Конспект урока 5 класс "Письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока 5 класс "Письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx490.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе в системе ФГОС.

Тема: «Письмо».

Тип урока: творческий урок – путешествие.

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: листы с алгоритмом написания письма, почтовый ящик, выставка журналов, газет, открыток, костюм.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. А что будет предметом нашего разговора, вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1) Маленькое очень,

Быстрое, как птица.

Если захочешь,

За море умчится (письмо).

3) Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею (конверт).

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о письме. Научимся писать письмо.

И поэтому  мы отправляемся в путешествие на удивительную планету, название которой Письмо, и живут там не менее удивительные существа. Заходим на корабль, надеваем блестящие костюмы, пристегиваем себя ремнями к креслу, в соседстве с нами какие-то непонятные существа. И вдруг голос по радио: запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа. Тема урока: « Письмо»

II. Актуализация знаний

-Корабль плавно опустился на твердую поверхность. Люки открылись, и показались существа – р п а л м.

Задание 1. Ознакомиться с историей возникновения письма.

Письмо – наидревнейший вид письменного текста. Люди начали писать друг другу задолго до появления письменности. Использовали они для этого условные знаки или рисунки. Так было положено начало развитию эпистолярного жанра, важнейшему виду общения.

Письмо – особый вид письменного текста. По форме – это монолог, сохраняющий самую тесную связь с диалогом, потому что любое письмо предполагает собеседника – адресата. Письмо поэтому следует писать так, как мы говорим. В разговорной речи мы часто делаем оговорки, дополнения, пояснения, повторения, которые не следует делать в письме. Все мысли должны быть выражены короче, но точно, ясно определенно.

Задание 2. Словарная работа

А вот и таможенный досмотр. Проверка документов: знания лексического значения слов. (Учащиеся записывают слова и объясняют значения).

- Сейчас поработаем со словарями. На доске записаны ключевые слова сегодняшней темы:эпистола, эпистолярный, адресат, адресант, почта, адрес, конверт, постскриптум., письмо.

- Выпишите значения этих слов и запомните их.

III.Мотивация деятельности в игровой форме.

Учитель. Ребята, вы слышите стук? Кто к нам пришёл? (входит ученик в костюме почтальона). Это почтальон.

Учитель. Мальчики и девочки, вы согласны отправиться в гости к письмам?

IV.Объяснение нового материала.

 А зачем люди пишут письма?

- Почему в наш век им нет цены?

Люди мало пишут друг другу, телефон, Интернет заменили письма, написанные на бумаге и отправленные по почте.

Учитель. Сегодня у нас присутствуют:

1.Деловое письмо

2.Письмо-рассказ

3.Письмо-поздравление

4.Письмо-просьба

5.Благодарственное письмо

(На доске прикреплены виды писем)

Письма перемешались. Определите вид каждого письма.

  Физминутка

Поднимает  руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть


Письмо1.(Деловое письмо)

http://zero50x.myjino.ru/allpic/7/2007-img_64.jpg

 Деловое письмо, обслуживаю широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Основное назначение – это информация, сообщение.  Приходит в ваш дом с грифом «Заказное письмо». Меня могут прислать из Инспекции федеральной налоговой службы, из Пенсионного фонда и других организаций.

Письмо 2. (Письмо-рассказ)

http://foto-rr.ru/pic/large-9101.jpg

Можно рассказать о поездке, о любимой книге, о друге, о школе и т.д. Адресовать однокласснику, учителю, маме, бабушке, другу и т.д

Письмо 3. (Письмо- поздравление)

Послушайте текст этого письма и скажите, какие отношения сложились у адресата и адресанта?

- Милая Лидочка, поздравляю тебя с Международным женским днём! Шлю тебе и твоим родным весенний привет и самые добрые пожелания. Пусть будет больше света и тепла! Пусть ласковое солнышко чаще заглядывает в твои окна и улыбается тебе.

С уважением Никита.

Можно поздравить маму с 8 Марта, бабушку с Днём пожилого человека, друга с Днём рождения и т.д.

 Письмо 4.(Письмо-просьба).

- Я «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» от детского поэта Ю.Тувима.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Всё равно какой водою:

Кипячёной, ключевой,

Из реки, иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще –

Я грязнуль не выношу.

Не подам руки грязнулям,

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто.

До свиданья!

Ваш Тувим.

Учитель. К кому обращается в своём письме Ю.Тувим?

- О чём он просит?

- Какие ещё просьбы могут звучать в ваших письмах?

Ответы: Тувим обращается к детям, просит быть чистоплотными. Можно попросить приехать в гости, прочитать книгу, посмотреть фильм и т.д.

Письмо 5. (Благодарственное письмо)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=51eb890d79648bb243502a6271cf5867-l&n=13

Давайте подведём итоги.

С какими видами писем вы познакомились?

Какое письмо вам запомнилось больше всех?

Оформите в своих тетрадях таблицу «Виды писем».

Учитель. Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Написать интересное письмо – настоящее искусство.

Знакомство с алгоритмом написания письма.

Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт.

1.Приветствие или обращение.

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.Подпись. Дата.

V.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Какой теме был посвящён урок?

- Что вы узнали о письмах?

- Чему научились на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

Учитель предлагает детям лист самооценки.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Дети делятся на пять команд. Каждая команда пишет письмо учителю, используя разные виды письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...