преобразовывать  предложение в графическую схему), коммуникативные (формулировать и аргументировать собственную позицию).  

В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с  соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными УУД (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в  плане последовательность содержания текста).

Задание 11 также предполагает  ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов  (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.

Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение  многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные УУД).  

В задании 13 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задание 14 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма  (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение  строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание  нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися  эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и

проверочной работы в целом.

Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.  

Максимальное количество - 9 баллов.

К1 - от 0 до 4 баллов

К2 - от 0 до 3 баллов

К3 - от 0 до 2 баллов

Задания 2-14 оцениваются следующим образом:

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

К1

К2

К3

К4

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

3

3

3

1

1

2

3

2

1

1

2

1

2

3

2

1

2

1

1

2

2

Максимальное количество - 48 балла

Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.

Ответ на каждое из заданий 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13 оценивается от 0 до 2 баллов.  

Ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 12 оценивается от 0 до 3 баллов.

Ответ на задание 14 оценивается от 0 до 4 баллов.

Правильно выполненная работа оценивается 51 баллом.

Критерии оценивания ВПР:

от 0 до 24 баллов – «2»

от 35 до 44 баллов – «4»

от 25 до 34 баллов – «3»

от 45 до 51 баллов – «5»

ВПР по русскому языку включает 2 варианта:

5 вариант выполняли  9  учащихся; 6 вариант – 9  учащихся.  

Результаты ВПР по русскому языку представлены в виде таблицы:

Класс

Всего в классе

Выполняли работу

Оценки

Средний балл

Кач-во знаний

Обуч. (%)

«5»

«4»

«3»

«2»

6

20

18

5

8

5

-

4

72%

100%

Анализ выполнения заданий ВПР по русскому языку в 6 классе:

При выполнении 1 части Всероссийской проверочной работы учащимися были допущены следующие ошибки в списывании предложенного текста, в знании основ орфографических правил и расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Типичные ошибки:

Орфографические:

1

Правописание гласной в корне слова. Ошибки: «останавливаться», «седина», «утомилась», «легла», «тропинку», «черёмухи», «шёл», «развязал», «выбивалась»

2

Правописание чередующейся гласной в корне. Ошибки: «горели», «добиралась», «вырастала», «росли»

3

Правописание согласной в корне слова. Ошибки: «солнце», «чудесный», «вкусная», «рюкзак»

4

Правописание –чк-, -чн-. Ошибки: «местечко», «испачкалась», «просёлочной»

5

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных и существительных. Ошибки: «дороге » 

6

Правописание сложных прилагательных, существительных. Ошибки: «прошлогодней», «огненно-рыжей», «двускатной», «косогора»

7

Правописание предлогов. Ошибки: «из-под»

8

Раздельное и слитное написание не с разными частями речи. Ошибки: «не юный», «неторопливо», «неширокая», «невысокого»

9

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах: «останавливаться»

10

Правописание гласных и согласных в приставках. Ошибки: «испачкалась», «вскарабкался», «пригляделся», «развязал», «раскидистая», «припадала», «привела», «припадала», «просёлочной», «здесь» (искл.)

11

Правописание и, ы после приставок. Ошибки: «отыскала»

12

Правописание -Н, -НН в суффиксах разных частей речи. Ошибки: «юный», «утренней», «огненно-рыжей», «бетонная», «деревянная »

13

Правописание местоимений. Ошибки: «никто», «где-нибудь», «какую-то»

14

Правописание наречий. Ошибки: «сначала»

15

Правописание личных окончаний глаголов. Ошибки: «ищет», «видеть», «прилечь», «пролегает»

16

Правописание глаголов прошедшего времени. Ошибки: «слышался», «видел»

Пунктуационные:

1

Знаки препинания в сложном предложении. Ошибки: «От дороги я свернул на какую-то тропинку, и она привела меня в широкий зелёный дол»; «Где-нибудь в прошлогодней траве, чтобы самой всё видеть, а её не видел никто»; «Пора было передохнуть, но лисица не  хотела  останавливаться.  Очень  много  мышей  в  поле», «Через  снег слышался  их  писк,  и  тогда  Рыжуха  добиралась  до  добычи  и  сначала играла с ней»; «Возраст у лисицы далеко не юный, и в огненно-рыжей шубке уже проглядывает седина»

2

Знаки препинания при однородных членах предложения. Ошибки: «Эта раскидистая  берёза  с  плакучими  ветвями  вырастала  из  невысокого косогора  и  припадала  к  колодцу  с  двускатной  крышей»; «Я умылся, развязал рюкзак,  достал  хлеб  и  отведал  воду  из  колодца»; «Она  была  чистая  и вкусная»; «Отпустит мышку, упадёт перед ней на живот, поймает – отпустит»; «Морда  Рыжухи  испачкалась, подушечки лап горели,  самое время было прилечь»

В соответствии с вышеизложенным необходимо:

1. Повторить орфограммы по правописанию безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне; правописанию согласной в корне; правописание частицы НЕ со словами; правописание приставок; правописание местоимений.

2. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения.

3. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению знаков препинания в предложениях.

4. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.

5. Усилить работу по языковым разборам (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы).

6. Усилить работу по развитию речи (фразеологизмы, антонимы и синонимы).

Учитель русского языка и литературы:                                   Перевозова В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов выполнения контрольных работ по русскому языку на 2019-2020 уч.год

Таблица для проведения мониторинга контрольных работ по русскому языку  в 5-9 классах...

Анализ Всероссийской проверочной работы по истории 5-х класса 2019 год

Позволяет выявить и оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса в соответствии с  требованиями ФГОС;-диагностика достижения личностных, метапредметных и предмет...

Анализ ВПР по истории в 6 классах 2019 год

Цель ВПР: 1) выявление и оценка уровня общеобразовательной подготовки по   истории обучающихся 6 класса; 2) диагностика достижения личностных, метапредметных и предметных  результатов о...

Анализ ВПР по обществознанию в 7- х классах 2019 г.

Анализ Всероссийской проверочной работы по обществознанию в 7-х классах, апрель 2019 года....

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год

Рабочая программа.Русский 9 класс 2019-2020 год...

Анализ воспитательной работы в 7р1 классе 2019-2020

Воспитательная работа.Работа по патриотическому воспитанию....