Урок по теме «Правописание предлогов» (заседание в клубе «Что? Где? Когда?») с технологической картой
учебно-методический материал по русскому языку (7, 10 класс)

Цель урока: дальнейшее совершенствование навыков грамотного письма, закрепление знания об употреблении предлогов в составе словосочетаний, развитие связной монологической речи, развитие бережного отношения к слову, любви к малой родине.

 

Тип урока: комбинированный, обобщение и систематизация знаний, полученных в школе.

Оборудование: листочки для записей, справочные материалы, презентация по теме «Правописание предлогов», атрибуты программы «Что? Где? Когда?», письма с вопросами.

Ход урока:

Приветствие учащихся.

         Вступительное слово: Сегодняшний наш урок будет проходить в необычной форме. Очень популярны на телевидении игровые передачи развлекательного плана, обучающего и познавательного характера. На мой взгляд, самая интересная программа снимается в Клубе знатоков – «Что? Где? Когда?» Так вот, я предлагаю сегодня провести подобную игру, а победившая команда сможет претендовать на членство в Клубе! Итак, играем в игру «Что? Где? Когда?».

          Целью нашей игры является повторение изученного по теме «Предлог», начиная с морфологических признаков, заканчивая орфографическими особенностями. По ходу игры мы, как положено, ответим на ту корреспонденцию, которая поступила на наш сайт. Все вопросы вам адресуют учащиеся... 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 50

по теме   Правописание предлогов.

дисциплина  Русский язык

группа 102                                                 

преподаватель   Васенкова Л.А.

оборудование: листочки для записей, справочные таблицы, презентация по теме «Правописание предлогов», оборудование для игры «Что? Где? Когда?», письма с вопросами, бланки рефлексии

 Цели для обучающегося

1.Знать смысл понятия «Служебные части речи».

2.Соблюдать орфографические нормы современного русского литературного языка.

3.Соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.

4.Использовать полученные ранее знания для выполнения практических заданий.

Цели для преподавателя

  1. образовательные: создание условий для самостоятельного поиска новых знаний и закрепления практических умений и навыков;
  2. развивающие: развитие самостоятельности мышления, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

3) воспитательные: пробуждение познавательного интереса к изучению русского языка, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Основные понятия, термины

Предлог

Производные предлоги

Непроизводные предлоги

Отличие производных предлогов от непроизводных

Основа предложения

Второстепенные члены предложения

Формируемые образовательные результаты

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Аудирование и чтение.

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Говорение и письмо.

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

З1

32

У1

У2

У3

У4

У5

Этап занятия, время этапа

Цель этапа

Методы/технологии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

(0,5 мин.)

создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию материала.

Сл 1

2.Формулирование  цели

(0,5 мин.)

формировать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели

Беседа

Организует игру «Что? Где? Когда?», объясняя для этого, как будет построена работа на уроке и как она будет оцениваться, знакомит с бланками оценки.

Сл 2

Выводят цель учебной деятельности на данном уроке из темы урока.

3.Актуализация знаний

(5 мин.)

проверить имеющиеся знания по теме «Предлог»

Фронтальная беседа

Предлагает ответить на вопросы.  

- Что известно вам о предлоге?

- Какие отношения могут выражать предлоги?

- Какие предлоги называются производными? В чём их отличие от непроизводных?

- Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

Сл 3

Устно отвечают на вопросы.

31

32

4.Совершенствование навыков правописания производных предлогов(20 мин.)

Совершенствовать представление о производных предлогах; формировать основы теоретического мышления, умения обобщать, делать выводы, стимулируя активное участие обучающихся в учебной деятельности.

Дидактическая игра, групповая работа, дискуссия, индивидуально-письменный фронтальный опрос, устный ответ на вопросы

1.Формирует группы

Сл 4

2.Задает вопросы (чтение писем от обучающихся старших курсов)

Первый вопрос от учащейся группы 331 Груздевой Ксении.

   (Вопросы оформляются в виде писем и достаются из конвертов)

Груздева Ксения, гр. 331

«Здравствуйте, уважаемые сверстники! Итак, вам известно, что все части речи делятся на самостоятельные и служебные. Среди служебных частей речи есть предлог. Что известно вам о нём? Приведите примеры. Заранее благодарна за ответ. Удачи!»

Второй вопрос из этой же группы от Огурцова Сергея.

Огурцов Сергей, гр. 331

«Добрый день, друзья мои! Готовлюсь к экзаменам для поступления в институт, помогите правильно ответить на вопрос: «Какие отношения могут выражать предлоги?» Меня также убедят примеры. Спасибо!»

Третий вопрос от учащегося той же группы Рябова Даниила.

Рябов Даниил, гр. 331

«Привет, ребята! ОООчень советую учить все вовремя! И прошу ответить на вопрос: Какие предлоги называются производными? В чём их отличие от непроизводных? Не сомневаюсь, что вы справитесь. Удачи!»

  Четвёртый вопрос опять из группы 231 от Виноградова Александра.

 Виноградов Александр, гр. 331

Добрый день! Наверняка вы уже сталкивались с проблемой, когда надо написать текст (заявление, например), а вы не уверены в правильности или начинаете сомневаться… Довольно часто это случается с производными предлогами. Прошу напомнить, как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

3.Организует учебное взаимодействие членов группы (в том числе и жюри) по выполнению заданий (вопросы противоположным командам)

Сл 5

4.Предлагает прослушать этимологическую справку о предлоге 

Сл 6

5.Организует выполнение письменных заданий (чтение писем и выполнение письменных заданий на листочках)

5.1 Предлагает записать словарный диктант, указывая над предлогами производные они или непроизводные и сдать листочки в жюри для проверки (задания-слова)

Сл 7, 8

5.2 Предлагает произвести синтаксический разбор предложений и передать на проверку в жюри (задания-предложения)

Сл 9

5.3 Предлагает произвести морфологический разбор предлога одному из членов команды, сидящему спиной к окну (задания-слова)

Черный ящик Сл 10

Сл 11

Осуществляют исследовательскую и поисковую, аналитическую деятельность в группе

- отвечают на вопрос, приводя примеры

-отвечают на вопросы, приводя примеры

-отвечают на вопросы, приводя примеры

-отвечают на вопросы, приводя примеры

- формулируют и задают вопросы командам-соперникам

-слушают информацию

Записывают предлоги, проверяют самостоятельно, сверяясь с доской, сдают листочки в жюри

Производят синтаксический разбор предложений, отдают на проверку в жюри

Производят морфологический разбор, отдают на проверку в жюри

31

5. Обобщение и закрепление материала.

 (15 мин.)

закрепить полученные знания

Письменный фронтальный опрос

1.Предлагает написать выборочный диктант, вспоминая интересные факты из истории фотографии, и организует работу жюри по проверке диктанта.

Следующее задание от вашего мастера Галины Борисовны.

   «Самые задорные мои ученики! Напишите, пожалуйста, выборочный диктант. Выписывая предлоги со словами, к которым они относятся, указывая падеж, вы вспомните интересные факты из истории фотографии. Желаю удачи»

Первым человеком, который сумел сделать "фотографический" снимок постоянным, то есть согласно инструкции закрепить изображение был Жозеф Ньепс. Самым первым в истории фотографии считается снимок "Вид из окна", датированный 1826 годом. Экспозиция снимка продолжалась 8(!) часов. А первая "фотобумага" была из асфальта. Точнее, на медную или стеклянную пластину наносился асфальтовый лак. Первый российский фотоаппарат был сконструирован Алексеем Грековым через год после изобретения фотографии. Благодаря профессионализму первый портрет при электрическом свете был снят Левицким. Фотографиям говорит нам о самом важном для нас. На первой цветной фотографии в России запечатлен Лев Николаевич Толстой

2.Организует литературную паузу. Прослушивание стихотворения о предлоге.

Сл 12, 13

3.Организует написание сочинения-рекламы о лицее с использованием данных словосочетаний.

А теперь последнее задание-вопрос от вашего классного руководителя Валентины Ивановны Сл 14

   -«Дорогие ребята! На наших классных часах мы достаточно много говорили о выбранной профессии, о роли человека труда в жизни нашего общества, о том, как вы видите свое будущее, планируете ли в дальнейшем расширять свое образовательное пространство… Безусловно, в формировании вашей личности, взглядов на жизнь влияет пребывание в лицее, атмосфера дружеского участия, воспитание волевых качеств, дисциплины…

    Сейчас я прошу вас написать небольшое сочинение-рекламу и убедить читающего в том, что учиться в нашем лицее здорово, а профессия оптика самая замечательная! Итак, «Я здесь учусь, и мне это нравится». Используйте данные словосочетания.

в нашем лицее

не только по учебникам

на практике научат

покажут устройство

дело за фотографами

благодаря профессионализму

в современных фотолабораториях

Пишут выборочный диктант

Слушают стихотворение

Пишут сочинение-рекламу

6. Подведение итогов:

6.1 Рефлексия.

(1 мин.)

6.2. Оценка (2мин.)

формировать у учащихся способности оценивать свою деятельность

Письменный фронтальный опрос

1.Организует заполнение бланков рефлексии, собирает их.

Сл 15

2.Поясняет выставленные оценки

Заполняют бланки рефлексии.

7. Задание на дом

(1 мин.)

дать установку на применение полученных знаний и тренировку умений правильно писать предлоги.

Контроль

Поясняет домашнее задание, предлагая дописать сочинение-рекламу о лицее.

Сл 16

Записывают домашнее задание, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Технологическая карта урока по теме: "Правописание -тся, -ться в глаголах"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС...

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...

Технологическая карта открытого урока по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» в 8а классе

Техологичесая карта открытого урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных" в 8а классе. Целью данного урока является обобшщение и сстематизация знаний о правописании п...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Технологическая карта урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс

Технологическая карта  урока по теме "Правописание ча-ща, чу-щу" 1 класс...