Главные вкладки

    Урок" Лексические нормы употребления глаголов"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Ширшова Ирина Анатольевна

     

    Пояснительная записка

     

    .

    Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Принципиально технология формирования ключевых компетентностей представляет собой формирование более (компетентностно-ориентированное задание) или менее (применение метода проектов) формализованных образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели.

    Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

    Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие .

    Особой структурной единицей  учебной деятельности является учебная ситуация.

    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично  - запоминают.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

    Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.

    Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:

    ·        определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;

    ·        отбор учебного материала;

    ·        определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);

    ·        прогнозирование возможных действий учащихся.

    Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

    ·        возраста ребенка

    ·        специфики учебного предмета;

    ·        меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл leksicheskie_normy_upotrebleniya_glagolov.rar815.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    .

    Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Принципиально технология формирования ключевых компетентностей представляет собой формирование более (компетентностно-ориентированное задание) или менее (применение метода проектов) формализованных образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели.

    Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

    Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие .

    Особой структурной единицей  учебной деятельности является учебная ситуация.

    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично  - запоминают.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

    Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.

    Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:

    1. определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
    2. отбор учебного материала;
    3. определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);
    4. прогнозирование возможных действий учащихся.

    Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:

    1. возраста ребенка
    2. специфики учебного предмета;
    3. меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.

    Тема:  Лексические нормы употребления глаголов.

    Цели:

    - формирование коммуникативной компетенции: развитие умения определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

    - формирование лингвистической компетенции: освоение основных норм русского литературного языка в рамках изучения темы «Глагол»; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Интернет-ресурсами.

    - формирование культуроведческой компетенции: освоение норм русского речевого этикета.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Личностные

    Ответственность и адаптивность – умение действовать в интересах большого сообщества; этично себя вести; толерантность.

    Креативность и любознательность – развитие, применение и обмен новыми идеями с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения.

    Направленность на саморазвитие – стремление к речевому самосовершенствованию; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

    Метапредметные

    Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов общения.

    Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понима-

    ние взаимосвязей в сложных системах.

    Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах.

    Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и

    обязанности; умение сопереживать,  признавать  различные мнения.

    Умения ставить и решать проблемы – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

    Предметные

    Формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в

    разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

    Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Освоение знаний  об основных нормах употребления глагола в русском языке; об особенностях русского речевого этикета; формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, сигнальные карточки, изображение страны Глаголии, пазлы для складывания лингвистического термина.

                                                             ХОД УРОКА:

    1.Оргмомент.

    Приветствие детей, сообщение темы и целей урока.

    2.Вступительное слово учителя.

    Культура речи (наряду с культурой мышления и эмоциональной культурой) является основой общей культуры личности.

    А чтобы понять, о какой части речи пойдет речь, отгадайте загадку.

    Загадка

    Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    А я приду – всё в действие придёт.
    Летит ракета, 
    Люди строят зданья,
    Цветут сады, 
    И рожь в полях растет.

    (Глагол)

    3.Работа с эпиграфом к уроку.

    Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

     «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

    Н. Греч

     

    Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

    Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

    Итак, ребята, запишите себе в тетради число, классная работа, эпиграф к уроку.

    Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие по стране ГЛАГОЛИЯ , мы будем преодолевать различные препятствия, которые будет нам готовить королева этой страны. Но ее имя нам неизвестно, и чтобы пробраться к ней во дворец нужно выполнить все ее задания. За выполненные задания королева будет выдавать нам пазл с частью ее имени. А в конце урока, когда мы выполним все задания ,сможем узнать имя этой королевы. Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Глаголия.

    4.Словарная работа.

    Дом науки.(работа с толковыми словарями)

    Норма — это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.

    С. И. Ожегов

    Смогли ли вы отразить основные составляющие понятия «норма»?  Какие? (ответы учащихся)

    Верно, это образцовость, общепризнанность, возможность изменения, фиксация в словарях.

    -Какие виды норм вам известны? (ответы учащихся).

    5.Жители этой загадочной страны предлагают нам с вами пройти по улице орфоэпических норм, но, чтобы перейти перекресток нужно выполнить задания светофора.

    Но у нашего светофора будут задействованы только два цвета : зеленый- мягкий звук, красный- твердый звук.

    НЕМОЙ ДИКТАНТ(устно)

    Строюсь

    Молюсь

    Бреюсь

    Шепчусь

    Дерусь

    Борюсь

    Жители предлагают нам решить речевую задачу.

    Из книги Л.Раковского «Чувство языка»:  «Патриарх ТЮЗа  А.А. Брянцев рассказал мне об одном телефонном разговоре. Ему позвонили из школы: -Вам звОнит преподавательница…  -Не верю!- прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: …Товарищ Брянцев, Вам звОнит преподавательница… Почему вы не верите?- Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить - звОнит, - ответил в последний раз А.А.Брянцев».

    О какой ошибке идет речь? (ответы уч-ся)

     ЗвонИт(прав.ответ)

    Итак, ребята, для чего же нам нужны орфоэпические нормы?

    Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

    6.Река грамматических норм.

    Давайте вспомним прошлый урок русского языка.Скажите, что такое грамматические нормы, для чего они нам нужны?

    Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

    Карточка.

    Мой сосед броется электрической бритвой.

    Вы хочете спать?

    Кран текет целую неделю.

    7.ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ.

    Вот мы и подошли к огромному царству лексических норм..

    Как вы думаете, для чего же они нам нужны? какие функции они выполняют?

    Лексические нормы – регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением.

    Работа с учебником.

    Жители предлагают выполнить у. 532.

    Как называются слова, разные по написанию, но одинаковые по значению?(СИНОНИМЫ)

    У.534.( работа со словарями: ОДЕТЬ____НАДЕТЬ)

    (на доске)

    Одеть    КОГО_ТО

    Надеть   ЧТО_ТО

    ВЫВОД: Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.  НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов.

    У.533.(Вывод о необходимости точного словоупотребления).

    Запись словосочетаний: допустить две ошибки, закрыть окно, преодолеть препятствие, дворец раскинулся, борцы тренировались, на репродукции изображена девушка.

    ФИЗМИНУТКА(зарядка для рук и глаз)

    У.534(2) Прочитаем предложения.

    Найдите предложение, в котором лексическая ошибка.(Запись исправленного предложения).(предложение №3)

    8.МОСТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

    Чтобы поближе подойти к дворцу королевы, нужно преодолеть мост фразеологизмов.

    Что такое фразеологизмы?

    (устойчивые выражения слов, имеющие переносное значение)

    У.538.( Самое яркое изображение фразеологизма)

    ВЫВОД: Иллюстрации относятся к сочетаниям глаголов с существительными, и именно поэтому возникает комический эффект, ведь фразеологизмы представляют собой нерасчленимые сочетания слов, и значение их не складывается из значений слов, которые входят в его состав.

    9.ВОРОТА –ОМОФОНЫ

    У.536(ОМОФОНЫ- слова, которые произносятся одинаково, но по-разному пишутся.)

    ИТОГИ.РЕФЛЕКСИЯ,

    Итак, ребята, давайте узнаем имя королевы( ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

    Что же такое лексикология?

             Лексикология- наука о словарном составе языка.

    Что такое норма? Виды норм? Для чего нужны Лексические нормы?

    1. Лексические нормы – регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением.

    Что необходимо учитывать, чтобы не допустить лексических ошибок?

    НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов.

     Домашнее задание –у.539.

    Выставление оценок.

    Конспект урока

    по русскому языку

    Тема:  « Лексические нормы употребления глаголов».

    6 класс

                                      Учитель русского языка и                        

                                                    литературы МКОУ СОШ с.Сластуха

                                                                  Ширшова И.А.

    2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Глагол, причастие, деепричастие. Нормы употребления.

    Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления глаголов и глагольных форм....

    Имя прилагательное. Нормы употребления.

    Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён прилагательных в речи....

    Имя существительное. Нормы употребления.

    Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления существительных....

    Имя числительное. Нормы употребления.

    Задания, направленные на формирование навыков грамотного употребления имён числительных....

    Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"

    Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

    Нормы употребления причастий в речи (6 КЛАСС, программа С.И. Львова)

    Урок по теме "Нормы употребления причастий в речи"...

    Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

    Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголовЦели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совер...