Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов
Цели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм.
Задачи урока:
Обучающая: вспомнить основные лексические понятия; уметь применить их в практической деятельности.
Развивающая: развивать навыки редактирования предложений; развитие устной связной речи.
Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку посредством лексических особенностей слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое грамматические нормы?»
Цель урока:
1. обучающая: повторение грамматических категорий имени существительного (одуш/неодуш, собств/нариц, род, склонение, число, падеж)
2.развивающая: развитие умения верно определять основные признаки имени существительного, как постоянные, так и непостоянные; определять роль существительного в предложении; развитие монологической речи обучающихся; 3.воспитательная: воспитание интереса и любви к русскому языку;
1. Слово учителя (организационный момент, знакомство с целью урока)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Видеть вас я очень рада!
Сегодня в этот чудный день
Прогулку совершить не лень.
А на прогулку мы отправляемся в королевские владения Имени Существительного. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Подпишем в тетрадочках число, классная работа, тема урока: «Повторение грамматических категорий имени существительного». Наша прогулка пройдет под девизом: Per aspera ad astra (лат.) Через тернии к звездам… , что значит, следовать к высокой цели, не взирая на трудности. А преодолев трудности, мы получим самое главное – это наши знания. Итак, в путь!
А) Запишем предложение, найдем в них имена существительные и определим их синтаксическую роль (1 у доски).
Весна – это прекрасная пора, когда свет солнечных лучей проникает в самые дальние лесные уголки, будит спящие кусты и деревья.
Б) Докажите, что весна и т.д. – это имена существительные. Определите синтаксическую роль всех существительных.
Молодцы!
В) Итак, вспомним биографию Имени существительного, а для этого ответим на вопросы:
- Что такое имя существительное? Что оно обозначает?
- На какие группы делятся все имена существительные?
- Какие еще постоянные признаки имеет имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
Молодцы! Сейчас мы приготовили то необходимое, что обязательно пригодится нам в дороге.
Г) А вот и первое препятствие! Река. Пока … выполняет индивидуальное задание у доски, мы попробуем перебраться через реку. Для этого построим мост, объединив слова в группы по какому – либо грамматическому сходству. Я это сделала за вас, но допустила некоторые ошибки. Найдем их?
Игра «Четвертый лишний» (ваша задача записать только лишнее слово)
- Дорога, деревня, рожь, тропа.
- Ночь, печь, камыш, тишь.
- Бинокль, рюкзак, речь, карандаш.
Молодцы. Мы справились с поставленной задачей.
Д)- Какая известная вам орфограмма встретилась в данном задании? Ответить на этот вопрос поможет добрая сказка, которую поведал мне мудрый лесной житель:
Влюбленный Ь
Мягкий знак давно и безнадежно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. Другим буквам нравятся эти качества…
- О какой орфограмме идет речь?
-Правильно! Проверим задание на доске и еще раз сформулируем правило…
Е) Мне кажется, что пора сделать привал и немного отдохнуть. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, ведь мы попали на волшебную полянку, полянку, на которой растут существительные. Посмотрите на них внимательно и ответьте на вопрос:
-Чем отличаются написанные на табличках слова? (город, Шексна, река, газета, «Речь», журнал, кинотеатр, «Победа», поэт, О.Фокина, Ледовый дворец, Череповец, «Телесемь», дворец)
- Как пишутся все имена собственные? Какие имена собственные заключаются в кавычки?
Составьте, пожалуйста, с любыми названиями 2 сложных предложения.
Ж) Отдых – это всегда приятно, а нам пора снова отправляться в путь, вот и гора склонений. Чтобы зайти на гору склонений, нужно выполнить следующее задание. Подпишем «Распределительный диктант», 3 столбика, 3 склонения (2 человека у доски: один - 2 скл., второй: 1 и 3 скл.):
конфета, полночь, рюкзак, Отчизна, глушь, гитара, кабинет, спортсмен, ателье, салют, пианино, модель, футбол, здание, корзина, Родина, молодежь, речь, рассвет, вокзал.
Дополнительно определите род всех существительных.
Проверяем…
З) Вот и снова река. Справиться с этим препятствием нам поможет игра «По щучьему веленью, по моему хотенью…»
Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, назовите словообразовательные суффиксы.
Сила, труба, цирк, барабан, Кавказ, камень, гардероб, разведка, аптека, библиотека, Москва, баян, журнал.
(значение суффиксов: обозначает лиц по профессии или по роду занятий, или по месту проживания)
-Так «По щучьему веленью, по моему хотенью…» появился перед нами и новый мост, с помощью которого мы попадаем в домик падежей.
И) -Сколько же падежей в русском языке?
-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)
-Вспомним, как же склоняются наши существительные.
Скоро весна
Над полями и лесами все ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда. Скоро лес оденется листвою.
-Проверяем. Найдите
- слова с безударной гласной в корне, объясните вставленную букву;
- объясните правописание глаголов на –тся;
- найдите слова с орфограммой в приставке, объясните правописание;
- объясните постановку знаков препинания.
-Вот и подошла к концу наша прогулка по королевским владениям Имени Существительного. Какие грамматические категории мы повторили?
Итог урока:
- Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебника – имени существительного. Впереди у вас – новые путешествия и новые препятствия
Рефлексия
Тест.
- Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным
- На поляне растет старая ель.
- Медведь, заяц, лиса – животные.
- Гнездо дятла висит в дупле.
- Найдите предложение, в котором существительное стоит в винительном падеже
- Я люблю свой родной край
- Небо высоко и прозрачно
- Гранит – прочный камень
- Где нужен ь?
- трикотаж…
- роскош...
- туч…
- Найдите существительное одушевленное, собственное
- Саша
- Москва
- ученик
- Каким членом предложения является выделенное слово: Поля разрушают овраги
- подлежащим;
- дополнением;
- определением.
- Найдите верную характеристику выделенного существительного: У сирени тонкий аромат:
- нариц., неодуш., ж.р., 3скл., в род.п., в ед.ч.
- нариц., одуш., м.р., 2 скл., в род.п., в ед.ч.
- собств., неодуш., ж.р., 3скл., в вин.п., в ед.ч.
Тест.
1.Найдите предложение, в котором сказуемое выражено именем существительным
- На поляне растет старая ель.
- Медведь, заяц, лиса – животные.
- Гнездо дятла висит в дупле.
- Найдите предложение, в котором существительное стоит в винительном падеже
- Я люблю свой родной край
- Небо высоко и прозрачно
- Гранит – прочный камень
- Где нужен ь?
- трикотаж…
- роскош...
- туч…
- Найдите существительное одушевленное, собственное
- Саша
- Москва
- ученик
- Каким членом предложения является выделенное слово: Поля разрушают овраги
- подлежащим;
- дополнением;
- определением.
- Найдите верную характеристику выделенного существительного: У сирени тонкий аромат:
- нариц., неодуш., ж.р., 3скл., в род.п., в ед.ч.
- нариц., одуш., м.р., 2 скл., в род.п., в ед.ч.
- собств., неодуш., ж.р., 3скл., в вин.п., в ед.ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление имён существительных в речи
Лингвистическое путешесвие учит наблюдать за использованием имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-153837-1360592889.jpg)
Урок" Лексические нормы употребления глаголов"
Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-153837-1360592889.jpg)
Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"
Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-367450-1387026729.jpg)
Конспект урока "Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы".( По учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова)
Методическая тема: Организация учебного исследования на уроке русского языкаЦели: научиться соблюдать лексические нормы.Задачи: 1) определять лексическое значение слова;2) учитывать точное значение сл...
Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.
Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/05/picture-1257988-1593936987.jpg)
Текст для редактирования по теме: "Грамматические нормы использования имён существительных мн.числа родительного падежа".
В файле представлен текст для редактирования грамматических ошибок в использовании существительных в родительном падеже и множественном числе. Может использоваться в качестве одного из зад...